Подготовка документоведа высшей квалификации. Компетентностный подход. (Общие вопросы)

Автор: А.Н. Дулатова

А.Н. Дулатова, д.пед.н., проф. Краснодарского государственного университета культуры и искусств

  • Документоведы – кто они?

  • Особенности профессии документоведа

  • Оценки компетентности документоведа

Компетентностный подход в высшем образовании из стадии осмысления перешел в стадию практической реализации. В государственных образовательных стандартах совокупность требований к подготовке специалиста представлена в виде перечней компетенций, обязательных для обеспечения комплекса профессиональной деятельности. Растет поток публикаций, посвященных проблеме компетентности как интегрированной характеристики качества образования, в которой на первом плане находится способность выполнять определенные функции. Педагогика высшей школы рассматривает компетентностный подход как стратегию перехода к новой образовательной парадигме. Поиски новой парадигмы (системы основных концептуальных установок на определенном этапе развития института образования), как известно, ведутся не одно десятилетие. Они обусловлены системной трансформацией общества, которая привела к кризису мировой образовательной системы.

В России компетентностная парадигма характеризуется неоднозначно. Значительны расхождения между теорией и образовательной практикой. Расхождения касаются вопросов классификации компетенций и их компонентов; проектирования компетенций в учебных планах и программах; оценивания результатов сформированности компетентности выпускника; создания инструментария оценивания; группировки компетенций; структурирования дескрипторов и т. п.

Нет единства в интерпретации отечественными и зарубежными учеными компетентностного подхода как приоритетной образовательной парадигмы ХХI века. Так, в исследовательском поле Болонского процесса преобладает деятельностно-практическая направленность, трудно найти программные установки на персонифицирующие признаки личности в разработках отдельных компетенций. Содержание образования сводится к перечню необходимых компетенций для обеспечения различных областей профессиональной деятельности. Типичное представление о целях высшей школы мы находим у С. Бергана в материалах Совета Европы: «Высшее образование предназначено для формирования универсальных и предметно-специализированных компетенций и есть все основания полагать, что оно преуспеет в этом устремлении». Думается, в обществе знаний, которое развивается в нашем, веке такая формулировка узка и не инновационна. В российских законодательных документах, в философии высшей школы цель образования обозначена как формирование творческой личности. Определяющей стратегией остается направленность на идеи целостности, фундаментальности, гуманизации, на единство обучения и воспитания. И в российской, и в зарубежной педагогике высшей школы не решено много проблем концептуально-методологического плана.

В отечественном образовании, несмотря на большое число публикаций, диссертаций https://zaochnik.com/kandidatskaya-dissertacija/, эмпирических материалов, нет обобщающего исследования системной целостности компетенций, необходимых для профессионализации и инкультурации личности. Сегодня едва ли возможно решить эту проблему, поскольку наука и институт высшего образования находятся в состоянии парадигмальной неопределенности. Разрабатывается бесконечное число компетентностей/компетенций, их видов, категорий, дескрипторных характеристик. Однако образовательная парадигма не реализуется только на базе функций, подменяющих абстрактное знание. Дескрипторные характеристики, как признаки функций, естественно, являются определяющими. Но сводить к ним суть концепции нельзя, как нельзя ограничивать цель образования узко прагматичными установками.

Компетентностная парадигма имеет направленность на результатоцентризм (четкое моделирование, разработку инструментария оценки результатов образовательного процесса); на индивидуализацию образовательных программ; на студентоцентризм. Но при всех своих достоинствах она является не фундаментальной, а «локальной» парадигмой. Ее образовательная стратегия представлена на технологическом уровне, когда происходит реорганизация отдельных звеньев педагогики, но не всех ее основных категорий. Компетентностную парадигму можно рассматривать не как перестройку образовательной системы, а скорее, как «достройку» классической ЗУНовской парадигмы. Теперь, помимо понятий «знания», «умения», «навыки» в дескрипторной характеристике присутствуют понятия «готовность», «способность», «понимание», « направленность», «возможность» и т. п. Подобным образом можно «достроить» культурологическую, синергетическую и другие фундаментальные парадигмы, где практическая направленность уступает абстрактному знанию.

