Профессиональные и Федеральные государственные образовательные стандарты: вопросы разработки, взаимодействия и применения

Автор: Ю.М. Кукарина

- Нормативная регламентация разработки и применения профессиональных стандартов.

- Профессиональный стандарт на вид профессиональной деятельности «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».

- Взаимосвязь профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов.

Понятие «профессиональный стандарт» появилось в Российском законодательстве сравнительно недавно - в конце 2012 г. и сразу же вызвало большой интерес у специалистов различных отраслей, у которых появилась возможность не только обновить действующий перечень профессий, но и сформулировать современные и актуальные требования к ним, используя наработанный опыт действующих профессиональных сообществ.

В Трудовом кодексе РФ профессиональный стандарт определяется как «…характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». В ст. 195.1. закреплено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, устанавливается Правительством РФ.

Практически сразу после внесения изменений в Трудовой кодекс РФ вышло постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», которое определило процедуру разработки и утверждения профессиональных стандартов, общий порядок их применения и разработчиков» . Координирующим органом власти стало Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое разработало необходимую нормативную и методическую основу для создания системы новых квалификационных документов. В функции Министерства труда и социальной защиты РФ вошли также организация экспертизы проектов профессиональных стандартов и ведение реестра принятых профессиональных стандартов.

Помимо вопросов разработки и принятия профессиональных стандартов в данном постановлении был четко определен порядок применения новых квалификационных документов. Установлено, что профессиональные стандарты должны применяться «работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».

Это положение свидетельствует о том, что кадровые службы организаций и работодатели при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам должны будут прежде всего ориентироваться на действующие профессиональные стандарты, которые постепенно заменят систему квалификационных справочников.

Помимо кадровых служб работодателей профессиональные стандарты должны обязательно применяться «образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов» . Данное положение свидетельствует о том, что профессиональные стандарты должны оказать существенное влияние на образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты и наладить взаимодействие между образовательными организациями и работодателями.
Далее распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р был утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг., который предусматривал разработку не менее 400 профессиональных стандартов в 2013 г. и не менее 400 профессиональных стандартов в 2014 г.

Министерство труда и социальной защиты РФ достаточно быстро разработало ряд нормативных правовых актов, определивших сам процесс создания профессиональных стандартов. Базовыми документами являются: приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» ; приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта» .

Большое значение для разработки профессиональных стандартов имеет и приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», установивший девять уровней квалификации на основе Европейской системы квалификаций для непрерывного обучения. Для каждого уровня квалификации обобщенно определены предполагаемые полномочия и ответственность, характер умений и знаний, а также требования к образованию. В частности, требование к обязательному высшему образованию содержится только начиная с шестого уровня квалификации . Шестому уровню соответствуют образовательные программы бакалавриата, седьмому уровню – образовательные программы специалитета и бакалавриата, а восьмому и девятому - программы магистратуры и аспирантуры соответственно.

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт

В качестве разработчиков профессиональных стандартов стали выступать объединения работодателей, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации, ассоциации профессионалов при участии образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных лиц и организаций.

В области документационного обеспечения управления инициативным разработчиком профессиональных стандартов стала Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников, которая в 2013 г. создала рабочую группу для разработки профессиональных стандартов офисных специалистов и административных работников, состав которой был утвержден Минтруда России.

В рабочую группу вошли представители 18 организаций, в том числе: Российский государственный гуманитарный университет (кафедра документоведения и кафедра АСДОУ), Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», ООО «Электронные офисные системы» и другие.
В 2013 году рабочей группой был подготовлен проект профессионального стандарта на вид профессиональной деятельности «Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией». В рамках этого вида профессиональной деятельности были определены профессиональные квалификации для следующих категорий работников: секретарь-администратор, делопроизводитель, секретарь руководителя и помощник руководителя.

