Понятие об объекте и предмете исследования в документоведении

Автор: З.А. Сафиуллина

З.А. Сафиуллина, д.пед.н., проф. КГУКИ

Один из ключевых теоретических вопросов любой научной дисциплины - определение её объекта и предмета. От понимания этого вопроса во многом зависит развитие как теоретической части научной дисциплины, так и практических аспектов деятельности.

В любой профессиональной деятельности и области научного знания есть свои специфические объекты и объекты, которые исследуются разными научными дисциплинами. Это касается и документоведения. В самом общем виде объектом документоведения являются документы, а также все то, что связано с их созданием, функционированием.

Обсуждая вопрос об объекте и предмете дисциплины, нельзя не учитывать понимание учеными области знания. Сегодня к дисциплинам документоведческого цикла можно отнести любые, которые в качестве объекта исследуют системы документальных коммуникаций. В этом плане речь идет о достаточно широком понимании объекта, и в таком качестве он практически пока исследуется не во всех документоведческих областях знания.

Для многих областей деятельности и научного знания такой объект как документ наполняется конкретным содержанием. Для юридических наук документ-это то, что используется для установления правоотношений, правовых последствий. Для литературно-художественного творчества -литература-документ, определяющий образное воздействие на людей и общество. Науковедение, научная деятельность и научные документы направлены на формирование когнитивной компоненты (уровня) социальной коммуникации, выявление закономерностей ее развития.1 Такой раздел науковедения, как библиометрия, исследует количественно документы (публикации) по разным признакам :авторам, журналам, тематическим рубрикам, странам.2

К специальным документоведческим областям знания, формировавшимся в истории для изучения вопросов создания, сохранения и распространения документированной информации, относятся библиографоведение, библиотековедение, книговедение, более частные в их пределах направления, а также интегрированные дисциплины, рассматривающие документальные каналы как важнейший способ коммуникации. Особенность их в том, что в них в качестве объектов изучаются разные типы документов. Так, библиографоведение рассматривает первичный документ как отражение разнообразных смыслов и вторичный документ как моделирующий (концентрирующий) информацию о всех типах и видах, жанрах документов.

В документоведческих областях знания заметна тенденция постоянного расширения объекта исследования, перехода от сугубо специфических объектов к широким, контекстуальным. В библиографоведении объектом библиографии давно объявлены уже не просто документы, а система «документ-потребитель»,3 знание,4 инфокванты5 культура и др.

В зависимости от предмета выбор объектов может замыкаться самой областью знания или быть ориентированным на объекты, изучаемые и другими научными дисциплинами. Дисциплиной, изучающей многие объекты, является культурология, но ею до сих пор в недостаточной мере осваиваются объекты документальных коммуникаций , о чем мы уже ранее писали.6

Самостоятельное развитие получило документоведение, определяемое как документационное обеспечение управленческой деятельности или управленческое документоведение. Документационное обеспечение управления как область знания и практической деятельности имеет сегодня в основном один (именно один С.З.) из важнейших специфических объектов исследования- управленческий документ, хотя этот же объект изучают и другие науки (юридические, библиотечно-библиографические, исторические). При этом к управленческому документу чаще относится документ, соответствующий современным управленческим нормам. А в отдельных случаях –актуализируемый ретроспективный документ, относимый к группе первоисточников. Современными исследователями выделяется взгляд на документальную информацию в архивоведении как на информацию, потерявшую черты свободной информации, но сохранившей потенциальную возможность актуализироваться.7

Документационное обеспечение управления как область знания изучает документ с позиций отражения в нем управленческих функций и использования его в управленческих целях, выделяя специально аспект и управления самими документами.

Понимание специфических объектов (отраслевых) происходит лучше, если есть выход на объекты внешние, не сугубо отраслевые. Ведь полноценное познание такого объекта как документ возможно только при исследовании внешних объектов.

В конкретных исследованиях документа для его понимания дополнительно изучаются разные сферы профессиональной и непрофессиональной деятельности, социальные институты. Поэтому современное ДОУ относится как раз к тем областям знания, которые ориентированы и на объекты, изучаемые другими областями знания. Определяя в качестве внешнего объекта- управление, ДОУ как область знания постепенно расширяет количество объектов для рассмотрения, поскольку само управление реализуется (распространяется) во всех организациях и тем самым включает в свой предмет специфику изучаемых управленческих объектов.

Для развития ДОУ как научной дисциплины важно понимание объектов в той мере, в какой они позволяют углубить понимание предмета. Сами эти объекты (внешние) бесконечно разнообразны, могут различаться в зависимости от видов и уровней социально-коммуникационной (документационной деятельности). Многие проблемы ДОУ не могут решаться сегодня без социально-коммуникативного подхода, без взаимосвязи с другими дисциплинами документоведческого цикла, с социологией управления, философией и психологией, информационно-технологическим направлением.

Управленческое документоведение в документальной коммуникации изучает как объект в основном сам документ, в последнее время- частично коммуниканта (создателя и распространителя управленческого документа). Исследований гораздо меньше относительно того, кому предназначается управленческий документ. Управленческое документоведение примерно повторяет путь развития других дисциплин документоведческого цикла, в которых недооценивался до определенного момента потребитель как часть системы «документ-потребитель». Управленческим документоведением изучалась та управленческая информация, которая имеет отношение к уровням управления, обеспечивающим вертикальную иерархию управленческих связей. Современная система документальных коммуникаций рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, в качестве которых выступают коммуникант (создатель и распространитель документа), сам документ (который сегодня и выступает основным объектом исследования в документоведении) и потребитель. Кроме того , нельзя обходить каналы передачи документальной информации, контекстуальные процессы и другие элементы социально-коммуникативной системы. Таким образом, речь идет о необходимости постоянного расширения объектов. Более широкие объекты, частью которых являются специфические объекты системы документальных коммуникаций , наполняют их конкретным содержанием. И поэтому должны включаться в процесс научного осмысления.

Если практическая деятельность (научно-практическая деятельность) предполагает и включает в себя смежные объекты, то все они становятся объектами и данной научной дисциплины. В управленческом документоведении в качестве дополнительных объектов выступают различные сферы социальной коммуникации, организационные структуры, в которых реализуется (или не реализуется) документационное обеспечение управленческой деятельности. При исследованиях обращается внимание на особенности делопроизводства с учетом вновь возникающих новых взаимодействий в организации. Если же в исследованиях делается акцент только на изучение документа, а не на связи, возникающие в связи с ним, вопросы управленческой деятельности и ее документационного обеспечения остаются во многом открытыми.

Выбор объектов в той или иной области знания (деятельности) осуществляется через предметную сферу. То есть область знания включает в свой общий предмет познания те объекты, которые позволяют глубже узнать об основном предмете исследования. Предмет научной дисциплины определяется как общим пониманием ее особенностей, так и совокупностью предметов, которые включаются и постепенно расширяют общий предмет по мере включения в познание новых объектов.

Предметное содержание (знание) в каждой конкретной области знания углубляется в связи с решением существующих в них проблем, стратегических и тактических задач. Предмет развивается лучше благодаря постоянному пополнению знания о той стороне объекта, которая изучается дисциплиной. В ряде ситуаций возможно бытование предмета в очень широких границах, без четкого выделения объекта. В этом случае исследователь (познающий) сознательно очерчивает объект раскрытия темы, предмета или выбирает какие-то объекты для иллюстрации темы.

При предметном исследовании объектов выявляются общие их признаки и специфические. В управленческом документоведении специфические определяются тем, что субъект -объектные или, по- другому говоря, управленческие отношения пронизывают разные уровни и сферы деятельности, а управленческая информация тоже таким образом дифференцируется . Углубление предмета исследования во многом связано с обращенностью к конкретной сфере социальной коммуникации. Именно в этом проявляется тесное пересечение объекта и предмета исследования.

