Д.В. Просвирина
-
Организация работы Комиссии по трудовым спорам
-
Порядок оформления и прохождения документов
В процессе деятельности Комиссии по трудовым спорам (далее – КТС) создаются разнообразные виды документов (организационно-распорядительные, информационно-справочные и другие). В данной статье будут рассмотрены наиболее характерные документы, которые образуются при рассмотрении и разрешении индивидуального трудового спора на локальном уровне, т.е. в КТС. Поскольку трудовое законодательство регламентирует оформление документов в самых общих чертах, то при составлении документов работники организации и работники КТС могут руководствоваться такими документами, как: ГОСТ Р 6.30-2003, а также Методическими рекомендациями по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 и Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, Методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов1.
Комиссия по трудовым спорам создается на основании приказа. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому будет грамотным воспользоваться инструкцией по делопроизводству, принятой в организации. В приказе отражается причина создания КТС, поименный состав комиссии, указывается председатель, секретарь и иная информация, имеющая значение для создания комиссии.
Целесообразно на уровне локальных нормативных актов разработать в организации такой документ как Положение о комиссии по трудовым спорам, в котором должны быть подробно изложены вопросы ее организации и работы, что позволит избежать недоразумений при функционировании комиссии в организации. Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы компании, ее органов управления и структурных подразделений.
При составлении Положения наибольшее значение имеют вопросы процессуального и процедурного характера, для их грамотного решения можно воспользоваться Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Также подробный порядок создания и функционирования комиссии можно закрепить в коллективном договоре, однако, кажется более правильным, посвятить КТС отдельный и более подробный документ.
В Положении возможно утвердить формы процессуальных документов, среди которых важное место занимает удостоверение, выдаваемое КТС, которое в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю для приведения в исполнение решения комиссии по трудовым спорам2.
Структура Положения определяется организацией самостоятельно и зависит от специфики ее деятельности, круга вопросов, которые были поставлены перед рабочей группой, готовившей проект Положения, практики рассмотрения индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам конкретной организации и других факторов.
Положение о КТС может содержать следующие разделы:
-
общие положения и порядок формирования КТС – в этом разделе указываются точное наименование Комиссии, степень ее самостоятельности. Дается перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми руководствуется в своей деятельности Комиссия;
-
компетенция КТС – основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности Комиссии, подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач;
-
состав и порядок образования КТС – описываются все необходимые для создания и правового функционирования КТС этапы, содержит должностные обязанности руководителя, заместителя руководители и секретаря Комиссии;
-
права и обязанности членов КТС – перечисляются права, которыми наделяется Комиссия для реализации возложенных на нее задач. При изложении прав и обязанностей подчеркивается их соответствие действующему законодательству;
-
порядок обращения в КТС – этот раздел включает основные правила составления и подачи заявления в Комиссию;
-
организация заседаний КТС и порядок рассмотрения споров – указание на временные сроки рассмотрения заявления, этапы и процедуры заседания, признание заседания правомочным;
-
порядок принятия решения КТС – сведения о голосовании Комиссии, о необходимых реквизитах, содержащихся в решении Комиссии;
-
исполнение и обжалование решения КТС – сроки исполнения решения КТС, указание на право заявителя перенести трудовой спор в суд;
-
особые положения – этот раздел включает не вошедшие в основную часть сведения, например сроки действия настоящего положения, порядок пересмотра.
Соблюдение установленных требований, нашедших свое отражение как в нормативно-правовых, так и в локальных актах, оказывает значительное влияние на законность и обоснованность разрешения каждого конкретного трудового спора. Специалисты по делопроизводству рекомендуют включить в текст Положения не только положения, прописанные в трудовом законодательстве, но и отразить регулирование вопросов, непосредственно не затронутых в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ), но обычно возникающих в практике деятельности комиссий по трудовым спорам.
Разногласия между сторонами трудового правоотношения становятся существом трудового спора с момента письменного обращения работника в КТС или суд. В трудовом законодательстве не предусмотрено каких-либо требований к содержанию заявления, однако, типовая форма заявления может быть разработана организацией самостоятельно и доведена до сведения сотрудников3. И.А. Коссов, рассматривая этот вопрос, отмечает, дабы облегчить задачу работника по составлению заявления и избежать ошибок, обусловленных слабой правовой грамотностью многих работников, КТС целесообразно разработать примерные формы таких заявлений по различным предметам споров и обеспечить к ним доступ работников4.
