Международные договоры как один из ключевых видов дипломатических документов: требования к структуре, порядок подготовки и оформления

Автор: Е.А. Шалина

Е.А. Шалина

  • Структура международных договоров

  • Оформление международных договоров

Дипломатическая работа является одним из ключевых направлений в деятельности любого современного государства. Формальное выражение принятых в ее рамках решений происходит при этом через особую систему дипломатических документов. Одним из важнейших из них являются международные договоры.

Международные договоры Российской Федерации представляют собой вид дипломатических документов официального характера, регламентирующий двусторонние и многосторонние взаимоотношения государств.

На практике международные договоры могут оформляться в виде договоров, соглашений, протоколов, конвенций и совместных коммюнике.

К оформлению международных договоров предъявляется как ряд базовых требований, присущих документам в целом, так и ряд специфических требований, связанных с их принципиальной предметной значимостью, юридической силой и т.п.

Требования к международным договорам закреплены как в нормах международного, так и национального законодательства.

Основополагающими актами, регламентирующими порядок оформления и подготовки международных договоров, являются Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская Конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». И если Конвенции закрепляют наиболее общие вопросы по работе с международными договорами (начиная с определения понятия «международный договор» и заканчивая типовыми этапами их подготовки), то положения Федерального закона их конкретизируют и адаптируют к отечественным реалиям. Основной упор в документах при этом сделан на процесс подготовки международных договоров и стадии работы с ними, а не на оформление элементов их структуры. Вопросы структуры, в свою очередь, более подробно рассмотрены в Рекомендациях о порядке подготовки материалов, относящихся к заключению и прекращению международных договоров Российской Федерации, предназначенных для федеральных органов исполнительной власти России.

В целом структура международных договоров включает следующие элементы:

  • Титул;

  • Преамбула;

  • Основная часть (основные статьи или положения);

  • Заключительная часть (протокольные статьи);

  • Приложения.

Титул, в данном случае, представляет собой официальное наименование международного договора и одновременно заголовок к его основному тексту. Наименование при этом может быть как полным, так и кратким и может включать: название вида документа, емкое указание на его содержание («о дружбе и сотрудничестве» и т.п.), а также полное наименование стран-участниц договора, закрепленное в нормах их основного закона.

Преамбула является введением к международному договору, своеобразным вступлением к его основному тексту. Так, в форме связного текста, стилистически и по содержанию, в преамбуле могут фиксироваться:

  • Наименование государств-участников договора («Российская Федерация и Королевство Испания, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами, …»1);

  • Предыстория, как совокупность обстоятельств, предшествующих заключения договора и послуживших причиной его заключения («Исходя из положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военно-техническом сотрудничестве от 17 января 2003 г.»2);

  • Цели и мотивы заключения, сформулированные обобщенно и затрагивающие ключевые направления во взаимоотношениях государств, такие как поддержка партнерских отношений, развитие информационного взаимодействия и т.д. («Осознавая необходимость совершенствования процедур взаимных поставок продукции военного назначения, выполнения работ и оказания услуг в области военно-технического сотрудничества …»3);

  • Сообщение о заключении договора, подразумевающее официальное «одобрение» целей и задач договора, а также его основного содержания («Решили с этой целью заключить международный договор»);

  • Назначение уполномоченных и указание уполномоченных - особые формулы, закрепляющие решения участников договора о назначении лиц, уполномоченных на подписание документа («Назначили в качестве своих представителей …»4). Дополнительно может включаться «проверка полномочий» - формула, фиксирующая факт проверки предоставленных представителям государств полномочий по критериям формы и содержания.

  • Выражение согласия, как основной итог заявленных преамбулой положений и одновременно переход к основному содержанию международного договора («Договорились о нижеследующем», «Согласились о нижеследующем»).

В современной дипломатической практике наблюдается тенденция к постепенному упрощению структуры преамбулы и уменьшению ее общего объема, в том числе путем исключения отдельных частей ее структуры.

Важным элементом любого международного договора является его основная (центральная) часть, поделенная на конкретные статьи и положения, раскрывающие основное предметное содержание договора. В зависимости от объема договора это могут быть статьи (с пунктами и без), части, главы, абзацы и т.п.

Положения договоров при этом проходят процесс внутренней группировки: в начало основной части помещаются статьи, касающиеся наиболее общих аспектов проблемы, позже – узконаправленных. Если статья содержит основную норму или принципиально важную установку для толкования договора, ее называют головной и помещают в начало центральной части. Допускается также использование отсылочных постановлений, содержащих ссылки на общепризнанные нормы международного права или иные международные договоры (нередко, на практике ссылки делают на Устав ООН). Дополнительно статьи могут группировать в рамках регулируемых ими отношений.

Каждая позиция, заявленная договором, при этом формулируется предельно четко, емко и конкретно, с учетом не только документоведческих, но и юридических правил.

Заключительная часть международного договора представляет собой ряд принципиально важных положений процессуального характера, таких как: порядок вступление договора в законную силу, порядок его принятия странами-участницами, срок действия, основания и доступные возможности приостановления и прекращения. Помимо этого, могут включаться вопросы, касающиеся оговорок, толкования, разрешения возникающих между участниками споров, пересмотра текста договора в целом и отдельных его положений. Отдельно выделяются вопросы дальнейшей работы с договором как с документом: порядок и условия организации депозитарного хранения оригинала и копий, меры по регистрации, аутентичности текстов. Заключительные положения также могут фиксировать языки, на котором составляются текст международного договора. Чем сложнее внутренняя структура договора и взаимоотношения между его участниками, тем больше заключительных положений формулируется.