22 января 2014 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации успешно прошло общественное обсуждение проекта этого профессионального стандарта, который затем был передан в Минтруда России. В течение 2014 г. профессиональный стандарт дорабатывался по замечаниям экспертов Минтруда России. 16 декабря 2014 г. проект профессионального стандарта на «Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией» был рекомендован Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации для утверждения Министерством труда и социальной защиты РФ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией

 

Регистрационный номер

Общие сведения

Организационное и документационное обеспечение управления организациями любых организационно-правовых форм

 

 

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Реализация обеспечивающих функций управления организацией. Внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией.

Группа занятий:

2432

Библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий

3431

Административно-управленческий персонал

 

 

4222

Служащие, занятые приемом и информированием посетителей

(код ОКЗ )

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

74.85

Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу

75.14

Вспомогательная деятельность в области государственного управления

(код ОКВЭД )

(наименование вида экономической деятельности)

Рис. 1. Титульный лист профессионального стандарта согласно макету

В рамках данного профессионального стандарта были выделены четыре обобщенные трудовые функции, которым соответствует определенное наименование должности и уровень квалификации.
- Организационное обеспечение деятельности организации: должность - секретарь-администратор ( 3-й уровень квалификации).
- Документационное обеспечение деятельности организации: должность – делопроизводитель (5-й уровень квалификации).
- Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации: должность - секретарь руководителя (6-й уровень квалификации).
- Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации: должность - помощник руководителя (6-й уровень квалификации).
Каждая обобщенная трудовая функция в свою очередь подразделяется на несколько трудовых функций.



  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалифи-кации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

А

Организационное обеспечение деятельности организации

3

Прием и распределение телефонных звонков организации

A/01.3

3

Организация работы с посетителями организации

А/02.3

3

Выполнение координирующих и обеспечивающих функций

А/03.3

3

В

Документационное обеспечение деятельности организации

5

Организация работы с документами

B/01.4

5

Организация текущего хранения документов

B/02.4

5

Организация обработки дел для последующего хранения

B/03.4

5

С

Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации

6

Оказание помощи руководителю в планировании рабочего времени.

C/01.6

6

Планирование рабочего дня секретаря

C/02.6

6

Организация телефонных переговоров руководителя

C/03.6

6

Организация командировок руководителя

C/04.6

6

Организация работы с посетителями в приемной руководителя

C/05.6

6

Организация подготовки, проведения и обслуживания конферентных мероприятий

C/06.6

6

Организация исполнения решений, осуществление контроля исполнения поручений руководителя

C/07.6

6

Организация и поддержание функционального рабочего пространства приемной и кабинета руководителя

C/08.6

6

Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих работу секретаря

C /09.6

6

Составление и оформление управленческой документации

C /10.6

6

Организация работы с документами в приемной руководителя

C /11.6

6

Организация хранения документов в приемной руководителя

C /12.6

6

Обеспечение руководителя информацией

C /13.6

6

Организация информационного взаимодействия руководителя с подразделениями и должностными лицами организации

C /14.6

6

D

Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации

6

Формирование информационного взаимодействия руководителя с организациями

D /01.6.2

6

Анализ информации и подготовка информационно-аналитических материалов

D /02.6.2

6

Организация деловых контактов и протокольных мероприятий

D /03.6.2

6

Организация исполнения решений руководителя

D /04.6.2

6

Рис. 2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Согласно макету, каждая трудовая функция в профессиональном стандарте описывается более детально: разделяется на трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания.

3.3.7. Трудовая функция

Наименование

Контроль исполнения поручений руководителя

Код

С/07.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

х

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия

Документальное оформление решений руководителя

Доведение до сведения работников организации распоряжений руководителя

Координация деятельности по исполнению решений руководителя

Ведение срокового текущего и предупредительного контроля

Проверка исполнения поручений руководителя в установленный срок

Предупреждение сотрудников об истечении срока исполнения поручений руководителя

Фиксация исполнения поручений

Составление отчетов и аналитических справок о выполнении поручений и решений руководителя

Необходимые умения

Вести сроковую картотеку

Вести учетные регистрационные формы, использовать их для работы
по контролю исполнения поручений руководителя

Работать с информацией по контролю, систематизировать ее
и представлять в виде сводных документов

Использовать средства коммуникации для передачи поручений руководителя

Использовать современные средства сбора и обработки контрольной информации.