Можно предположить, что грамотно составленное заявление должно содержать следующие реквизиты:
-
адресат, т.е. наименование КТС, в которую подается заявление;
-
автор, т.е. фамилия, имя, отчество работника, обращающегося с заявлением в КТС (если заявление подается представителем работника – фамилия, имя, отчество представителя, основание представительства), его должность, профессия и специальность, контактный телефон;
-
вид документа – Заявление
-
текст, т.е. указать в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав или законных интересов работника и его требования;
-
обстоятельства, на которых работник основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
-
дату, с которой работник связывает нарушение своего права и с которой работник связывает начало течения срока для обращения в КТС;
-
по денежным требованиям – сумма требований, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
-
сведения об обращении работника к работодателю с целью урегулирования разногласий путем непосредственных переговоров (если такое обращение имело место);
-
перечень прилагаемых к заявлению документов (в том числе документов, подтверждающих обоснованность заявленных работником требований, их размер и др.; при обращении в КТС через представителя к заявлению работника должна быть приложена копия указанной доверенности);
-
подпись;
-
дата.
Обязательными реквизитами заявления являются дата и подпись работника-заявителя.
Как отмечают многие специалисты по трудовым спорам, лучше подготовить заявление в двух экземплярах, на одном из которых делопроизводитель КТС указывает свою должность, Ф.И.О. и расписывается. Этот экземпляр остается у работника, и может впоследствии являться доказательством обращения работника в КТС.
Заявление, как уже отмечалось, подлежит обязательной регистрации. Оно регистрируется, даже если работник обратился по вопросу, который не подлежит рассмотрению в КТС. К сожалению, порядок самой регистрации не прописан, что делает положение работника несколько уязвимым. Наиболее удобный и самый распространенный на практике способ – ведение комиссией отдельного журнала регистрации заявлений работников. Форма такого журнала должна утверждаться комиссией и может являться приложением к Положению о КТС. Журнал может содержать такие разделы как: входящий номер, дата поступления заявления, Ф.И.О. и должность заявителя, существо заявления, дата рассмотрения заявления (включая дату переноса или снятия с рассмотрения заявления с указанием причины), дата принятия решения, существо решения, дата получения решения заявителем и его подпись, дата получения решения работодателем и его подпись, сведения об обжаловании решения КТС работником или работодателем в суд, дата исполнения решения в добровольном порядке, дата регистрации заявления работника на выдачу удостоверения, дата выдачи удостоверения.
Ведение такого журнала во многом поможет контролировать весь процесс рассмотрения дела: от подачи заявления до решения комиссии.
Процессуальным документом, фиксирующим все собранные комиссией сведения, является протокол заседания КТС, составленный с учетом требований процессуальной формы, закрепленной в ст. 388 ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ указывает на обязательность ведения на заседании комиссии протокола. Типовой формы и перечня обязательных сведений, подлежащих включению в протокол, действующие нормативно-правовые акты не содержат. Поэтому, следуя типовой инструкции по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти, или опираясь на внутреннюю инструкцию по делопроизводству, форму протокола необходимо разработать и утвердить.
Протокол подписывается председателем комиссии или его заместителем и секретарем Комиссии, заверяется печатью. Важность протокола состоит в том, что на его основании, работник, на которого возложено техническое обслуживание, в 3-дневный срок со дня принятия решения должен вручить сторонам надлежаще заверенные копии решения КТС.
Работник-заявитель вправе потребовать от секретаря КТС оформление выписка из протокола. Этот документ представляет собой точную копию части текста подлинного протокола. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же составляет заверительную надпись. Она состоит из слова «Верно», указания должности лица, заверяющего выписку, личной подписи, фамилии, инициалов и даты. Если выписка дается для представления в другую организацию, то она заверяется печатью.
Такой документ, как решение КТС является важным процессуальным документом, поэтому к содержанию и порядку его принятия закон предъявляет достаточно жесткие требования.
Официально утвержденная форма решения КТС в российском законодательстве отсутствует, поэтому КТС самостоятельно разрабатывает форму решения.
