Совершенствование организационного обеспечения делопроизводства в ходе реформирования судебной системы (внедрение автоматизированной системы «Правосудие»
К.Ф. Нефедова, к.и.н.; В.В.Кусов, Самарский гос. ун-т
- Место делопроизводства в судебной системе
- Инструкция по делопроизводству районного суда
- Внедрение новых технологий – реализация программы «Развитие судебной системы России»
Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 млн гражданских дел, около 1 млн уголовных дел, более 3 млн дел об административных правонарушениях. Приведенная статистика свидетельствует о возрастающей нагрузке на суды, о росте доверия к ним.
Систему судебного делопроизводства следует рассматривать как фундамент судебной системы, так как оно играет важнейшую роль в защите прав человека. В то же время документационное обеспечение деятельности судов имеет особое значение в повышении производительности работы судебных органов. Рациональное и четко организованное судебное делопроизводство способствует прозрачности деятельности судов, повышает личную ответственность работников.
Учитывая, что в условиях демократии судебная власть, в конечном счете, подотчетна обществу, информация, связанная с работой судебных органов, должна быть доступна широкой общественности. В наши дни новейшие информационные технологии создают все необходимые предпосылки для этого. Доступная информация позволяет увидеть сильные и слабые стороны в работе судов. Без такой информации общество теряет веру в объективность судебных органов.
До 1998 г. функцию организационного обеспечения деятельности судов выполняло Министерство юстиции РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. В ходе проведения судебной реформы такое положение было признано несовместимым с независимым статусом суда и противоречащим принципу разделения властей. Осуществление задач по реформированию судебной системы, по обеспечению ее реальной независимости от системы органов исполнительной власти вызвало принятие Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
С принятием и введением в действие новых процессуальных законодательных актов – Уголовного процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ и других актов, содержащих предписания процессуального характера, обязательные для судов общей юрисдикции при организационном обеспечении рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям, других материалов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, возникла настоятельная необходимость приведения Инструкции по делопроизводству в соответствие с ними.
В 2003 г. Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ утверждена Инструкция по делопроизводству в районном суде. Наиболее значительными явились изменения в части делопроизводства, касающейся рассмотрения уголовных дел и обеспечения судебного контроля в порядке досудебного производства. В меньшей мере осуществленные изменения затронули вопросы делопроизводства по гражданским делам. Претерпело изменения и структурное построение Инструкции, из нее выведены положения, касающиеся распределения делопроизводственных функций по должностям, предусмотренным штатным расписанием районного суда.
Такие процессуальные фигуры, специализирующиеся в области судебного делопроизводства, как секретарь судебного заседания и помощник судьи, впервые введены законодателем в арбитражный процесс лишь в 2002 г. при принятии нового (третьего) российского Арбитражного процессуального кодекса.
Рост количества рассматриваемых судами споров постоянно опережает рост количественного состава судей. Данная тенденция приводит к неуклонному и существенному возрастанию нагрузки на каждого судью.
С 2007 года реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы, которая призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также улучшение условий для осуществления правосудия.
Обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний. Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах - 14 тыс. мест, формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов;
- создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности;
- осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний.
В 2002 году разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, основой которой стало создание Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие», широкомасштабное внедрение которой в судах и системе Судебного департамента осуществляется с 2007 года. В ходе дальнейшего развития ГАС «Правосудие» планируется размещать на сайтах судов информацию о рассматриваемых делах в реальном масштабе времени.
Указанные мероприятия позволяют в полной мере реализовать положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2010 года.
Достижение высокого уровня гласности, открытости и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы. Решение названной задачи позволяет добиться повышения качества судебной деятельности, укрепляет связь судов с населением, что повышает уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 14 января; 2003. – 30 октября; 2004. – 7 декабря; 2007. – 6 марта; 2008. – 30 декабря; 2009. – 1 июля.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=66296. – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583) // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86144. – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. – 2008. – 26 декабря.
Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Материалы интернет-конференции, 30 марта 2009 г. // Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/action/conference/206653/ – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).