Требования к формированию компетентности как результату образования обусловлены особенностями характеристики социально-профессиональной группы, к которой принадлежит специалист. Общая и профессиональная культура специалиста анализируются в зависимости от области его деятельности. Практическими определителями профессионального развития личности являются профессиональный тезаурус, профессиональное сознание, профессиональная деятельность. Данные компоненты показывают принадлежность специалистов к определенному типу коммуникативных систем («человек - человек», «человек - природа», «человек - знак», «человек - машина», «человек - художественный образ»). В профессиональной деятельности доминирует какой-либо один тип, другие типы в той или иной степени также могут присутствовать. В зависимости от типологии профессии определяется гуманитарная или техническая направленность полученной специальности.

Труд документоведа с позиций социально-профессиональной стратификации (профессия, доход, образование, профессиональная дифференциация, стабильность, мобильность, межпрофессиональная и межведомственная миграция и т. п.) только начинает изучаться научно. Анализу подвергается в основном область практической деятельности и особенности профессионального образования. Например, статья В.Г. Пащенко и Л.Р. Фионовой «Документоведы. Кто они? Какими должны быть?» и статья А.И. Исаченковой и О.Л. Скорпио «Документовед как специалист и личность» посвящены профессиональным и личностным качествам специалиста. Авторы первой статьи подчеркивают значение профессии документоведа в современных условиях конкурентной борьбы предприятий; аргументируют отличия деятельности документоведа от деятельности делопроизводителя; определяют главные, по их мнению, требования к подготовке документоведа в высшей школе. А.И. Исаченкова и О.Л. Скорпио анализируют результаты социологического исследования оценок преподавателями, студентами и специалистами-практиками профессиональных и личностных качеств, необходимых документоведу.

Такой анализ – достаточно редкое явление в изучении документной профессии, отсюда закономерен большой объем поставленных здесь задач. Выявлялись представления респондентов о знаниях, умениях и навыках документоведа; о роли и месте документоведа в организации документационного обеспечения управления; об отличии профессии документоведа от других, смежных профессий; о наиболее значительных профессиональных и личных качествах документоведа; о видах деятельности специалиста-документоведа; об отношении студентов к своей профессии и изменении представлений о ней в процессе обучения; об отношении к своей профессии практиков документной деятельности.

Авторы статьи дают следующую характеристику документоведу: «Документовед – это специалист высшей квалификации, обладающий солидными теоретическими знаниями, сфера его деятельности – это документационное обеспечение управления, а главное, документоведы в своей профессиональной деятельности могут заниматься оргпроектной, аналитической, консультационной работой, многие сочетают ее с педагогическим процессом в различных учебных заведениях».

Целостного определения социально-профессиональной группы документоведов еще нет. Думается, оно должно базироваться на выделении типического в деятельности с документом как социальным объектом и результативности деятельности людей, объединенных общими интересами, целями, ценностями. Социализация личности в документной сфере опосредована феноменом документа – одного из самых значительных достижений человечества. В силу информационной природы, междисциплинарности, многоаспектности использования в социальных коммуникациях документу очень трудно дать определение понятия. Все это осложняет научное осмысление специфики профессии документоведа, профессионального группообразования в документной сфере. Нужны исследования, которые позволят вывести на теоретический уровень системную характеристику данной социальной группы.

Социальные характеристики документоведа высшей квалификации связаны с осмыслением ряда факторов. Прежде всего, стратегия развития профессиональной деятельности должна базироваться на современном, инновационном понимании профессионализации. Не секрет, что сегодня все заметнее тенденция, когда вуз, ориентированный единственно на практику, проявляет амбивалентность по отношению к миссии высшей школы. Смещается акцент с гуманизации образования на удовлетворение прагматичных требований рынка интеллектуального труда. Отсюда переориентация результатов обучения на компетенции, отвечающие сиюминутным требованиям работодателя, на сформированность только умений и навыков. Однако высшее образование предполагает, наряду с технологической культурой, инновационность мышления, способность к принятию самостоятельных оригинальных решений, широкий общекультурный кругозор, интеллигентность в самом широком смысле. Перспективный работодатель отдает предпочтение именно таким качествам специалиста.

