Оформление юридически значимых документов и ответственность

Автор: Д. С. Самойлова

Оформление юридически значимых документов и ответственность

Д.С.Самойлова

  • Электронная подпись
  • Применение электронной подписи
  • Проблемы, возникающие при использовании электронной подписи

Достаточно длительный период в Российской Федерации термин «юридически значимый документ» определялся как документ, обладающий всеми необходимыми свойствами (реквизитами), позволяющими использовать его в качестве доказательства при рассмотрении спорных ситуаций, в том числе в арбитражных судах, судах общей юрисдикции.

Безусловно, юридически значимый документ обладает юридической силой.

Согласно ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.» юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

В зависимости от вида документа, обладающего юридической силой, ряд норм и правовых актов устанавливает определенные требования по оформлению и составу обязательных реквизитов, а также к содержанию такого документа.

В частности, требования, предъявляемые к содержанию устава общества, содержатся в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
требования, предъявляемые к содержанию трудовых договоров, коллективного договора (соглашения) для предприятий, утверждены Трудовым кодексом Российской Федерации,
требования, предъявляемые к формам первичной учетной документации по учету торговых операций, утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132,
требования, предъявляемые к формам первичной учетной документации по учету основных средств, утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7,
Общие требования к управленческим документам закреплены в ГОСТ Р 6.30-2003. Но многие формы документов, такие как акт оказания услуг, утверждаются внутренним правовым актом – приказом руководителя организации.
В настоящее время, одновременно с термином «юридически значимый документ» участники деловых отношений часто упоминают термин «электронный документ», на мой взгляд, данная ситуация связана с развитием IT-технологий.
Законодательство также не стоит на месте и законодательные органы стараются оперативно реагировать на переход документооборота между участниками деловых отношений с бумажных носителей на электронные.
Например, статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит определение термина «электронный документ», статья 6 Федерального закона «Об электронной подписи» раскрывает условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документами на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью.
Вместе с тем, под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Электронная подпись может быть простая (неквалифицированная) и усиленная (квалифицированная).
Участники электронного взаимодействия имеют право использовать электронную подпись по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Достаточно длительный срок не был отражен порядок использования документов, подписанных электронной подписью, в качестве отчетных и учетных документов для предоставления налоговым органам. Письмо Минфин России от 15 сентября 2011 года № 03-02-08/96 внесло некоторую ясность в данный вопрос. Из данного письма следует, что в соответствии с п.2 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в порядке, предусмотренном Приказом ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/168@.
Кроме того, Федеральный закон «Об электронной подписи» предусматривает возможность подписи одной электронной подписью связанных между собой электронных документов (пакета электронных документов).
Соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
Существует два вида информационных систем (пункты 12 и 13 статьи 2 ФЗ «Об электронной подписи»), а именно:
- корпоративная информационная система – информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц,
- информационная система общего пользования, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам может быть отказано.
Поскольку порядок создания корпоративной информационной системы действующим законодательством не установлен, то создание такой системы в компании представляется достаточно сложным.
Несмотря на вышеизложенное, различные организации, в том числе банки, применяют данные положения закона в следующем порядке. При заключении с клиентом договора банковского счета и осуществлении расчетно-кассового обслуживания, предусматривают возможность использования клиентом системы дистанционного банковского обслуживания. После получения согласия клиента на использование системы дистанционного банковского обслуживания банк выдает клиенту сертификат ключа, после чего такой клиент становится участником корпоративной информационной системы. (Постановление ФАС Уральского округа от 28 февраля 2012 г. № Ф09-116/12)
Создание юридически значимого документа осуществляется следующим образом: на каждый компьютер отправителя и получателя устанавливается средство электронной подписи (ст.12 ФЗ «Об электронной подписи) - специальная криптографическая программа. Для каждого пользователя она генерирует индивидуальный ключ электронной подписи – пароль, который является двойным (состоит из открытого – сообщаемого своим партнерам по переписке и закрытого – хранящегося в секрете).
Юридическая значимость у электронных документов, созданных с помощью электронной подписи, появляется с помощью удостоверяющих центров.
На практике это происходит так: для признания электронного документа подписанным с помощью простой электронной подписи достаточно пройти регистрацию в соответствии с правилами какого-либо информационного сообщества (например, электронной торговой площадки).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об электронной подписи» удостоверяющий центр создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением (заявителям), устанавливает сроки действия таких сертификатов, аннулирует сертификаты, выдает средства электронной подписи и осуществляет иные действия, предусмотренные данным федеральным законом.
Предусмотрена также аккредитация удостоверяющего центра на добровольной основе.
Статьями 16 и 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена защита информации и ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации, своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации, недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование, возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, постоянный контроль за обеспечение уровня защищенности информации.

