Исторический опыт документирования деятельности Боярской Думы

Автор: М.И.Додонова

Исторический опыт документирования деятельности Боярской Думы

М.И.Додонова, доц. РГГУ

  1. Боярская Дума, её функции
  2. Рабочий состав Думы
  3. Порядок заседания и принятия решений
  4. Документирование деятельности Думы

Боярская Дума - термин относительно современный. В справочниках XVI-XVII веков чаще применяется словосоченание дума бояр. Однако ее функции, состав служилого боярства, виды документов и обсуждаемые вопросы напрямую соотносят ее с верховной властью.

Совет государя с боярами можно с полным основанием отнести к правлению Владимира Мономаха и византийских царей. Принимаемые и соответствующе оформленные документы так и назывались "приговоры царя с боярами". Считается, что состав Думы формировался, главным образом , на основе удельных традиций, имеющих глубокие исторические корни.

Однако в 1556 году в Думе обсуждалось и было принято "Уложение о службе", согласно которому государственная служба "по отечеству" начиналась с 15 лет, до этого дети боярские и дворянские считались недорослями. За несение государственной службы полагался земельный надел и денежноле содержание, но, как правило, у государства не было ни того, ни другого и служилый люд в большинстве случаев сам себе находил не всегда праведные источники дохода.

Государю принадлежало право назначать думские чины. Присмотримся к ним внимательно. Их основу составляла старая московская администрация в лице представителей влиятельнейших родовитых боярских фамилий Долгоруких, Шуйских, Воротынских и т.д.

Вместе с тем состав Боярской Думы на протяжении многих десятилетий постоянно менялся, что было связано с разными причинами и, в частности, с таким распространенным явлением как местничество.

Распри, войны, царская немилость к одним и выдвижение других привело к тому, что в Боярскую Думу попадают менее влиятельные и аристократические представители боярских сановников, записанных в разрядных книгах. Любопытно, что один из старейших боярских родов Воротынских имел своего представителя в Думе только через три поколения, а особое расположение и влияние в Думе приобретают люди, пришедшие к власти в результате тихого переворота или смуты, отличившиеся личной преданностью государю. Так возникает чин думного дворянства, во многом опережавший консервативных бояр, не желавших перемен и не ценивших усердия новых слуг.

В то же время происходит расслоение на дворцовых людей( согласно Дворовой тетради их было 4 тыс. человек) , приближенных к государю, и думских бояр с точки зрения выполнения обязанностей и с точки зрения получения царских привилегий. Многие бояре выполняли одновременно функции думских чинов и дворцовых сановников что, естественно, порождало дублирование обязанностей, интриги , подкуп и создавало предпосылки для коррумпированности. Так например, постельничий "не хотел ходить в палату и сидеть с боярами" (В.О.Ключевский).

Все больше основное ядро Боярской Думы составляют начальники приказов (центральных органов управления), которые в свое время выделились в самостоятельные ведомства из Думы, и в силу необходимости через нее проводили нужные дела. От каждого приказа в состав Думы входило по одному человеку, исключение составлял лишь важнейший Посольский приказ, от которого в Боярской Думе заседало три представителя.

Изменение в составе Думы вызывало недовольство титулованной знати, по их отзывам " эти новые нашим отцам и в холопы не годятся". Однако "эти новые" брали на себя самые обременительные и хлопотные обязанности, связанные с усложнением развивающихся экономических и политических отношений, а следовательно с появлением новых документов и формированием обрядов и правил их обработки и хранения. Как правило, на заседаниях Думы они присутствовали стоя, вслушиваясь в речи грамотных думских заседателей и приглядываясь к тому, как вели дела думские дьяки.

Так постепенно складывался состав думских чинов: бояре (советники) -первый думский чин, окольничие, казначеи, печатники, думские дворяне и думские дьяки. Последние обычно выступали докладчиками на заседаниях Думы по делам своих приказов, они же давали справки и представляли мнения для формулировки думских приговоров. Поэтому в резолюциях нередко проставлялись фамилии дьяков, вынесших то или иное решение.

Заметную роль в этой среде играли печатники. Изначально это были казначеи, которые ведали финансовыми вопросами, прикладывали печать к важнейшим государственным документам. Впоследствии они становятся хранителями царского архива.

