Политика управления электронными документами в Норвегии. Опыт внедрения национального стандарта NOARK-5

Автор: А.А. Решетова, Ю.Р. Шайхулова

А.А. Решетова, Ю.Р. Шайхулова, Самарский государственный университет

  • Разработка национальных стандартов для СЭД
  • Версии стандарта NOARK
  • Содержание стандарта NOARK-5

В настоящее время существуют как международные стандарты и спецификации, ориентированные на управление электронными документами (например, спецификация, разработанная под эгидой Европейского союза –MoReq, комплекс стандартов и связанных с ними технических отчетов, разработанных Международным техническим комитетом ИСО/ТС46/SC11 в области управления документацией), так и серии национальных стандартов.

Среди наиболее известных национальных стандартов можно выделить DoD 5015.2-STD (США), OeV (Германия), AS 4390 (Австралия), BS 10008 (Великобритания), CNS 15489 (Китай) и ряд других.

К числу европейских стран, где были разработаны национальные стандарты в области управления документацией и систем электронного документооборота, относится Норвегия.

Норвежское государство довольно серьезно относится к вопросам документационного управления. Показательным в этом отношении является тот факт, что Норвегия разработала национальные стандарты для СЭД раньше, чем к этой работе приступили в Европе и США. Так, например, большинство передовых стран мира начали работы по созданию единой СЭД с конца 1990-х - начала 2000-х годов, в то время как в Норвегии уже в 1984 году был разработан первый из пяти национальных стандартов Noark. По рейтингу развития и готовности к «электронному правительству» Департамента экономических и социальных вопросов ООН (UN DESA) в 2014 году Норвегия заняла 14-е место . Отметим, что лучший результат страны был зафиксирован в 2008 году, когда специалисты ООН поставили Норвегию на 3-е место в рейтинге.

Национальным стандартом Норвегии по управлению электронными документами и архивами является Noark. Название стандарта образовано от слов Norwegian Archive Standard - «Норвежский архивный стандарт», который был разработан Национальными архивами Норвегии.

Первый из пяти стандартов Noark был утвержден в 1984 году. Он регламентировал требования к электронному документообороту в органах государственной власти. Первые документы из Noark-систем начали поступать в Национальные архивы Норвегии уже в начале 1990-х годов. В 1995 году был разработан стандарт для работы с документами и архивами в муниципальном секторе - Koark. Koark построен на тех же принципах, что Noark, но с поправками и дополнениями под муниципальные нужды, среди которых, в частности, рассмотрение дел в выборных органах, комитетах. Стандарт строился на принципе межведомственного обмена информацией и данными, что в свою очередь обязывало муниципалитеты корректировать собственную законодательную базу, разрабатывать законы об архивах, контролировать управление документами во вновь созданных муниципалитетах, что также приводило к увеличению количества обязательств. С введением NOARK-4 в 1999 стандарт Koark автоматически перестал действовать.

В последующие годы работа над Noark продолжалась и имела определенные успехи: новые редакции были утверждены в 1987, 1994, 1999 годах.
Версии стандарта NOARK 1-3 были ориентированы на электронную систему регистрации. В частности, предусматривалась непрерывная регистрация метаданных для всех входящих и исходящих документов, использовались ссылки на местоположение бумажных документов, а в NOARK-3 были предусмотрены ссылки и на электронные копии бумажных документов
.

В 1999 году была введена в действие четвертая версия стандарта Noark, который стала важным шагом на пути к полному переходу к электронным документам. В него были внесены организационные, технологические, технические изменения по сравнению с предыдущими версиями. Он довольно долгое время (примерно 9 лет) оставался действующим и обязательным к использованию в государственных органах стандартом, отвечающим запросам того времени.

Несмотря на передовой характер четвертой версии стандарта, ему был присущ и ряд недостатков, которые в конечном итоге и обусловили разработку очередной версии.

