Переплет архивных документов

Автор: М.М. Сичкарева

Как известно, одним из требований к оформлению архивных дел длительного и постоянного сроков хранения является переплет.1 Не все организации располагают необходимым оборудованием и материалами для переплетных работ. Чаще всего такие работы выполняют типографии.

Более подробные требования к переплету изложены в ГОСТе 17914-72 Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размер, технические требования. Этот ГОСТ действует и в настоящее время. Одним из требований ГОСТа является - картон толщиной от 0,35 до 1,50 мм. Корешок обложки шириной 40 мм должен быть гибким. Дела длительного срока хранения лучше всего переплетать в твердую картонную обложку с нанесением содержимого титульного листа на лицевую сторону обложки. Твердая обложка может быть из картона и использоваться для дел по личному составу, а может быть из бумвинила. Обложку из бумвинила можно использовать для приказов и распоряжений, и, например, сделать ее красного цвета, а также для договоров и соглашений, например, зеленого или синего цвета. На корешок таких дел наносится контрастное тиснение с номером дела. Подобное разделение дел по цвету и типу обложки удобно для использования и поиска документов в архиве. Такое оформление требуется только для дел с длительным сроком хранения. Бухгалтерские документы можно переплетать и в мягкую обложку на 4 прокола, используя специальные настольные аппараты, такие как прошивочно-переплетный комплекс, приспособление для ручной сшивки документов, настольное устройство для прошивки документов. В зависимости от функций и типа устройства его цена варьируется от 4000 до 10 000 рублей.

Если вашей организации еще ни разу не приходилось отдавать документы для переплетения в типографию, разузнайте, какие типографии занимаются переплетом архивных дел в вашем населенном пункте. Можно попросить менеджера типографии подъехать к вам (или выслать фотографии) и показать примеры выполненных аналогичных работ, чтобы понимать, как это будет выглядеть «на выходе». Выбрав несколько типографий, попросите их выслать вам прейскуранты, либо сделать расчет стоимости работ по вашему техническому заданию, который оформите приложением к договору. И выберите наиболее подходящую вам цену.

Предварительно все дела должны быть подготовлены для переплета, а именно:

  1. Дела должны быть сформированы по 250 листов, либо толщиной не более 4 см.

  2. В деле не должно быть скрепок, скобок и других посторонних скрепляющих предметов.

  3. Листы в деле должны быть пронумерованы, составлены лист-заверитель и титульный лист.

  4. Дело должно быть помещено в картонную папку-скоросшиватель на завязках (это облегчит вес документов при транспортировке, а также исключит возможное повреждение документов при извлечении из других папок-скоросшивателей на железном зажиме).

  5. На дела должна быть составлена опись.

  6. И последнее - необходимо составить акт приема-передачи дел в типографию.

После того как определились с типографией и привели дела в порядок, стоит приступить к составлению договора на переплет архивных дел. Можно попросить в типографии их типовой договор и узнать, какие моменты для компании-подрядчика являются существенными, кроме тех, что требует закон. Например, типография может не осуществлять доставку дел от заказчика в цех на выполнение работ, тогда придется искать транспорт и грузчиков. Поэтому, если для вашей компании этот момент существенный и компания не обладает ресурсами для доставки, то при выборе типографии уточняйте, за чей счет производится доставка от места до места.

При составлении договора необходимо исходить из его юридической сущности: по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.2

Для любого договора есть ряд существенных условий, от которых нельзя отказаться. К ним относятся:

  • предмет договора;

  • сроки выполнения работ;

  • цена работ.

Предмет договора подряда:

  • договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику; *Организация передает документы для переплетных работ, несмотря на то, что вещь не претерпевает существенных изменений, результатом работы будет являться обработанный внешний вид.

  • работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

* Подрядчик выполняет работы из своего материала (картон, бумвинил), на своем оборудовании, осуществляет доставку и пр.

Сроки выполнения работ.

  1. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

  2. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

  3. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

В договоре обязательно указывается цена работы.

Цена работы складывается из расчета подрядчиком затрат на выполнение работ, либо из прейскуранта цен.

* Например:

  1. Переплет документов по основной деятельности – за 1 ед. хр. 197 руб. (НДС не облагается) и тиснения, стоимость которого зависит от количества знаков. (Стоимость изготовления клише для тиснения – 6,5 руб. (НДС не облагается) за 1 знак; стоимость нанесения тиснения 1 надписи на лицевой стороне или корешке – 10,5 руб. (НДС не облагается).

  2. Переплет лицевых счетов за 1 ед. хр. без тиснения и без печати 147,00 руб. (НДС не облагается).

  3. Переплет документов по личному составу за 1 ед. хр. без тиснения с печатью на обложке в 1 цвет 156 руб. (НДС не облагается).

Следует быть внимательными при составлении раздела о цене работы.

  1. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Поэтому делайте акцент в договоре на том, что цена работ является окончательной.

  2. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

  3. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

  4. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

  5. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.3

Порядок расчетов

1. Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

2. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

Сдача работы и прием выполненных работ.

При передаче документов для переплетных работ необходимо составить акт приема-передачи с полным перечнем передаваемых дел. В акте необходимо указать все особенности дел, если таковые имеются, в разделе «примечание», там же можно указать и цвет обложки. По окончании работ составить также акт приема-передачи с полным перечнем документов и обязательно просмотром каждого дела на предмет соответствия заявленным требованиям к оформлению дел. Прием работы не должен быть формальным, т. к. в случае обнаружения недостатков, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

  1. Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

  2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

  3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

  4. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.4


1 раздел 3.6. п. 3.6.3 Основных правил работы архивов организаций.

2 П. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ.

3 Ст. 709 Гражданского кодекса РФ

4 Ст. 720 Гражданского кодекса РФ

....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU