Проблемы подготовки кадров в сфере документационного обеспечения управления

Автор: А.В. Ермолаева

А.В. Ермолаева, д.и.н., зав. кафедрой документационного обеспечения управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, (филиал РАНХиГС)

  • Значение подготовки кадров в сфере документационного обеспечения управления и содержание образовательной программы

  • Субъективные и объективные факторы при реализации образовательной программы

В Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина, как и во многих вузах Российской Федерации, в течение многих лет осуществляется подготовка кадров для сферы документационного обеспечения управления. Накопленный опыт характеризуется высоким профессиональным уровнем преподавания и педагогической ответственности, применением практикоориентированного обучения при использовании передовых технологий и методов обучения, наличием взаимосвязей с работодателями. Привлечение их к процессу разработки и реализации программы, прохождение практики студентами обеспечивает, в конечном итоге, высокий уровень трудоустройства выпускников.

В настоящее время основной целью образовательной программы бакалавриата, является подготовка бакалавров на основе интеграции фундаментального, междисциплинарного и практико-ориентированного обучения, способных повысить эффективность управления посредством оптимизации информационно-документационного обеспечения деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций всех форм собственности. Соотношение между этими компонентами являлось традиционным и при подготовке специалистов для данной сферы и реализовывалось в рамках стандартов второго поколения посредством приобретения знаний, умений и навыков по конкретной дисциплине.

В настоящее время акцент должен быть сделан на оптимизацию междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего рациональное соотношение между фундаментальной и прикладной подготовкой, формирующей необходимые компетенции.

Ежегодно от органов государственной власти и местного самоуправления в Поволжский институт управления поступают заявки на прохождение практик и стажировок. Среди всех направлений подготовки, осуществляемых Институтом, одним из самых востребованных является направление «Документоведение и архивоведение» именно в части документационного обеспечения управления. Так, за 2013-2014 учебный год поступило 122 заявки на студентов-документоведов 2-4 курсов от 28 структур (федерального, регионального и местного уровней). В соответствии с имеющимся контингентом на прохождение практик и стажировок было направлено лишь 37 студентов. Следует подчеркнуть, что во время практик и стажировок студенты, с одной стороны, приобретают необходимые практические навыки, характерные для того или иного уровня управления, с другой стороны – полученные в результате обучения знания и умения позволяют студентам за сравнительно короткий промежуток времени пройти период адаптации и демонстрировать необходимые профессиональные компетенции.

Востребованность студентов-документоведов со стороны работодателей обусловлена и тем обстоятельством, что в образовательной программе отражена специфика документационного обеспечения деятельности конкретных субъектов. Так, например, еще в рамках стандартов второго поколения кафедрой документационного обеспечения управления Института разработана и в последующем утверждена Учебно-методическим объединением вузов РФ (РГГУ, Москва) специализация «Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления», которая прошла апробацию и легла в основу программы подготовки бакалавров. Это вызвано не только необходимостью соответствия специфике Института, но и тем, что органы государственной власти и местного самоуправления Саратовской области, как и других регионов РФ, находятся на сегодняшний день на сложном этапе активного внедрения, адаптации и мониторинга новейших информационно-документационных технологий на всех направлениях своего функционирования, обеспечивающих становление «электронного правительства». Очевидно, что эффективная реализация данного направления развития невозможна без привлечения высококвалифицированных кадров, компетентных одновременно в вопросах управленческой деятельности, права, информационных технологий и управления документацией.

Именно по этой причине вариативная часть стандарта дополнена комплексом дисциплин, которые, на наш взгляд, обеспечивают формирование необходимых компетенций специалистов в сфере управления информационно-документационными ресурсами. В их числе: «Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и управления», «Технологии электронного правительства», «Системы электронного документооборота», «Технологии документирования управленческой деятельности», «Государственное и муниципальное управление», «Информационно-аналитическое обеспечение управления», «Теория организации и оргпроектирование», «Конфиденциальное делопроизводство», «Организация работы с обращениями граждан».

Немаловажное значение в формировании концепции образовательной программы сыграла взаимосвязь с наукой. В соответствии с профилем вуза сформулировано научное направление выпускающей кафедры: «Оптимизация документационного обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в постсоветский период». Результаты решений поставленных задач апробировались на научных конференциях, в программах переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, были опубликованы в периодических изданиях.1

Таким образом, специфика программы Института выражена в ее концентрации на формировании профессиональных компетенций, связанных, прежде всего, со сферой управления и документационным обеспечением управленческой деятельности.

В результате образовательная программа Института по итогам экспертного опроса в рамках Всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» 2011-2012 учебного года вошла в число лучших.

Тем не менее, в ходе реализации программы возникают определенные проблемы. Одна из них связана со значительным количеством компетенций, включенных в Федеральный Государственный образовательный стандарт, определенная часть которых выходит за рамки профессиональных компетенций в сфере документационного обеспечения управления. В связи с этим возникают проблемы по разработке требований, предъявляемых к оценке сформированных компетенций.