В составе Думы были чиновники, выполняющие обязанности совершенно не относящиеся ни к прямым думским полномочиям, ни к делопроизводству : одни были главными фигурами во время крестного хода, другие относили яства со стола государя на стол патриарху.

"Рабочий" состав Думы, содержащийся в" разрядной росписи" в разное время насчитывал от 20 до 60 человек. Но это не означало , что ежедневные заседания проходили в полном составе. Многие участвовали в военных походах, отлучались в свои вотчины для устройства местных дел, кто-то сидел в столичных приказах и просто игнорировал заседания.

Среди членов Боярской Думы были доверенные лица государя , которые часто отлучались в Польшу, Литву, Малороссию со специальными поручениями. Таким образом, решение вопроса нередко принималось, если даже на заседании Думы присутствовало 2 человека.

Заседания в летнее время начинались с восходом солнца, когда бояре ехали в Кремль "челом ударить государю", и длились около 7 часов. Затем думные люди с государем шли в церковь к обедне, после чего они возвращались домой и с первым ударом колокола, возвещавшего начало вечерни, заседание Думы возобновлялось и нередко длились до 11 вечера.

Такой порядок ведения заседаний создавал несколько искаженное представление о времени заседаний Думы у иностранцев, которые в своих заметках о быте русского служилого люда, свидетельствовали о практике "ночных бдений".

Заседания Думы не проводились в воскресные и праздничные дни, а также на Страстной неделе. Однако для решения чрезвычайных вопросов этот порядок нередко нарушался, а затем в Соборном Уложении 1649 года специальным указом было предписано проводить заседения в субботние и воскресные дни до обеда.

Историки, изучающие деятельность Боярской Думы, чаще всего расходятся в мнении относительно существования думской канцелярии, а следовательно, и практики обрядов документирования. Одни, как В.О Ключевский, полностью отвергали существование такого подразделения в составе Думы, мотивируя это тем, что Боярская Дума лишь обсуждала уже подготовленные в приказах решения, и рассылка приговоров тоже происходила из канцелярий самих приказов.

Такое представление могло сформироваться под влиянием известных фактов неупорядоченности самого процесса заседаний Думы; она была очень подвижным учреждением. Заседания могли происходить в Передней, Золотой и Столовой палате Кремля, в царствование Алексея Михайловича в его личном кабинете, либо в селе Измайлово или Коломенское, даже в походной канцелярии ( шатрах).

На отсутствие следов деятельности думской канцелярии указывает С.О.Шмидт в одной из своих работ, посвященных российской государственности. В то же время он ссылается на известного историка-археографа Н.В.Калачова, который, вступая в полемику с В.О.Ключевским, аргументированно доказывает , что при Боярской Думе была своя канцелярия-отделение ( слово "канцелярия" пришло к нам из петровских реформ), которая регистрировала, рассылала на места приговоры и основанные на них указы, грамоты и другие исполнительные бумаги.

В первые десятилетия существования Боярской Думы все вопросы государственного и частного характера выносились на ее обсуждение, но постепенно дела, относящиеся к компетенции приказов рассматриваются по месту заведения, а в Думе разрешаются вопросы только принципиального характера.

К середине ХУ1 века устанавливается порядок рассмотрения в Думе дел, которые без государева именного "указа вершить будет немочно". Практически в полном составе Боярская Дума присутствовала только на заседениях Земских Соборов. Избрание царей, укрепление феодально-крепостнических отношений, развитие торговли, борьба с внешним врагом и борьба за власть были постоянными вопросами для решения которых собирались Земские Соборы. По ним принимались решения в виде царских указов, жалованных грамот, договоров. Вопросы налоговой политики стали предметом обсуждения на специально созванном в 1549 году Земском "соборе примирения". Собор принял решение о создании нового Судебника 1550 года с целью закрепления натуральных и денежных повинностей и установления наказания за преступления и провинности.

Множество вопросов было связано с национальносй безопасностью и личной безопасностью царской семьи. Так, когда в Москву пришли вести о нападении крымского хана , Дума обсуждала вопросы отражения набегов крымских татар, о переезде государя из Москвы в более спокойное место.

В то же время для решения вопроса о размежевании земель между светскими и духовными лицами собиралось совместное заседание Думы и высшего духовенства. На таких Соборах присутствовало не менее 40 человек, причем эти заседания протоколировались думными дьяками. Завершающие документы, иностранец Флетчер называет их прокламациями, рассылались в каждый город или государство для обнародования.

