Изменения в документировании деятельности дошкольных образовательных учреждений в современных условиях

Автор: Т.А. Быкова, Н.А. Максимова

Т.А. Быкова, к.и.н., зав. каф., Н.А. Максимова, РГГУ

  • Образовательные программы дошкольного образования

  • Состав педагогической документации

  • Современные требования к документам

29 декабря 2012 года в силу вступил новый Федеральный закон «Об образовании», который установил, что общее образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

В соответствии с законом общее образование реализуется по четырем уровням: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Таким образом, дошкольное образование, которое долгое время рассматривалось отдельно от остальных ступеней образования, в настоящее время не только входит в его систему, но и является первым ее звеном, закладывающим фундамент как образовательного процесса, так и развития личности ребенка, становления его жизненного пути. Именно это ложится в настоящее время в основу деятельности дошкольных образовательных учреждений, главными направлениями которой являются образовательная и воспитательная работа.

Важная роль в реализации принципов дошкольного образования принадлежит педагогической документации. В ее состав входят как общая документация, распространяющаяся на работу всего учреждения и закрепляющая содержание и вопросы организации образовательной деятельности по развитию воспитанников, так и документация педагогов, то есть индивидуальный набор документов, присущий конкретной должности (старшему воспитателю, педагогу-психологу, социальному педагогу, музыкальному руководителю, инструктору ФИЗО, воспитателю, учителю-логопеду).

Новое законодательство об образовании внесло много существенных изменений в вопросы дошкольной образовательной деятельности. Особенно ощутимо эти изменения коснулись требований, предъявляемых к образовательным программам, а также к сопутствующей документации (программа развития, годовой план работы, тематические планы, индивидуальные планы педагогов).

ФЗ «Об образовании» определил, что образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Такие программы определяют содержание образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Кроме того, образовательная программа наряду с уставом ДОУ служит основанием для лицензирования, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости дополнительных платных образовательных услуг.

Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» во всех дошкольных образовательных учреждениях были введены в действие федеральные государственные требования (ФГТ) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Согласно ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывалась на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования («Успех», «Радуга», «Детство», «От рождения до школы»), которые были включены в Реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Нынешний Федеральный закон «Об образовании» утвердил новые реалии современного образования, повлекшие за собой изменение большинства ключевых подзаконных актов, в том числе касающихся требований к образовательным программам. Так, в августе 2013 году был издан Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Таким образом, приказ «Об утверждении федеральных государственных требований…» утратил свою силу. Поэтому в настоящее время первоочередной является задача создания образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС).

В соответствии с «Планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО» новые образовательные программы должны быть разработаны до июля 2014 года. Однако при решении этой задачи дошкольные образовательные учреждения столкнулись с немалыми трудностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил, что образовательная программа может составляться на основе примерной программы, занесенной в Реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, или может быть разработана самой дошкольной образовательной организацией в соответствии с положениями ФГОС. Однако с момента введения ФГОС дошкольного образования до настоящего времени в Реестр примерных основных общеобразовательных программ не включена ни одна новая программа. Не разработаны и методические рекомендации по разработке образовательных программ на основе ФГОС ДО самими дошкольными учреждениями. Поэтому в своем письме Рособрнадзор указал, что дошкольные учреждения могут пока использовать в образовательном процессе вариативные комплексные программы дошкольного образования, по которым они работают сегодня, но должны скорректировать их на основе действующего стандарта. 

На что нужно обратить внимание при корректировке образовательных программ?

Образовательная программа дошкольного образования должна состоять из двух частей: обязательной и вариативной. Это требование было установлено как ФГТ, так и ныне действующим ФГОС. В соответствии со стандартом основой реализации обязательной части должна являться одна из примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования или программа, составленная самим заведением на основе ФГОС ДО, а также парциальные программы и методические пособия для вариативной части. Есть уточнение, касающееся вариативной части: вариативная часть – это часть, формируемая участниками образовательных отношений. Это, по сути, дает возможность родителям или законным представителям участвовать в формировании вариативной части.

Однако следует обратить внимание на то, что ФГОС устанавливает обязательность разработки вариативной части, в то время как в ФГТ ничего не было сказано об ее обязательности. Поэтому сейчас образовательная программа некоторых дошкольных учреждений содержит только обязательную часть. Кроме того, теперь необходимо будет соблюдать примерное соотношение обязательной и вариативной частей (соответственно 60% и 40 % от общего объема образовательной программы), а не объем времени на их реализацию (80% и 20% от общего времени, необходимого на реализацию программы), как это было ранее.