Кроме того, учитывая специфику Института и конкретизируя процессы в сфере ДОУ, возникла необходимость включения дополнительных профессиональных компетенций, формирование которых апробировано в рамках разработанной Институтом специализации «Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». В результате сформировано 10 специальных компетенций.

В их числе:

- владение навыками документирования правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- владение технологиями по организации работы с обращениями граждан;

владение методами построения функциональных систем документации органов государственной власти и местного самоуправления;

- владение базовыми знаниями в области правового регулирования государственной и муниципальной службы и способность документировать процессы, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.

Кроме того, в 2012-2013 учебном году в связи с началом разработки магистерской программы по данному направлению подготовки возникла необходимость актуализации цели и задач программы бакалавриата. Одновременно по согласованию с представителями работодателей негосударственного сектора (ООО «Саратовская газовая компания») было расширено содержание программы бакалавриата и дополнительно включены дисциплины, формирующие компетенции по документационному обеспечению деятельности негосударственных организаций.

В результате корректировки содержания программы изменилось и название профиля – «Управление документацией» как более точно отражающее цели и задачи программы по подготовке кадров, способных осуществлять управление документационными ресурсами как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в бизнес-структурах.

Таким образом, благодаря универсальности профессиональной деятельности в сфере ДОУ, в программе бакалавриата удалось совместить две специализации программы «Документоведение и документационное обеспечение управления», реализуемые в Институте: «Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления» и «Офис-менеджер».

Однако при всех положительных моментах выявились и определенные проблемы: перегруженность программы дисциплинами при уменьшении их объема, увеличение форм отчетности студентов, что сказывается на качестве их подготовки.

Все вышеперечисленные проблемы связаны с новыми условиями подготовки профессиональных кадров для сферы документационного обеспечения управления, выработкой и принятием решений относительно содержания образовательных программ. И в данном случае необходимо провести параллель и отметить эффективное решение этих задач в ходе реализации стандартов второго поколения. Под руководством профессора Кузнецовой Т.В. разрабатывались единые подходы к базовой части образовательной программы. В частности, были опубликованы примерные программы обязательных дисциплин, что обеспечивало унификацию образовательного процесса; в рамках Учебно-методического объединения решались вопросы, связанные с разработкой общей методики преподавания, содержанием учебной литературы. Кроме того, вопросы подготовки специалистов в сфере документационного обеспечения управления широко обсуждались на научно-практических конференциях, страницах периодических изданий.2 К сожалению всего этого нельзя сказать о настоящем периоде. Отсутствие должного внимания к решению организационных задач неизбежно приводит к тому, что профессиональное сообщество становится все более и более разобщенным, а общие для всех проблемы решаются на локальном уровне.

Между тем, вузы, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров в сфере документационного обеспечения управления, находятся в довольно сложной ситуации, которая обусловлена не только причинами субъективного характера, но и наличием объективных причин.

Во-первых, исключение управленческой составляющей из названия направления подготовки «Документоведение и архивоведение»3 делает его непонятным и непривлекательным для лиц, заинтересованных в практической деятельности в сфере управления, несмотря на тот факт, что содержание образовательной программы, напротив, актуализирует ее.

Во-вторых, следует констатировать, что за последние три года для данного направления подготовки постепенно сокращалось, а для некоторых регионов, в том числе Саратовской области, прекратилось выделение бюджетных мест.

Отсутствие бюджетных мест, с одной стороны, существенно снижает качественную «планку» абитуриентов, а с другой – исключает возможность целевой подготовки специалистов по данному направлению, в которой чрезвычайно заинтересованы работодатели.

Между тем, данное направление не сможет находиться вне бюджетного финансирования, так как его выпускники выполняют обеспечивающую функцию и по определению не претендуют на значительный карьерный рост в отличие от других современных направлений подготовки (например, «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение национальной безопасности и др.).

Более того, в условиях сложившейся российской системы образования, в отличие от западной, под коммерциализацию (отсутствие бюджетных мест) подпадают не перспективные с точки зрения Министерства образования, а, следовательно, государства, направления подготовки. К этой категории, судя по всему, отнесено и наше направление подготовки, о чем свидетельствует ситуация не только в Саратовской области, но и в других субъектах РФ. Представляется, что на позицию Министерства образования также повлияло существующее название направления подготовки, в котором никак не представлена управленческая компонента. Очевидно, что отсутствие постоянного и полноценного притока специалистов данной области в органы государственной власти, местного самоуправления, организации всех форм собственности негативно скажется на результативности их деятельности. Поэтому необходима поддержка данного направления подготовки со стороны работодателей, лоббирование перед Министерством образования со стороны Учебно-методического объединения.

Однако, как ни парадоксально, несмотря на тот факт, что практически все руководители органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, а также бизнес-структур признают необходимость наличия высокопрофессиональных знаний, умений и навыков у специалистов в сфере информационно-документационного обеспечения управления, действенной поддержки со стороны работодателей нет. Отсутствие централизованной структуры, представляющей профессиональные интересы данной сферы деятельности, не позволяет заявить об имеющихся проблемах по подготовке кадров на соответствующем уровне.