Статья 388 ТК РФ указывает на обязательные реквизиты и содержание Решения.
Решение КТС состоит из четырех частей:
-
вводной – в ней указываются наименование организации либо Ф.И.О. работодателя-индивидуального предпринимателя, наименование структурного подразделения, Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора;
-
описательной – она отражает существо спора, требования работника (его представителя), доводы работодателя, пояснения других лиц принимавших участие в заседании;
-
мотивировочной – она указывает на установленные в ходе заседания обстоятельства и доказательства, в соответствии с которыми КТС основывает свои доводы, ссылки на нормативные правовые акты, которыми руководствуется комиссия;
-
распорядительной – в ней указываются существо решения КТС и результаты голосования. Это часть решения начинается с названия Комиссии, его принимающего, и слова «РЕШИЛА», которое пишется прописными буквами. Распорядительная часть, как правило, состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указываются исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения. В последнем пункте решения называют лицо, на которое возлагается контроль за исполнением решения.
Распорядительная часть решения должна содержать четкие и юридически корректные формулировки с обязательным указанием ссылок на нормы действующего законодательства, нормативно правовые и иные акты, которыми руководствовалась комиссия. Требования, предписываемые к исполнению работодателя, излагаются в категорической форме, обязывающей администрацию совершить определенные действия, или содержать указание на то, что в удовлетворении заявленных работником требований отказано.
Если требования работника удовлетворены частично, то в решении перечисляются конкретные действия, которые обязана совершить администрация. В решениях по денежным требованиям указывается точная сумма, подлежащая выплате работнику.
Юридическую силу решение обретает после его подписания председателем и секретарем КТС, присвоения документу номера и проставления даты. Датой решения является дата проведения заседания КТС, на котором оно было принято. Копии решения КТС удостоверяются печатью КТС или печатью организации с согласия работодателя.
Как подчеркивает И.А. Косов, решение КТС не нуждается в утверждении какими-либо органами или должностными лицами (например, руководителем организации или Государственной инспекцией труда)5.
При нежелании работодателя исполнять решение КТС, закон защищает права и законные интересы работника. В случае неисполнения решения в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение на принудительное исполнение решения, имеющее силу исполнительного документа (ч.2 ст. 389 ТК РФ). Удостоверение КТС представляет собой документ, обеспечивающий принудительное исполнение решения КТС. Хотя ТК РФ не содержит положений об оформлении удостоверения и не устанавливает требований к его содержанию, применяется Федеральный законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 13 ФЗ).
Удостоверение КТС подписывается председателем КТС или его заместителем, а также должно быть заверено печатью КТС или печатью предприятия при наличии согласия работодателя. Необходимо заметить, что без оттиска печати судебный пристав-исполнитель не сможет принять удостоверение к исполнению. Это еще раз подчеркивает важность организации документирования деятельности КТС в соответствии с российским законодательством.
***
В целом можно сказать, что деятельность КТС направлена на досудебное разрешение индивидуальных трудовых споров. Однако слишком общее регулирование процедуры создания КТС, рассмотрения трудового спора и принятия решения по результатам его рассмотрения затрудняют работу Комиссий и требуют более детальной регламентации. Необходимо внесение уточнений в ТК РФ – только в этом случае такой механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, как КТС, заработает в полном объеме.
Также важно помнить, что грамотное оформление документов, связанных с деятельностью КТС, позволит контролировать весь процесс рассмотрения индивидуального трудового спора – от подачи заявления до принудительного исполнения решения комиссии, а самое главное – следить за соблюдением установленных законодательством сроков.
1 ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003; Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: метод. рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 / Росархив, ВНИИДАД. М., 2003.; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 г. «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Рос. газета. 2009. 24 июня. № 4937; Унификация текстов управленческих документов: метод. рекомендации / Росархив, ВНИИДАД. М., 1982.
2 Бережнов А.А. Комиссии по трудовым спорам: практика правоприменения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 10. С. 45.
3 Чершинцева Е. Документальное сопровождение работы комиссии по трудовым спорам // Кадровик. 2013. № 10. С. 137.
4 Коссов И.А. Требования к документированию процесса рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам // Делопроизводство. 2008. № 3. С. 21.
5 Коссов И.А. Указ. соч. С. 27.