Выбор объектов зависит от самой науки, ее содержания , уровня развития. Выбор объектов для отдельных наук может выходить за сугубо предметную специфику, носить межпредметный характер. Человек-объект исследования для многих наук. Для разных наук могут быть специфичны выбираемые группы людей. Для библиотечно-информационных наук человек –потребитель информации-как объект постепенно становится своим. Для управленческого документоведения-человек как объект пока более косвенный в исследованиях. Внимание к объекту расширяет предмет исследования. Предмет отдельных наук расширяется, выходит за рамки своего узкого предмета, становится межпредметным и в определенной степени начинает совпадать с объектом. В ряде случаев становится сложным проведение разграничений между предметами. На это обращают внимание и исследователи в области документоведческих дисциплин, подчеркивая, что используемые науковедом, библиотековедом, информатиком объекты в действительности часто пересекаются и четких границ между собой не имеют.8

Степень дифференцированности объектов социальной коммуникации, по отношению к которым управленческая информация выступает как предмет, высокая. Сегодня документоведением охвачено достаточно большое количество сфер деятельности, в том числе и с рассмотрением исторических, международных аспектов развития объектов, с учетом развития иерархических отношений (государственный, региональный республиканский, муниципальный и др. уровни) и даже уровня самостоятельных действий человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми и организациями на основе документирования. Однако для отдельных современных социально-коммуникативных структур только ставится задача признания информационного ресурса важнейшим для управленческой и производственно-экономической деятельности.9

Традиционно сложилось представление, что объект всегда шире предмета в том плане, что для исследования берется какая-то одна сторона объекта, которая и выступает в качестве предмета исследования. Но такое понимание слишком однозначно, хотя в целом и приемлемо для разграничений этих понятий. Тем не менее в определенных ситуациях объект может быть уже предмета. Например ,библиотечно-информационная сфера образования как объект может быть уже такого предмета, как гипертекстуализация образования. Предмет может сужаться, углубляться на определенном этапе развития той или конкретной науки и наполняться уже обновленным, межпредметным содержанием. Межпредметность во многом определяется характером выбираемого объекта. Необходимость в межпредметном подходе возникает при недостаточности имеющегося в науке знания для решения существующих проблем, методологической слабости их познания.

Межпредметным объектом для многих областей знания выступает и управленческая деятельность. Ее изучают социология управления, юридические науки, документоведение, история, кибернетика, общая теория систем и другие науки.

Если предмет слишком широк ,можно идти по пути сознательного выделения частных объектов. Из множества объектов внимание исследователя может останавливаться на более удобном объекте для понимания предметной части.

Взаимосвязи по предмету исследования следует рассматривать как особые связи. Предмет исследования, как правило, связан с конкретной областью знания. Взаимосвязи по предмету исследования указывают на то, что между предметами есть некая общая предметная основа, выявление которой может:

1. перевести на другой уровень понимание самих этих областей знания;

2. образовать новую межпредметную область знания.

3. создать некую. общую практическую платформу для объекта (практический аспект взаимосвязи).

Например, предметом исследования для многих стратегических институтов является стратегическая информация. Она может различаться по содержанию, по уровню начального производства, но переходить на другой уровень при появлении новых целей ее использования, связанных со стратегией. Что сегодня происходит со стратегией, стратегической информацией. Ее сегодня много, судя по деятельности большого количества социальных институтов, она организационно оформлена. И в то же время ее мало или она находится пока только на том уровне, который не обеспечивает эффективность многих социально-коммуникативных процессов, в том числе с использованием управленческой документированной информации. Насколько стратегические смыслы обобществлены, насколько они необходимы основным группам населения, -остается до конца невыясненным.

Поэтому важен перевод (переход) из отраслевой информации на межотраслевой , проблемно-тематический уровень, в который должны быть включены связи с другими областями знания, слабо задействованными сегодня. Почему стратегическая информация слабо мотивирует как самих субъектов, так и объектов социальной коммуникации -один из проблемных вопросов современности, лежащих в плоскости ряда областей научного знания, включая документоведческие.

Но предмет - это и то, что определяет линию размежевания областей знания. Каковы границы между исследованием конкретной предметной области социально-коммуникативной деятельности, в которой осуществляется документирование и документоведческими исследованиями, получившими развитие в рамках современного ДОУ как дисциплины.