Что касается возможности лоббирования со стороны вузовского сообщества, то уже имеется положительный опыт. В качестве примера можно привести направление подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью». Члены соответствующего Учебно-методического объединения обосновали представителю Министерства образования, курирующего данное направление, необходимость выделения бюджетных мест в региональные вузы.

Как обстоит дело в нашем профессиональном сообществе? В 2013 г. на заседании Учебно-методического объединения (РГГУ) обсуждалось предложение об изменении названия направления подготовки, и приводились достаточно веские аргументы в поддержку данного предложения. В качестве варианта было предложено следующее название: «Документационное обеспечение управления и архивное дело». О пересмотре названия направления речь шла и на страницах журнала «Делопроизводство». В частности, подчеркивалось, что «в существующем варианте – «Документоведение и архивоведение» – оно не только излишне академично, но и не в полной мере отражает реально существующую ситуацию и уровень подготовки современных бакалавров. На сегодняшний день наиболее подходящее название – «Управление документами и архивами». Оно не только актуально и будет адекватно воспринято зарубежными вузами, с которыми мы могли бы сотрудничать, но, главное, поднимет интерес к специальности у абитуриентов».4

Но «голоса с мест» не были услышаны. Традиционное восприятие документоведения как части архивоведения относит его к историческим наукам. Однако не поддается объяснению следующий факт: как подготовку современных специалистов на уровне бакалавриата и магистратуры, обладающих компетенциями в сфере документационного обеспечения управления и управления документацией, совместить с классификационной группой «История и археология», в которую включено наше направление?

В результате в ряде региональных вузов рассматривается (или уже реализована) возможность открытия профиля «Документационное обеспечение управления» в рамках других направлений подготовки, реализуемых в вузе (например, «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент»). Возможность ухода из «своей группы» можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, безусловно, «…документационное обеспечение управления и, тем более, управление документами – это не исторические науки, так как за ними стоят экономика и управление».5 С другой стороны – открытие профиля в рамках другого сложившегося направления подготовки «со своим портфелем компетенций» и базовыми дисциплинами неизбежно приведет к потере самостоятельности и эксклюзивности, к определенной «ущербности» образовательной программы в части отсутствия в ней значимых профессиональных дисциплин и снизит планку по овладению необходимыми для этой сферы деятельности компетенциями.

Таким образом, реализация подготовки специалистов в сфере документационного обеспечения управления в настоящее время осуществляется в непростое время, когда вопросов гораздо больше, чем ответов. Существенную роль в возникновении подобной ситуации сыграло название направления подготовки – «Документоведение и архивоведение». Сложилась парадоксальная ситуация. При всей востребованности со стороны работодателей в специалистах, получивших образование по данному направлению, оно оказалось непопулярным среди абитуриентов, их родителей, а также государства в лице Министерства образования (о чем свидетельствует прекращение выделения бюджетных мест региональным вузам).

Именно в такой период чрезвычайно важно искать пути решения имеющихся проблем не в одиночку, а сообща. При этом соответствующие решения должны приниматься в интересах всего профессионального сообщества в целях сохранения подготовки кадров для сферы документационного обеспечения управления.

1 См., например, Ермолаева А.В. Особенности информационно-документационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2010. № 5. С. 18-23; Ермолаева А.В. Формирование систем документации в органах исполнительной власти // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4. С. 46-49; Ермолаева А.В. Документирование деятельности органов государственной власти (традиционные и современные технологии) // Власть. 2010. № 1. С. 46-49; Дорошина Г.В. Организация и документационное обеспечение процессов размещения информации на официальных сайтах органов местного самоуправления // в сборнике: От земских учреждений к местному самоуправлению в России: традиции, опыт, перспективы (к 150-летию Земской реформы) Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 121-123; Маслова Л.Т. Информационно-документационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления // в сборнике: Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Людмилы Римовны Фионовой, Анатолия Вадимовича Печерского, Нины Николаевны Шокоровой. 2014. С. 44-49.


2 См., например, Ермолаева А.В., Беликова А.В., Кошелева Е.Ю. Реалии и перспективы профессиональной подготовки специалистов в области управления документацией // Документация в информационном обществе: Управление документацией как сфера профессиональной деятельности: Доклады и сообщения на XIV Международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2007 г. / Росархив. ВНИИДАД. М., 2008. С. 218-228; Дорошина Г.В. Формирование основных профессиональных компетенций в сфере информационно-аналитического обеспечения управления у студентов-документоведов // В сборнике: Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации (к 20-летию Президентской академии) Саратов, 2012. С. 36-37.


3 Название специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» наиболее точно отражало назначение и содержание образовательной программы


4 Варламова Л.Н. Пути развития документоведения в Российской Федерации // Делопроизводство. 2014. № 1. С. 65-69.


5 Там же.