Серьезной проблемой стала сложность модели передачи данных. Чтобы обеспечить хранилищам Noark возможность импортировать таблицы из предыдущих версий стандарта для последующего хранения и распространения был предусмотрен стандартизированный формат передачи, представлявший собой сложную табличную структуру (95 таблиц, содержащих 885 столбцов). Однако данные, передаваемые в таблицах, часто оказывались несогласованными и противоречивыми: нарушались правила ссылочной целостности, в таблицах встречались повторяющиеся значения главного ключа и т.д., вследствие чего и база данных по документам становилась несогласованной.

К числу недостатков специалисты отнесли строгую систему доступа и контроля, трудности в интеграции с другими бизнес-системами, большое количество обязательных требований, отсутствие требований к автоматизированному вводу документов , устаревший пользовательский интерфейс . Также стало ясно, что хранение документов содержит много противоречивых моментов.

Noark-5 был разработан в 2008 году. В настоящее время действует NOARK-5 версия 3.1. Несмотря на то, что произошел качественный пересмотр 4-й версии, разработчики предусмотрели «обратную совместимость» с NOARK-4, которая бы позволяла осуществлять миграцию документов из систем, основанных на ранее действовавшем стандарте, в новые системы. Это учтено при разработке как структуры электронного архива, так и метаданных . Важно отметить, что, по словам исследователей, вновь разработанный стандарт этой серии стал намного проще и более современным по сравнению с предыдущими: появился иной язык - XML, упор стал делаться на документы, а не на программные приложения, в стандарте появилась логическая структура при управлении электронными документами .

Однако по мнению специалистов, наиболее важным критерием Noark-5 является новый формат передачи данных, который проявляется в отказе от сложных табличных структур: передаваемые пакеты содержат лишь 8 «архивных единиц» (объектов метаданных).
Noark-5 версия 3.1. включает в себя не только сам стандарт, но и 5 приложений:

  • Приложение 1: Каталог метаданных
  • Приложение 2: Метаданные, сгруппированные по их назначению
  • Приложение 3: Журнал ключевых изменений метаданных
  • Приложение 4. Пример ввода конкретных метаданных
  • Приложение 5. Пример использования файла arkivuttrekk.xml при передаче документов.

Текст самого стандарта состоит из 15 глав. По сравнению с предыдущими версиями была включена глава «Публикация официальных документов в Интернете», передача записей и метаданных в Национальный архив, был изменен формат передачи данных и опубликованы новые XML-схемы.

Ключевое определение функциональной направленности стандарта содержится в первой главе: «Noark-5 устанавливает требования, касающиеся структуры записи, метаданных и функциональности, однако не содержит каких-либо требований относительно способа исполнения этих требований при разработке системы». Также оговаривается, что Noark-5 при организации работы с документами может использоваться как в государственном секторе, так и в частном. Noark 5 считается официальным норвежским вариантом MoReq2. Однако в тексте стандарта оговорено условие, в соответствии с которым решения, основанные только на ISO 15489 и MoReq, не смогут быть совместимы с NOARK.

Требования стандарта могут быть обязательными, условно обязательными (выполняются при определенных условиях, описанных в примечаниях), а также дополнительными. Дополнительные требования (например, к организации работы с делами, безопасности доступа, управлению пользователями и др.) в итоговый текст стандарта не включаются, их прописывают разработчики программ, что рассматривается в каждом отдельном случае как конкурентное преимущество.
Требования Noark 5 являются технологически нейтральными, и они не предназначены для конкретных технологических решений. Особые требования к технологии (например, архивный формат для электронных документов) прописаны в отдельных законодательных актах Норвегии, например, в Законе об архивах.
Стандарт Noark 5 состоит из трех уровней:

Внутреннее ядро содержит требования к базовым функциям управления документами и процедуры архивирования (требования к структуре записи, метаданным, к модулям, которые должны быть включены в ядро, сбору данных, поиску, удалению, уничтожению, передаче и пр.).

Внешнее ядро определяет основные требования к внешним, необязательным системам и/или дополнительным модулям систем.

