Интервью профессора Т. В. Кузнецовой газете РГГУ «Аудитория»

Интервью профессора Т. В. Кузнецовой газете РГГУ «Аудитория» по поводу присвоения почетного звания «Заслуженный профессор РГГУ»

— Татьяна Вячеславовна, что для Вас это звание?

— Это звание для меня, пожалуй, самое ценное из всех наград, которые я получала. Ценное потому, что это признание моих коллег, потому что получила я его вместе со своим дорогим учителем профессором С. О. Шмидтом, который является для меня образцом и педагога, и ученого. К тому же было очень приятно получить это звание именно осенью 2006 года, когда исполнилось ровно полвека моей работы в Историко­архивном институте.

Для меня также важно признание того, что направление, у истоков которого я стою, которому было отдано столько лет жизни — документоведение — повсеместно признано и получило широкое распространение.

— Когда и как началось Ваше знакомство с ИАИ?

— В 1951 году, окончив школу с медалью, я поступила в Московский государственный историко­архивный институт и сразу же полюбила его. Мне всегда было интересно в нем учиться: здесь преподавали лучшие силы историков. Здесь мне привили любовь к научной работе, и я была председателем научного студенческого общества института. После окончания в 1956 году института меня оставили в нем работать. Я прожила здесь буквально всю свою сознательную жизнь — 55 лет с момента поступления в институт.

На моих глазах шло развитие МГИАИ, было создано первое в стране документоведческое направление. В 1964 году постановлением Правительства был открыт факультет государственного делопроизводства — нынешний факультет документоведения. Сегодня в учебно­методическом отношении факультет объединяет более 110 вузов страны, в которых с середины 1990­х годов открыта эта специальность. Институт всегда поддерживал все начинания кафедры. Для меня это очень родной вуз, а его 75­летие — знаменательная дата.

— В своем выступлении по поводу присвоения звания Вы упомянули о том, что в ИАИ была очень сильная школа, много интересных преподавателей. Расскажите о них.

— Конечно, хотелось бы вспомнить обо всех, кто работал в МГИАИ, но это невозможно в одном интервью. Сейчас из моих учителей остались двое: С. О. Шмидт и О. М. Медушевская. Они представляют очень сильное источниковедческое направление, которое наиболее ярко развивалось именно в МГИАИ. Не могу не вспомнить профессора В. В. Максакова, основателя Историко­архивного института, который был моим научным руководителем в аспирантуре. Здесь работали такие выдающиеся преподаватели, как профессор К. Г. Митяев, заложивший основы документоведения, профессор В. К. Никольский, читавший лекции по истории Древнего мира, М. М. Себенцова, которая вела Средние века. Здесь работал один из основателей архивного дела И. Л. Маяковский. Прекрасные преподаватели Ю. Ф. Кононов (по рождению князь Волконский), Н. В. Бржостовская вели курсы по истории организации архивного дела, профессора А. В. Чернов, Н. П. Ерошкин, А. А. Нелидов много сделали для развития истории государственных учреждений. Это была целая плеяда прекрасных, ярких преподавателей. Не случайно, большинство научных работников Института истории РАН составляли выпускники МГИАИ: в отличие от других вузов, готовящих историков, в ИАИ прежде всего учат верить не мнению, высказанному в книге, а только фактам, зафиксированным в документах, самостоятельно выявлять и собирать эти факты в архивах. Работа с документом, умение найти источники в архивах — это и есть та особенность, которая выгодно отличает выпускников ИАИ.

— Вы упомянули, что С. О. Шмидт и О. М. Медушевская ввели Вас в науку. Как это произошло?

— С. О. Шмидт обладает особым талантом, которого может и не быть у других крупных ученых, — он умеет заразить наукой и научить работать в науке. Когда С. О. Шмидт выпускал первый сборник студенческих научных работ, он предложил мне сделать статью из доклада, с которым я выступала на кружке кафедры истории и организации архивного дела. Но это ведь не простое дело: взять и написать статью. С. О. Шмидт работал со мной, научил меня методам научной работы: как она делается, на чем основывается. Надо сказать, что для меня это стало уроком буквально на всю жизнь.

— Как изменился ИАИ за время Вашей работы в нем? Что изменилось к лучшему, что к худшему?

— Когда говоришь, что работаешь в РГГУ, еще не каждый знает, о чем идет речь, но если отмечаешь, что это бывший Московский историко­архивный институт, то все сразу понимают, о каком вузе говорят. ИАИ был ядром, из которого вырос университет, конечно, частично за счет МГИАИ, в котором стало меньше студентов и преподавателей — они разделились между другими факультетами. Историко­архивный институт стал только небольшой частью огромного университета, и это не всегда лучшим образом отражается на институте. Кроме того, положение всей архивной науки и архивов в стране изменилось.

Сначала архивная отрасль была при Совете Министров, потом при Президенте, теперь же это всего­навсего Федеральное агентство в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций, то есть снизился уровень положения архивов, соответственно и документоведения, которым раньше занимались архивные органы. Сейчас документационное обеспечение управления (делопроизводство), которое по сути является «кухней» управления и отражает его систему, «висит в воздухе», ничейное. И все это: и положение архивов, и место делопроизводства, конечно, сказывается и на институте, который готовит кадры в этой сфере.

— Какие у Вас планы на будущее?

— Планов всегда очень много. Сейчас я работаю над учебником по курсу «Документоведение», который возможно будет закончен в этом учебном году. Это на сегодня, пожалуй, самая главная моя задача. Когда открывали факультет государственного делопроизводства, у нас не было ничего. Надо было разработать курсы, учебно­методические пособия по всем дисциплинам, подготовить кадры для новой специальности. На сегодня учебники и учебные пособия созданы по многим курсам, но ощущается острая нехватка учебников по курсу «Документоведение».

— Ваше профессиональное кредо?

— Я охотно верю в такую теорию, что каждому человеку, когда он родился, отпущен его срок, его временной ресурс. Этот ресурс, как и любой другой, например денежный, можно израсходовать просто так, попусту, а можно потратить его с делом. Можно прожить долгую жизнь, но она будет маленькой, а можно короткую — но она будет большой: все зависит от того, сколько ты успеешь сделать в единицу времени. Я не люблю тратить время попусту, постоянно его чувствую, стараюсь использовать каждую минуту и учу этому студентов уже с первого курса.

— Пожелание молодым историкам?

— Стараться писать историю не с чужих слов, а на основании документов, объективно отражающих события, и помнить, что события современности через какое­то время станут историей и должны быть обязательно запечатлены в документах сегодняшнего дня. Необходимо с любовью и внимательно относиться не только к документам прошлого, хранящимся в архивах, но и к документам современным, фиксирующим нашу жизнь.

Газета «Аудитория», 2007, № 35–36

Источник: Делопроизводство 2 - 2012