Для решения текущих дел создавались думные комиссии под предводительством одного из бояр, по имени которого они и назывались. Наиболее загруженной делами была судебная комиссия - "суд бояр". Делопроизводство Думы было недостаточно централизованно. Как мы уже сказали, часть дел создавалось и завершалось в приказах, но только после того как они получали законченное административное устройство. А пока вопросы внешних сношений, землепользования, тяжбенные дела оставались прерогативой Думы, все делопроизводство было сосредоточено в ее пределах.

Нередко думские комиссии превращались в приказы с самостоятельными функциями и со своей служилой бюрократией, которая брала на себя всю полноту оформления дел. И все же четкого разграничения функций в Думе середины ХУ1 века не существовало. Так, глава Посольского приказа боярин Щелкалов был одновременно и разрядным дьяком, а его брат, напротив, будучи разрядным дьяком принимал участие в организации внешних сношений. Также не было четкого размежевания сфер документирования.

Следов оформления и составления документов сохранилось очень мало, да и подавляющее число самих документов этого периода безвозвратно утеряно.

Утрата документов могла быть вызвана стихийными бедствиями, войнами и другими непредсказуемыми событиями. Однако часть документов уничтожалась сознательно : либо когда надо было скрыть от народа некоторые дела государственной важности, либо после принятия приговора Думы потребность во многих незначительных справках и выписках отпадала.

Другое обьяснение отсутствия множества ценнейших исторических источников заключается в том, что наряду с Боярской Думой существовала Ближняя Дума - особый тайный совет государя из числа дворцовых сановников или доверенных лиц царского окружения. Намеренно, за ненадобностью уничтожались многие дела "домашнего" делопроизводства.

Так, для принятия присяги во имя новорожденного царевича Димитрия по духовной грамоте Ивана Грозного на заседании Ближней Думы присутствовало 10 человек, тогда как по думскому списку состав Боярской Думы того времени нассчитывал 47 членов. Зная трагическую судьбу наследника престола, можно только догадываться какое количество документов, связанных с его именем безвозвратно утеряно.

Вопросы, которые ставились на заседаниях Ближней Думы носили, как правило, тайный ( главным образом по вопросам внешних сношений) или частный характер: устройство торжеств при дворе, организация богомольной поездки царя, обсуждение дворцовых доходов и расходов.

Обычно эти совещания не находили документального оформления. Но, если государь обсуждал с ближними боярами вопросы учредительного характера, не укладывающиеся в колею обычного делопроизводства, или по которым надо было принимать решение на заседании Боярской Думы, то именно здесь тщательно готовились все детали будущего обсуждения : проекты приговоров и резолюции дьяков, составлялись справки, как государь будет "обьявлять свою мысль".

Составление повестки дня не было постоянной практикой, она составлялась и передавалась через подьячего членам Думы только в случаях чрезвычайных "бдений".

Большая часть времени заседаний была посвящена слушаниям докладов дьяков судейских комиссий или докладных выписок начальников приказов. Однако, в зависимости от степени важности вопроса существовало четыре порядка поступления дел: дела докладывались царю без бояр, государю в присутствии бояр, боярам без государя и государю с боярами.

Принимать решение о способе представления докладов тоже нередко было предметом обсуждения Думы, поскольку надо было решить непростой вопрос : стоит ли отрывать от обеда или молебна государя или высокое духовное начальство.

Нередко окончательное решение принималось дьяками Разрядного приказа или до его административного оформления Большим Московским Разрядом, который по праву называли думской канцелярией. Это отделение осуществляло посреднические функции между приказами и верховной властью. Через него проходили в Думу все документы , поступающие из приказов и приказных изб.

Заседания Думы протоколировались - эти документы носили название "судный список" Составлял "судный список" дьяк; в протоколе также записывались мнения думских чинов, но эта практика не носила постоянного характера , затем протокол переписывался подьячим в черновом виде и сверялся дьяком - " к тем делам дьяку рука своя приложити" и устно докладывался членам Думы, чтобы они могли внести правку в нужное место.

Протоколы считались важнейшими думскими документами и поэтому часть их была внесена в опись Царского архива, да и хранились они в тщательно запираемых ларях в дорогих переплетах.