Третий уровень, полная реализация Noark, представляет собой требования к автономным, независимым модулям и системам, установленным у пользователя. В различных государственных органах требования к техническим характеристикам и возможностям программных продуктов различные. В Noark 5 представлен полный перечень ограничений и требований к возможностям, содержанию и использованию внешних системных решений, которые должны быть выполнены и соблюдены, чтобы установленный программный продукт получил статус Noark-решения.

Как отмечает Ханс Фредерик Берг (Hans Fredrik Berg), в пятой версии Noark начат процесс гармонизации со стандартом Moreq2 . В норвежском стандарте сказано, что основополагающие требования во многом являются общими с европейским стандартом MoReq2, например, структура записи и многие из метаданных.

В норвежском стандарте большое внимание уделено метаданным. Как известно, они являются важной составляющей не только традиционного документа, но и электронного, поскольку метаданные описывают свойства документа, его реквизитов и т.д., т.е. помогают полностью изучить документ. В тексте стандарта встречается несколько определений метаданных: 1) это информация, которая описывает как бумажные, так и электронные документы, 2) данные, которые служат для определения и описания других данных .

В Noark-5 сказано, что метаданные помогают при поиске того или иного документа, контроле сохранения или удаления документов с ограниченным сроком хранения. Также метаданные определяются для всех уровней архивной структуры. Однако более подробная информация о них содержится в двух приложениях: 1) каталог метаданных и 2) метаданные, сгруппированные по назначению. Важно отметить, что на многие составляющие аспекты в системе ЭДО в стандарте содержится информация и о соответствующих на них метаданных.

Неотъемлемым аспектом при создании того или иного стандарта, регламента и т.д. является нормативно-правовая, законодательная база, в соответствии с которой и создается документ. Норвежский стандарт, безусловно, не является исключением. В нем представлена широкая и разнообразная правовая база, определяющая рамки сферы деловой деятельности.

В основе стандарта лежат нормы национальных законодательных актов в сфере управления документацией, которые можно представить в рамках следующих групп: законодательство об архивах (Lov om arkiv (arkivloven), Forskrift om offentlige arkiver (arkivforskriften), об информации и доступе к информации (Lov om rett til innsyn i dokument i offentleg verksemd (offentleglova), о персональных данных (Lov aom behandling av personopplyninger (personopplysningsloven), Forskrift a om behandling av personopplysninger (personopplysningsforskriften), об электронных подписях (Lov om elektronisk signatur (esignaturloven), о безопасности и защите информации (Lov om forebyggende sikkerhetstjeneste (sikkerhetsloven).) и другие. Следует отметить, что большинство законов Норвегии в данной области было разработано и принято до 2000 годов и находятся в статусе действующих без существенных изменений.

Небезынтересным представляется вопрос использованной в стандарте терминологии. Авторы NOARK-5 3.1. представили свои определения базовых терминов, которые имеют принципиальные расхождения с терминологией международных стандартов и европейской спецификацией. В NoarK-5 используются следующие ключевые термины:

  • Document (документ) - логически ограниченное количество информации, которая может быть сохранена на носителе для дальнейшего чтения, прослушивания, представления или передачи. Документ может быть сохранен на бумаге, электронном и других носителях, которые могут сохранять информацию. Документ может содержать текст, рисунки, графику, фотографии, видео и т.д.
  • Electronic document (Электронный документ) – документ, который хранится в электронном формате, подходящем для поиска, обработки и распространения с помощью компьютера.
  • Paper document -документ на бумажном носителе.
  • Record (официальный документ) - lанный термин имеет два определения: национальный вариант (документ, полученный или созданный в процессе деятельности организации, который не может быть удален из фондов. Состоит из одного или нескольких документов, которые имеют метаданные и не могут быть изменены) и вариант Moreq (lокумент, составленный или полученный лицом или организацией в процессе своей текущей деятельности и сохраняемый этим лицом или организацией).