Заключительная часть международных договоров содержит и ряд реквизитов, отвечающих за придание юридической силы международному договору в целом: подписи сторон и оттиски печатей, а также дата (и место) подписания. Их оформление во многом схоже с оформлением документов иных видов и опирается на положения, зафиксированные в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 2009 г. и ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Однако в оформлении реквизитов международного договора прослеживается и своя специфика, отраженная в Рекомендациях о порядке подготовки материалов, относящихся к заключению и прекращению международных договоров Российской Федерации. В частности, к особенностям оформления относится применение принципа альтерната, т.е. чередования очередности подписания текста международного договора его сторонами. Согласно ему, в распоряжении российской стороны остается вариант текста, в котором подпись ее представителя располагается выше или левее подписи представителя иностранного государства – партнера договора.

Наконец, Рекомендациями регламентируется проставление печатей на международных договорах и их расположение. Так, оттиски печатей проставляются, как правило, до подписания договора на внутренней части обложек специальных договорных папок. При этом их наличие не является обязательным и в отечественной дипломатической практике осуществляется по настоянию иностранного государства – стороны договора.

Еще одной частью международных договоров являются приложения. В большинстве своем они содержат определенные материалы, конкретизирующие постановления договора. Их цель, таким образом, - облегчить понимание договора и его основного содержания.

Обязательный характер международного договора в большинстве случаев распространяется и на его приложения, однако окончательное решение по этому вопросу принимается дополнительно по соглашению стран-участниц.

При этом работа с международными договорами не ограничивается изучением требований к их структуре и включает также целый ряд работ по их оформлению, совокупность которых можно разделить на несколько последовательных этапов или стадий:

  • Подготовка;

  • Парафирование;

  • Подписание;

  • Утверждение (или ратификация).

Подготовка включает комплекс мероприятий по редактированию проекта международного договора и выбора его окончательного варианта, устраивающего все стороны. Итоговый вариант текста при этом принимается голосованием участников. Для утверждения необходимо не менее 2/3 голосов5. Если компромисс не найден, но государства все же готовы пойти на подписание и ратификацию договоров, они вправе принять текст договора с рядом оговорок – односторонних заявлений, сделанных при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединения к нему6.

Заключение международных договоров РФ осуществляется на основе рекомендаций о заключении7, представляемых на рассмотрение Президенту РФ или ее Правительству от палат Федерального Собрания, Верховного Суда, уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ, Генеральной Прокуратуры, Центральным банком, а также Уполномоченным по правам человека.

Парафирование подразумевает процесс проставления инициалов уполномоченных лиц на каждой странице согласованного варианта текста международного договора с целью выражения согласия с его содержанием. После парафирования изменения в текст не вносятся, за исключением исправления опечаток и случайных описок. Парафирование является средством признания текста договора аутентичным и окончательным.

Одним из ключевых этапов в работе с международными договорами является их подписание, то есть проставление подписей уполномоченных лиц на имеющихся экземплярах документа. Согласно федеральному закону №101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» подписание не всегда означает официальное признание документа обязательным к исполнению. На практике нередко подписание является формой выражение согласия с выбранной редакцией текста международного договора.

Ратификация же, напротив, представляет собой волеизъявление участника договора на исполнения заявленных норм и положений. В качестве доступных форм выражения согласия с обязательностью международного договора в РФ фиксируются8: подписание, обмен документами, образующими договор, ратификация, утверждение, принятие, присоединение, иные способы.

Ратификация международных договоров в РФ производится путем принятия соответствующего федерального закона9.

После вступления в силу международные договоры посылаются в Секретариат ООН, где производится их регистрация, занесение в перечень, а также может осуществляться хранение в делах и опубликование. Регистрацией международных договоров в Секретариате ООН и иных депозитариях занимается МИД РФ. МИД РФ также может осуществлять функции депозитария самостоятельно.

Для регистрации международных договоров в РФ предусмотрена специальная единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ, находящиеся в ведении МИД РФ10.

Вступившие в силу международные договоры официально публикуются в «Собрании законодательства РФ» и «Бюллетене международных договоров» (кроме договоров межведомственного характера) по соответствующему представлению МИД РФ. Помимо этого электронные версии договоров размещаются на «Официальном интернет-портале правовой информации» в сети Интернет. Договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти с их согласия.

Таким образом, международные договоры Российской Федерации представляют собой особый вид дипломатических документов, обладающий своей спецификой как в плане требований, предъявляемых в структуре, так и в порядке работы по их оформлению и подготовки.

1 Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Подписан 09.07.2014; опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru 26.03.2015).


2 Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества» (Подписан в г. Ереване 25.06.2013; опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru 04.08.2014).


3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества» (Подписан в г. Ереване 25.06.2013; опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru04.08.2014).


4 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т. 2. Действие международных договоров. – М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 590.


5 Венская Конвенция о праве международных договоров: заключена в г. Вене 23.05.1969 // Ведомости ВС СССР. – 1986. – N 37. – Ст. 772.


6 О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 №101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 29. – Ст. 2757.


7 Там же.


8 Там же.


9 Там же.


10 Там же.