Поскольку документная профессия относится к гуманитарным, ее обязательная составляющая – высокая степень инкультурации. Документовед создает не только материальные продукты, продуктом его деятельности является текст. Гуманитарное знание всегда базируется на тексте, который потом всегда интерпретируется. Культурный феномен текста, базового реквизита документа, может служить аргументом при определении гуманитарности профессии. С применением современных информационных технологий документовед сохраняет свой гуманитарный статус. Но в профессии появляется ряд новых специализаций, промежуточных между гуманитарными и техническими знаниями. Следовательно, неизбежна модификация классификации специальности и последующее за ней расширение компетенций документоведа.

Профессия документоведа в системе социальных коммуникаций традиционно отвечает типу «человек - знак». Одновременно здесь очень заметен тип «человек - человек» с направленностью на конечный результат документообразования. Дуализм направленности профессии позволяет утверждать, что в результате образования должны быть сформированы ключевые компетенции (как комбинации необходимых и важных когнитивных, мотивационных, моральных, социальных компетенций). Эти ключевые компетенции мобилизуют творческие, психосоциальные и другие ресурсы личности документоведа.

В данном контексте основными категориями ключевых компетенций являются общекультурная, профессиональная, информационная, коммуникативная, личностная компетенции. По сути, это категории привычной квалификационной характеристики выпускника вуза. С большой долей новизны, расширительно трактуется дескрипторная характеристика (перечень основных действий, определяющих компетенцию), о чем говорилось выше. Дескрипторы раскрывают особенности и признаки конкретной компетенции. Выявление дескрипторов – сложная задача, требующая исключения дублирования при сравнении особенностей и признаков разных компетенций. А главное, надо учитывать реальные возможности применения действия (или совокупности действий), его контроля и оценки, указанных в терминах государственного образовательного стандарта.

Формирование компетентности документоведа прямо связано с социально-профессиональной характеристикой данной группы специалистов. Нами отмечалась необходимость создания такой научной области, как документная профессиология в структуре документной деятельности. Разработка методологии документной профессиологии, обоснование ее категорийного аппарата, прогнозирование профессиональных процессов позволит подняться от эмпирических исследований компетенций до уровня теоретических обобщений. Созданные профессиологией знания обеспечивают научные подходы к моделированию компетентности документоведа, а также к стратегии формирования его компетенций.

Внедрение компетентностной парадигмы в систему высшего образования продуктивно только на базе инновационного мышления, понимания сути социокультурных трансформаций в обществе эпохи глобализации. Сегодня в исследованиях науки и образования все больше места занимают процессы интеграции, междисциплинарности, синергии (взаимодействия), конвергенции (сближения) различных областей знаний. Синергетические и конвергентные технологии в документной деятельности рассмотрены нами на примере теории документоведения. Думается, что применительно к компетентностному подходу логика сближения и взаимодействия наук диктует расширение компетенций специалиста высшей квалификации. Так, система общекультурных компетенций должна пополняться знаниями мировоззренческих и методологических принципов организации открытой системы образования. Система профессиональных компетенций документоведа предполагает владение методами технических и естественных наук.

Реализация компетентностного подхода к образованию документоведа, к высшему образованию в целом далека от завершения. Высшая школа находится на этапе поисков, подбора, описания, перечня, группировки компетенций, их классификации. Нельзя забывать, что в науке еще нет общих подходов к разграничению различных категорий компетенций, как нет единого подхода к определению самих понятий «компетенция», «компетентность» в складывающейся терминосистеме компетентностной парадигмы. Разработкой данной проблематики занимаются страны – участницы Болонского процесса. Содержание их исследований нам известно, главным образом, благодаря Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов. Исследовательский центр собирает и публикует официальные документы, материалы семинаров, форумов, конференций и т. п. Анализ этих материалов показывает разброс трактовок, противоречивость оценок в теоретическом обосновании компетентностного подхода представителями разных научных школ. Таким же сложным является поиск общих подходов к использованию результатов обучения, к оцениванию компетенций выпускника.

Направленность на результат есть определяющая стратегия концептуального и методологического развития Болонского процесса. Создание и внедрение результатов обучения трактуется как ожидаемые достижения, т. е. то, что выпускник будет знать, понимать и сможет продемонстрировать. В этой связи процесс оценивания результатов обучения должен обрести новые формы наряду с известными в педагогической практике формами оценивания знаний, умений и навыков. Здесь решается задача использования компетентности как условия эффективности вклада специалиста в производство общественного продукта.