Авторы стандарта указывают, что оба определения термина record соответствуют норвежскому термину arkivdokumenter.

 Однако при детальном рассмотрении данного вопроса автор убедился, что термин arkivdokumenter имеет прямую связь с архивным хранением (в частности, таковым может считаться не любой документ, а только тот, который удовлетворяет ряду критериев, например, затрагивает права организации или других лиц, имеет историческое значение и проч.) и в представленном в Noark-5 виде не вполне соответствует своему определению в национальном стандарте. Отметим, что второй вариант определения термина record, по заверениям авторов, взят из терминологии Moreq.

Надо уточнить, что он соответствует определению, представленному в первой версии европейской спецификации, и не учитывает некоторые нюансы, которые появились в более поздних версиях (отсутствует акцент на то, что документ является доказательством деятельности или действий).

Отметим также, что в законодательстве Норвегии по вопросам управления документацией используется несколько определений термина «документ». Например, в соответствие с текстом Акта об обязательном экземпляре документов (Lov om avleveringsplikt for allment tilgjengelege dokument (pliktavleveringslova) документом считается один (или более) носитель (Medium), который хранит информацию для последующего чтения, показа или передачи .

По Закону об архиве (Lov om arkiv (arkivlova) документом считается логически ограниченное количество информации, которое хранится на носителе для последующего чтения, показа или передачи (аналогичная трактовка встречается и в законе о государственном управлении) .

На настоящий момент выявлен ряд недостатков систем управления электронными документами Noark 5. В частности, системы имеют возможность ограничивать или блокировать доступ пользователям к информации и фактическим данным, в связи с чем затрудняется доступ к нужной информации в нужное время .

Норвежский стандарт Noark представляет собой наглядный пример того, как в рамках государства происходит комплексное развитие управления документацией. На протяжении десятилетий Норвегия, опираясь не только на опыт других стран, но и на свои собственные разработки, последовательно пришла к тому, чтобы в 2008 году был разработан стандарт по управлению электронными документами и архивами Noark-5. Стоит сказать, что стандарт имеет большой потенциал для дальнейшего развития в области электронного документооборота. Есть все основания полагать, что данный стандарт будет способствовать должному управлению электронными документами и архивами. Современные национальные архивные учреждения должны сыграть решающую роль в развитии и управлении ЭДО и обеспечить обоснованное доверие и пользование такими документами.

http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf

https://www.arkivverket.no/arkivverket/Offentleg-forvalting/Noark/Tidligere-versjoner

Подробнее см.: http://www.nacr.cz/dlm/presentations/berg.pdf

http://www.fylkesarkiv.no/sites/default/files/strategi_for_utvikling_av_elektronisk_arkiv_2.pdf

http://arkivrad.no.drupal.07.no/sites/arkivrad/files/user/Dokumenter/Foredrag/Foredrag_2014/frokostmote_del_ii.pdf

Храмцовская Н.А. Новые международные и национальные стандарты в области управления документацией // Секретарь-референт. 2009. № 6. URL: http://www.profiz.ru/sr/6_2009/novie_standarty/ (дата обращения: 19.11.2014)

Hans Fredrik Berg. The Norwegian Records Management Standard // nacr.cz. 2009. URL: http://www.nacr.cz/dlm/presentations/berg.pdf (дата обращения: 19.11.2014)

Hans Fredrik Berg. The Norwegian Records Management Standard // nacr.cz. 2009. Систем. Требования: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.nacr.cz/dlm/presentations/berg.pdf (дата обращения: 19.11.2014)

Noark-5. Standart for Records Management. Norway, 2009. Page 35. URL: https://arkivverket.no/arkivverket/content/download/5115/53258/version/1/file/noark_5_english_ver_2_0.doc (дата обращения: 18.09.2014)

https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1989-06-09-32

https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1992-12-04-126

https://oda.hio.no/jspui/bitstream/10642/1270/2/Tekulu_Helen_Weldearegay.pdf