Использовать информационно-коммуникационные технологии

Владеть правилами русского языка

Оценивать результаты в рамках поставленных задач

 

Необходимые знания

Методы и приемы ведения контроля

Общие требования к срокам исполнения документов и контрольным функциям службы документационного обеспечения

Принципы, способы информирования и убеждения сотрудников

Этика делового общения

Управленческая структура организации, руководство организации, образцы подписей руководящих сотрудников, круг их полномочий
и ограничения их зон ответственности

Инструкции по делопроизводству и другим локальным нормативным актам, устанавливающим порядок реализации управленческих процедур

Рис. 3. Пример трудовой функции из профессионального стандарта для секретаря руководителя

Разработанный профессиональный стандарт имеет большое значение не только для работодателей, но и для образовательных учреждений, которые должны обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, уже соответствующих требованиям не только федеральных государственных образовательных стандартов, но и профессиональных стандартов. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос сопряжения разрабатываемых профессиональных стандартов с уже действующими федеральными государственными образовательными стандартами.

В Постановлении Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» было установлено, что профессиональные стандарты должны применяться при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, а также образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ.

Таким образом, образовательные стандарты должны опираться на действующие профессиональные стандарты, отражающие практикоориентированные требования к различным видам профессиональной деятельности и должностям.

В более позднем Постановлении Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. № 928 «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» установлена обязательность учета разработчиками стандартов профессионального образования положений соответствующих профессиональных стандартов. Данное постановление делает обязательной экспертизу проекта стандарта профессионального образования в части учета положений соответствующих профессиональных стандартов. Минтруда России обязано уведомлять Минобрнауки России о вступивших в силу профессиональных стандартах, а Минобрнауки России обязано вносить изменения в уже действующие стандарты профессионального образования в целях учета положений соответствующих профессиональных стандартов .

Однако на практике достижение этой взаимосвязи представляется значительно более сложным, так как Федеральные государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров уже давно используются в деятельности образовательных учреждений страны, в то время как внедрение в жизнь профессиональных стандартов практически только начинается.

В настоящее время требуют решения именно методологические вопросы сопряжения этих двух категорий стандартов. Можно предположить, что трудовые функции, зафиксированные в профессиональном стандарте, могут частично соответствовать профессиональным компетенциям, закрепленным в соответствующем Федеральном государственном образовательном стандарте. Также можно увидеть взаимосвязь между трудовыми действиями, знаниями и умениями, необходимыми для выполнения трудовых действий из профессионального стандарта и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Текущая ситуация с Федеральными государственными образовательными стандартами предполагает, что стандарты 3-го поколения должны быть заменены стандартами серии 3+, откорректированными в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стандарты серии 3+ дают образовательным организациям значительно большую степень свободы при формировании образовательных программ, так как они уже не содержат обязательный перечень дисциплин для каждого направления подготовки бакалавриата и магистратуры. Каждая образовательная организация выстраивает свою образовательную программу самостоятельно, основываясь на перечне компетенций, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Важным критерием обновления программ профессионального образования и обучения является и соответствие программ требованиям профессиональных стандартов. Новый профессиональный стандарт на вид профессиональной деятельности «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» обязательно должен использоваться образовательными организациями при разработке образовательных программ по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», в особенности по профилям, связанным с документационным обеспечением управления.

Таким образом, решение задачи введения профессиональных стандартов в практику профессионального образования позволит сформировать систему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, необходимость в которых остро ощущается в самых разных областях деятельности, в том числе и в области документационного обеспечения управления.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70304190/ (Дата обращения 06.10.2014).

Там же, п. 3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг.». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/04/standarty-site-dok.html (Дата обращения 06.10.2014).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150886. (Дата обращения 06.10.2014).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля. 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/06/05/maket-dok.html (Дата обращения 06.10.2014).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.umocpartner.ru/assets/files/Novosti_2/2013_06_03%20Prikaz%20Mintrud.pdf/ (Дата обращения 06.10.2014).

Общероссийский классификатор занятий.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. № 928 «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mQAj66B3PC0.pdf (Дата обращения 06.10.2014).