Содержание образовательного процесса в соответствии с программами, разработанными на основе ФГТ, напрямую связано с четырьмя направлениями развития детей: физическим, социально-личностным, познавательно-речевым и художественно-эстетическим. ФГОС выделяет следующие направления развития детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, разделяя при этом познавательно-речевое направление на два отдельных и заменяя социально-личностное на социально-коммуникативное, обращая тем самым внимание на важность развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, действующие образовательные программы в основном используют отличную от ФГОС возрастную градацию, связанную с особенностями развития воспитанников: от 1 года и 6 месяцев до 3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет, и в соответствии с этим образовательная деятельность осуществляется по группам (подготовительная, старшая, средняя и т. д.). В соответствии с Федеральным государственным стандартом необходимо будет использовать иное деление детей на возрастные группы: младенческие (2 месяца - 1 год), ранние (1 год - 3 года) и дошкольного возраста (3 года - 8 лет).

Если говорить о структуре документа, то, в отличие от ФГТ, ФГОС предусматривает включение в программу отдельного организационного раздела, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, а также вводит дополнительный раздел программы – «Краткую презентацию», текст которого ориентирован на родителей. Однако стандарт не содержит требования включения в программу раздела «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов», который обязательно должен содержаться в программе, разработанной в соответствии с ФГТ.

Изменение правовых норм, регулирующих образовательную среду, потребовало серьезного изменения не только образовательных программ, но многих других документов дошкольных учреждений. В их числе программа развития детского садагодовой план, календарные планы сотрудников. В учреждениях разрабатываются также перспективные планы на квартал, месяц или другой срок, графики, схемы и т. п.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» разработка и утверждение программы развития образовательной организации по согласованию с учредителем относится к компетенции образовательной организации.

Программа развития дошкольного образовательного учреждения – базовый документ, позволяющий всем участникам образовательного процесса (педагогам, родителям воспитанников, учредителям) избрать наиболее приемлемый путь развития учреждения и определить порядок взаимодействия в достижении поставленных целей. Иными словами, это стратегический план развития учреждения.

В настоящее время при составлении программ развития дошкольных учреждений должны учитывать положения Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, а также программ, принимаемых субъектами Российской Федерации. Так, например, принята Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы, в которой конкретизируются положения целевой программы в соответствии со спецификой проблем конкретного региона.

Нужно обратить внимание на то, что многие программы развития дошкольных образовательных учреждений были составлены ранее 2011 года, поэтому они не основаны на Федеральной целевой программе развития образования. Тем не менее можно утверждать, что они во многом соответствуют принятой позднее федеральной программе, так как большинство проблем, связанных с образованием, к сожалению, сохраняется и сейчас. К ним относятся: демографическая ситуация, снижение численности педагогов, обеспечение непрерывности (преемственности) образования, социализация детей, в том числе с ограниченными возможностями, детей-сирот, детей со сложной жизненной ситуацией, отсутствие условий для развития одаренных детей и т. п.

Традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации программ развития показывают, что, как правило, структура документов содержит следующие разделы: 

  1. Введение (краткая аннотация).

  2. Информационная справка об образовательной организации.

  3. Блок аналитического и прогностического обоснования программы развития ДОО.

  4. Концепция желаемого будущего состояния образовательной организации.

  5. Стратегия и тактика перехода (перевода) дошкольного образовательного учреждения в новое состояние.

  6. Приложения.

Хотелось бы отметить, что зачастую в действующих программах отсутствует пояснительная записка или иной раздел, где должна быть четко сформулирована концепция развития учреждения в соответствии с государственными приоритетами и региональными потребностями, зафиксирована такая важнейшая информация, как назначение и заказчик программы, ее координатор или составитель, сроки реализации.

Принятие ФЗ «Об образовании» потребовало переработки не только рассмотренных документов по учебной и воспитательной деятельности. Уставы и иные локальные акты дошкольных образовательных учреждений также требуют пересмотра и приведения их в соответствие с законом и соответствующими подзаконными актами. ФЗ «Об образовании» устанавливает переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого наименования и уставы образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования.

Требуется внесение серьезных изменений и в другие документы, в числе которых, например, договор между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

В январе 2014 года приказом Минобрнауки России была утверждена «Примерная форма договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования». Несмотря на то, что договор не является типовым, его, несомненно, следует использовать при составлении конкретных договоров. Положения примерного договора юридически выверены, приведены в соответствие с действующим законодательством. Можно также отметить, что в нем прописаны многие «скользкие места», отсутствие пояснений к которым могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению договора между дошкольной образовательной организацией и законными представителями воспитанников.

Таким образом, в настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями стоит непростая задача, связанная с разработкой одних документов и внесением серьезных изменений в другие. Вся документация должна быть приведена в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, с кардинальными изменениями в сфере дошкольного образования, в основу которых положен фундаментальный принцип – всестороннее развитие ребенка путем получения образования.