Документы стратегического планирования в контексте федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Автор: Н.Ю. Коростелев, Н.Б.Зиновьева

Н.Ю. Коростелев, асп., Н.Б.Зиновьева, д.п.н., проф., Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств

  • Роль и функции документов стратегического планирования в государственном управлении

  • Классификация документов стратегического планирования

Современная теория и практика работы с документами находится на этапе кардинальной трансформации всех направлений деятельности. Совершенствование методов государственного управления в стране сопровождается активной системной разработкой законов, стандартов, инструкций, направленных на введение в социальный оборот новых разновидностей документов, модернизацию уже ранее используемых, совершенствование процессов их обсуждения, утверждения и дальнейшее функционирование. В частности, 28 июня 2014г. Государственной Думой был принят Федеральный закон«О стратегическом планировании в Российской Федерации» (N 172-ФЗ), положивший начало новому этапу в практике работы с документами этой функциональной группы.

Следует отметить, что документы стратегического планирования разрабатывались и ранее. Особенно активно – в эпоху плановой экономики, под руководством Госплана СССР. Будучи важнейшим рычагом государственного управления отраслями народного хозяйства и территориями, они представляли собой стройный комплекс программ и планов разного уровня, разного содержательного наполнения, нацеливающих органы государственного управления на решение поставленных задач. В результате последующего отказа от идеологии плановой экономики эти документы оказались на периферии общественного внимания. А как специфическая разновидность документов планово-отчетной системы документации в документоведении они практически не упоминались вовсе. Разработка и введение в социальный оборот вышеуказанного закона дает им новую жизнь.

Принятый закон, регламентирующий, прежде всего, работу государственных органов управления, одновременно вызывает и необходимость теоретического осмысления изменений современной ситуации в Документоведении, заставляет обратить более пристальное внимание на документы этой функциональной группы. Цель статьи заключается в обосновании необходимости выделения документов стратегического планирования как особой разновидности документов, рассмотрении их места в общей совокупности, внутренней структуры и функционального предназначения, особенностей методики их разработки и утверждения. Это позволит вписать эти документы в целостную систему документоведческого знания, а также рассмотреть возможности использования этого материала в процессе профессиональной подготовки документоведов.

Сегодня на документы стратегического планирования возложены важнейшие задачи, среди которых в законе названы (Гл.1ст.8): координации государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики; определения внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; определения приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития и т.д. Такие масштабные и фундаментальные задачи предопределяют их особую роль в государственном управлении, что влечет за собой их особое положение, что, в свою очередь, предполагает наличие особых требований к их структурному построению, к корректности формулировок, к детальной проработке элементов текста.

Определение документов стратегического планирования опирается на само понятие стратегического планирования, которое в законе рассматривается как«деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» (Гл.1ст.3). В данном определении четко просматриваются функции документов стратегического планирования, а именно: целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования, мониторинга и контроля, и каждая из них последовательно содержательно раскрывается.

Но, в то же время, с нашей точки зрения, недостаточно точно определен сам документ стратегического планирования -как «документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования» (Гл.1ст.3). Определение весьма расплывчатое, под которое может быть подведен практически любой документ, утверждаемый органами государственной власти. Согласно правилам логики, любое определение (дефиниция) должны состоять из двух частей. Во-первых, определение какого-либо объекта должно опираться на родовое (исходное) понятие. С этой позиции использование документированной информации в качестве родового понятия неудачно, слишком широко, было бы лучше – система планово-отчетной документации. Во-вторых, определяемый объект должен быть отделен от других, входящих в этот род объектов тем, чем он, собственно, отличается: особенностями, функциональным предназначением, практикой использования и т.д. В определении, данном в законе, это вообще не просматривается.

Можно было бы определить документ стратегического планирования следующим образом – это одна из разновидностей документов, в целом составляющих планово-отчетную систему документации, и отличающаяся от других, входящих в эту систему, нацеленностью на определение важнейших приоритетов развития объекта управления, способов их эффективной реализации и полномочиями разрабатывающих и утверждающих органов.