Заключительными документами заседания были указы царя и приговоры Боярской Думы. Текст этих документов начинался со слов : "Царь, государь, великий князь указал" или "Великий государь сей доклад слушав указал и бояре приговорили" ( с некоторыми изменениями эта форма начала текста Указов просуществовала свыше ста лет.)

Боярская Дума стояла на страже иерархии не только ведомств и чинов, но и документов. В ее компетенцию входило выдавать жалованные и указные грамоты высшему духовенству, дворцовым сановникам на владение вотчинами, селами, угодьями и промыслами.

Делопроизводство Думы включало конфиденциальную переписку и специальные "поручные записи" по видным правительственным и придворным деятелям. Те, кто получал "поручную запись" проходил через специальную комиссию поручителей со всеми элементами подтверждающими факт поручительства. Таким образом в стенах Думы были сосредоточены своего рода досье на видных государственных сановников.

Нередко доклады составляли основу будущих документов, например, грамот, тогда в конце грамоты ставилась приписка "с докладу дьяка Федора Булгакова".

Так создавались основы правовой регламентации взаимоотношений Думы и служилых людей. Функция Думы по управлению русскими территориями требовала вести переписку, которая делилась на "посыльные и присыльные", а факт поступления документа фиксировался в специальных книгах. Обычно документы датировались в начале текста " а грамота ся писана на Москве лета..." Авторская подпись на документах была редким явлением. Однако указы, жалованные грамоты, договоры с иностранными государствами , именные списки городовых дворян и детей боярских имели подпись ("припись" ) дьяка и "справу" подьячего. Авторскую подпись имели акты феодального землевладения.

На многих важнейших документах ставилаь государственная печать с изображением двуглавого орла как символа преемственности власти московскими князьями от Визаниии и Рима. Были и печати городов, которые со временем превратились в гербы.

Наиболее распространенной была столбцовая форма документов. Но для описей и других охранительных записей использовались книги ( боярские книги, приходно-расходные книги денежной казны, писцовые, дозорные и др.) Очевидно эти книги заводились в приказах, а на заседаниях Боярской Думы использовались в справочных целях.

С позиций наших сегодняшних представлений многие дела кажутся незначительными, но можно себе представить какую бурную дискуссию вызывало обсуждение кражи ржи у попа дьяконом Спиридоном.

Заседания Думы не отличались спокойным ходом обсуждения: бывали и брань и крики, родовитые бояре называли молодых и худородных членов Думы, выступавших против их мнения "смердами". Однако об этом мы можем судить не по протоколам , где все чинно и благоразумно, а по летописям и записям иностранцев.

Не обходилось иногда и без рукоприкладства, а уж схватить оппонента за бороду, порвать платье и вытолкнуть пинком из палаты неугодного противника - излюбленные приемы некоторых горячих думцев.

Однако в присутствии царя сохранялась благопристойная атмосфера неспешного обсуждения вопросов. Мнения оппонентов или возражения назывались "встречи". Здравомыслящие государи с интересом и вниманием выслушивали точку зрения членов Думы, даже не согласных с общим мнением. Вместе с тем, недопустимость возражений были свойственны Великому князю Василию Ш , Ивану Грозному. Мы знаем печальную судьбу Курбского и других членов Избранной Рады, желавших иных путей развития России, позволявших себе вступать в полемику с царствующими особами.

Таким образом , функции Боярской Думы - " царского синклита " были неотделимы от функций государства. В то же время Дума ХУ1 столетия с решаюшим голосом родовитых бояр была своего рода ограничителем власти самодержавия, которое в своих решениях полностью опиралось на мнение думских чинов.

Об этом свидетельствует содержание важнейших документов, принимаемых Думой и формула решений : "приговор царя с бояры", "по государеву указу и боярскому приговору". Боярская Дума будучи до определенного времени законодательным, исполнительным и судебным органом не могла обходиться без соответствующего аппарата, выполняющего функции делопроизводства. Эти функции были децентрализованы, поскольку часть подготовительных работ к заседаниям была сосредоточена в Ближней Думе, приказах, думских комиссиях. Однако наиболее важные документы проходили правовую экспертизу в Большом Московском Разряде, который до получения статуса приказа являлся структурой Боярской Думы.

Порядок документирования в значительной степени опирался на исторически сложившиеся обряды и традиции, которые в процессе создания прецедентов обретают характер законченной системы. Поэтому такую долгую жизнь обрели документы и правила их оформления, с которыми мы имеем дело и поныне.