В экономических результатах труда документоведа (как и специалиста любой отрасли) должны учитываться такие критерии оценивания компетентности, как:

- общая характеристика профессии и профессионального труда, т. е. знание специалистом важнейших законов, относящихся к его профессиональной сфере; руководящих материалов по отрасли; научных идей, концепций, фактов; знание истории и перспектив развития профессии; знание имен и трудов ведущих ученых отрасли, их вклада в теорию и практику; знание трудового законодательства, обеспечивающего профессиональную деятельность; знание профессионального тезауруса и т. п.;

- профессиография, т. е. освоение социально-экономических, психофизиологических данных о профессии и организации труда, дифференцированного по степени сложности; владение основами профессиональной психодиагностики; владение трудовыми процессами, отраженными в системе требований к компетентности специалиста конкретного профиля; понимание требований к своему социальному портрету и т. п.;

- документное сопровождение деятельности, т.е. знание важнейших конкретных документов: нормативных, инструктивных, справочных; знание важнейших публикаций по отрасли, имеющих практическое и научное значение; знание специальных периодических и продолжающихся изданий и т. п.

В педагогике высшей школы есть много форм оценивания знаний, умений и навыков студента (экзамены, зачеты, контрольные работы, курсовые и дипломные работы, семинары, деловые игры и т. п.). Думается, коренным отличием методики оценивания компетентности выпускника является преобладание в системе проверочных форм таких заданий, которые студент выполняет без посредничества преподавателя. Это не только индивидуальное проектирование, решение задач, портфолио, но демонстрация собственного отношения к проблеме в письменном изложении, построение задачи, выступление в роли эксперта и т. п.

Компетентностный подход к образованию документоведа требует теоретических обобщений в целях дальнейшего совершенствования в педагогической практике. Перспективным инструментом для всестороннего долгосрочного прогнозирования его развития может стать методология Форсайта. Это относительно новый для нас процесс с использованием системы специальных методов и привлечением большого числа участников-экспертов из разных областей деятельности: ученых, преподавателей, сотрудников органов управления, работодателей, студентов, специалистов-практиков с самым широким использованием разнообразных средств информации.

Примерами таких проектов могут служить отечественный проект «Образование» (цель – достижение единства по стратегическим направлениям развития образования в России) и крупнейший европейский проект TUNING (цель – сближение стран – участниц Болонского процесса посредством освоения компетентностного подхода к высшему образованию). Можно, например, представить состав участников в разработке сценария такого проекта, в анализе и оценивании результатов обучения специалистов-документоведов:

- вуз, который с учетом специфики своих профилей подготовки формирует систему компетенций. Вуз опирается на опыт применения квалификационных характеристик предшествующих лет; на опыт преподавателей, творчески интерпретирующих систему компетенций;

- работодатели, оценивающие результаты обучения, исходя из потребностей рынка интеллектуального труда в документной сфере;

- специалисты-документоведы со сложившимся профессиональным сознанием, имеющие опыт работы с документами в различных структурах;

- представители общественных организаций, высоко оценивающие роль документоведа в социальной, экономической, политической, культурной жизни общества;

- представители органов управления регионом, изучающие профессиональную стратификацию документных кадров;

- студенты-выпускники, которым способность к оценке своей компетентности позволяет выступать в роли экспертов.

Можно найти другие пути исследования компетентностного подхода к документному образованию. Однако необходимость активизировать подобные исследования бесспорна.

1 Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1).- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - с. 536.

2 Там же, с.169.

3 В.Г. Пащенко. Документоведы. Кто они? Какими они должны быть?/В.Г. Пащенко, Л.Р. Фионова //Делопроизводство.-2003.- № 4. - С.77-78; А.И. Исаченкова. Документовед как специалист и личность (по материалам социологического исследования) /А.И. Исаченкова, О.Л. Скорпио //Делопроизводство.-2004.- №1. - С.60-63.

4 А.И. Исаченкова. Документовед как специалист и личность (по материалам социологического исследования), с. 61.

5 А.Н. Дулатова. Профессиология документной деятельности: к постановке проблемы /А.Н. Дулатова //Секретарское дело.- 2010.- №2. - С.59-61.

6 А.Н. Дулатова. Документоведение на конвергентном этапе развития науки /А.Н. Дулатова //Тенденции формирования науки нового времени: сб. статей. -Ч.3.-Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.- С.12-19.