Но, несмотря на некоторую неудачу в общем определении, в законе обосновывается необходимость построения целостной системы стратегического планирования с опорой на сформулированные принципы: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе, что с полным основанием может быть отнесено ив целом к системе документов стратегического планирования (Гл.3, ст.7).

Далее в законе приводится система документов стратегического планирования, уложенная в классификационную многоуровневую схему, что для практики разработки подобных документов и профессиональной педагогической подготовки кадров весьма важно. Прежде всего, подчеркивается, что документы стратегического планирования разрабатываются на разных уровнях государственного управления – федеральном, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. На каждом уровне определены их задачи и особенности. Установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрению и утверждению способствует обеспечению согласованности и сбалансированности, включая согласованность утверждаемых ими целей и задач деятельности органов государственной власти, показателей достижения этих целей и решения этих задач.

К документам стратегического планирования общегосударственного значения, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся(Гл.3,ст.11):

1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:

а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:

а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

б) стратегический прогноз Российской Федерации;

в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;

б) государственные программы Российской Федерации;

в) государственная программа вооружения;

г) схемы территориального планирования Российской Федерации;

д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

б) бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

б)государственные программы субъекта Российской Федерации;

в) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

Классификационная схема документов стратегического планирования согласно рассматриваемому закону дополняется отраслевыми документами (Гл.5, ст.19), которые выступают как документы,«определяющие развитие той или иной сферы или отрасли экономики, служат основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием».

К отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации относятся:

1) отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;

2) стратегии отдельных сфер социально-экономического развития;

3) иные документы стратегического планирования;

Для отраслевых документов стратегического планирования разработана их примерная внутренняя структура. Определены обязательные элементы и вариативные. Они должны содержать:

1) оценку состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации;

2) показатели развития соответствующей сферы социально-экономического развития по одному или нескольким вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

3) приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Но также в них могут содержаться:

1) сроки и этапы проведения мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации;

2) ожидаемые результаты проведения мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации;

3) план мероприятий на среднесрочный период, в том числе обоснование состава и содержания государственных программ Российской Федерации в соответствующей сфере или отрасли экономики;

4) иные положения.

Как видно из классификационной схемы документов стратегического планирования, в ней фигурируют различающиеся между собой документы: прогноз, стратегия, план, государственная программа, схема территориального планирования и др. Некоторые из разновидностей документов, в свою очередь, могут иметь разное содержательное наполнение либо быть ориентированы на разный масштаб управленческого воздействия. Так, например, такой документ как прогноз может быть стратегический, бюджетный, научно-технологического развития, социально-экономического развития. Аналогично ему стратегия как вид документа также может быть разной: стратегией социально-экономического развития, национальной безопасности, пространственного развития. В Главе 1 ст. 3 показаны отличительные особенности этих разновидностей документов, а в главах с 4 по 11 подробно охарактеризованы все требования, предъявляемые к их содержанию и внутренней структуре. Анализ показал, при определенной функциональной общности эти документы различаются уровнем и масштабом подготовки, степенью отдаленности и обоснованности перспектив, точностью и финансовой проработанностью планируемых показателей и критериев. Более углубленное представление может быть сформулировано только на основе анализа уже подготовленных и утвержденных документов.

В законе четко прописаны полномочия государственных органов по созданию, утверждению рассматриваемых документов. Проекты документов стратегического планирования должны быть вынесены на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования они также подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Для государственной регистрации документов стратегического планирования предполагается создание Федерального государственного реестра. Определяются порядок функционирования федеральной информационной системы стратегического планирования, требования к технологическим и лингвистическим средствам, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации, и порядок информационного взаимодействия федеральной информационной системы стратегического планирования с иными информационными системами.

Таким образом, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ)дает основание дополнить дисциплину «Документоведение» принципиально новым знанием о документах стратегического планирования, их возрастающей роли на современном этапе социального развития страны, об их функциональном предназначении и разновидностях, сгруппированных в виде многоуровневой классификационной схемы, полномочиях разрабатывающих органов государственного управления, процедуре обсуждения, утверждения, регистрации и представления в федеральной информационной системе. Регулярный мониторинг законодательной и нормативно-методической базы, служащий базовой основой все работы с документами, позволит ей двигаться вперед в соответствии с ускоряющимися темпами развития общества.