Вместе с тем, из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что нарушение требований Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В том числе, пунктом 10 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме.

Из анализа постановлений ФАС России следует, что основанием применения п.10 ст.7.30 КоАП РФ в большинстве случаев является необеспечение непрерывности проведения оператором электронной площадки открытого аукциона в электронной форме и равный доступ участников открытого аукциона и участие в нем.

Вот непосредственные примеры:

1) 29 ноября 2010 г. в период проведения аукциона общество не смогло подать предложение о цене государственного контракта по причине возникшей ошибки на сайте оператора электронной площадки. Свою правовую позицию оператор электронной площадки пояснил следующим. Оператор электронной площадки получил уведомление от удостоверяющего центра о выпуске 10 ноября 2011 года нового корневого сертификата для физического лица носителя ЭЦП и данный сертификат установлен на всех серверах оператора электронной площадки, кроме аукционного сервера, поэтому у общества возникли проблемы при подаче ценового предложения. ФАС России пришел к выводу о том, что оператором электронной площадки не была обеспечена непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме и равный доступ участников открытого аукциона и участие в нем.(постановление ФАС России от 19 июля 2011 года № К-1447/10/АК91-11),
2) организация, реализуя свое право на участие в торгах, несколько раз пыталась направить заявку оператору электронной площадки, однако каждый раз программно-аппаратный комплекс оператора электронной площадки не принимал указанную заявку, а обработка операции заканчивалась с ошибками. Оператор электронной площадки приобщил к материалам дела документы, подтверждающие технологический сбой удостоверяющего центра, выдавшего ЭЦП организации. Впоследствии было установлено, что результатом указанного сбоя стало неопубликование актуального списка отозванных сертификатов. Данное обстоятельство повлекло за собой нарушение права организации на подачу заявки, при этом данное нарушение было допущено оператором электронной площадки. (постановление ФАС России от 22 сентября 2010 г. № К-259/10/АК371-10Э),3) во время подачи заявителем ценового предложения при проведении аукциона в электронной форме 09 июня 2011 года возникла ошибка проверки сертификата ЭЦП («Ошибка проверки сертификата: при проверке ЭЦП произошла ошибка проверки цепочки сертификата.

Возможно, сертификат ЭЦП выдан удостоверяющим центром, который не находится в списке доверенных удостоверяющих центров электронной площадки»). Согласно представленным данным удостоверяющий центр авторизован в соответствии с договором авторизации и выдает сертификаты ключей ЭЦП участникам размещения заказов для работы на пяти электронных торговых площадках. Также оператором электронной площадки не представлено доказательств того, что при проведении аукциона в электронной форме функционирование программных и технических средств проходило в штатном режиме, поэтому ФАС России пришел к выводу, что оператором электронной площадки не обеспечил заявителю должного участия в аукционе в электронной форме. (решение ФАС РФ от 20 июня 2011 г. по делу № К-1219/11).
Согласно пункту 3 статьи

13 Федерального закона «Об электронной подписи» удостоверяющий центр в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате: неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора оказания услуг удостоверяющим центром, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Помимо вышеуказанных проблем, есть еще некоторые вопросы применения юридически значимых электронных документов, которые заключаются в следующем:
- каким образом и как долго надлежит хранить электронные документы,
- ответственность удостоверяющего центра – хранителя довольно дорогой информации, равно как и оператора информационной системы четко и ясно не указана, при этом аккредитация удостоверяющих центров является добровольной.

Несмотря на то, что в действующем законодательстве есть пробелы в сфере применения юридически значимых электронных документов, Постановлением Правительства Российской Федерации № 976 от 28 ноября 2011 г. определен уполномоченный орган исполнительной власти в сфере использования электронной подписи – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации .

В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 г. физические и юридические лица, общественные объединения вправе направлять запросы в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

На взгляд автора статьи, ответы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на запросы рядовых физических и юридических лиц, общественных объединений вполне могут восполнить пробелы в действующем законодательстве в отсутствии новых законодательных и нормативных актов в этой сфере.