Одна из граней разграничения видится в том, что управленческое документоведение направлено на исследование наиболее общих закономерностей создания и использования управленческих документов. Конкретная предметная область имеет дело с изучением функционирования документов в отдельных сферах социальной коммуникации, поэтому предметом выступают содержательные аспекты, связанные со спецификой деятельности. Можно также говорить о предметном видении объекта исследователем. Об одном и том же объекте дисциплины, а также достаточно общем для исследователей предмете у разных специалистов возможно свое мнение и обоснование. В таких ситуациях мы имеем дело с разночтениями одного и того же объекта и предмета исследования, с различиями в предметном понимании явления, процесса, факта, объекта. Особое знание можно трактовать как субъективное, хотя оно становится объективным, если основывается на хорошо отработанной методологи познания и получении достоверной информации. Но по существу обобщающее предметное представление (профессиональное) формируется на протяжении длительной профессиональной деятельности, в результате обобщения мнений разных исследователей, выявления основных тенденций развития научной дисциплины, формирования общего реферативного поля, обозначаемого как устоявшейся теоретической парадигмы.

Все, что не укладывается в данную парадигму, составляет предмет для дальнейшего исследования, определяет актуальную зону для последующего развития науки, формирует новую дискуссионную основу для обсуждения возникающих проблем, выявляет пути их дальнейшего исследования. В процессе дифференциации научного знания предметное знание сужается, предмет формулируется точнее. Например, социология управления изучает не вообще управленческие отношения, а социальные аспекты управленческих отношений, существующих в любом обществе и в любую историческую эпоху.

Документоведение как область научного знания отражает знания о документальных формах социальной коммуникации .

Линия размежевания характеризуется глубиной (степенью) разработанности выбранного аспекта (предмета) исследования. Современные документоведы исследуют исторические истоки формирования юридических документов, иллюстрируя их на примере появления в них элементов доказательности. Но с доказательствами имеют дело и история , тоже по разному оперирующая этой характеристикой. Каждая из дисциплин рассматривает свой аспект, но нередки пересечения аспектов исследования.

Для документоведения взаимосвязь с другими областями знания необходима для углубления понимания управленческой деятельности и лучшего структурирования документоведения как области научного знания. С историей связаны исторические аспекты исследования управленческой деятельности. Социология управления позволяет глубже понять структуру управления, его закономерности, выделить организационные аспекты в документоведческом знании.

При оценке исследования важно , во-первых, установление степени взаимосвязи областей знания в исследовании объекта; во-вторых, разграничение между предметами в понимании объекта. Очевидна взаимосвязь наук, принадлежащих к одному циклу знаний, например, библиотековедения, библиографоведения, книговедения. Но установление связей этих областей знания с документоведением, изучающим управленческую деятельность, предполагает уже наличие дополнительных знаний.

Взаимосвязи с другими областями знания устанавливаются исследователями случайно или более или менее целенаправленно для новых подходов к объекту и предмету исследования. При исследовании библиометрии как качественно новой формы развития аналитико-синтетической обработки литературы выявляются уже дополнительно функции коммуникационного посредника, направленные на решение вопросов рационального выбора эффективной информации, методик оценки и эффективных путей ее исследования.10

В какой мере важны удаленные связи с другими областями знания для конкретных предметов. Очевидно, тогда, когда они позволяют глубже познать объект и предмет исследования, проблемную ситуацию, связанную с ними, когда ощущается недостаточность знаний для уяснения каких-то вопросов. Зачем, к примеру, нужны знания об информации в неживой природе для понимания социально-коммуникативных процессов. Прежде всего для подчеркивания мысли о психо -физиологических основах социально-коммуникативных процессов, для уяснения, что без информации человек погибает, а развивается первоначально благодаря природным(биологическим, физико-химическим) информационным процессам.

Факты, выявленные закономерности в понимании природы вполне могут быть использованы и используются для иллюстрации развития информационных, социально-коммуникативных процессов. Именно таким образом можно показать логику возвышения информационных процессов и логику взаимосвязи информационных процессов, протекающих в разных сферах деятельности и изучаемых разными областями знания. Вполне объяснимыми становятся при такой логике научные посягательства отдельных ученых на более глубокое изучение объекта исследования, с выходом на другие области знания. Отсюда тяготение документоведов, библиографоведов, библиотековедов к познанию более глубоких истоков возникновения документа, библиографической информации, социально-коммуникативных процессов. В исследованиях подобного рода как раз и прослеживаются удаленные связи с науками, к которым вряд ли бы обратился автор , не озадачив себя проблемой генезиса интересующего его объекта.

В целом, для документоведения проблема углубления исследований взаимосвязей в исследовании общих объектов остается одной из наиболее важных, несмотря на определенное внимание к ней, в том числе и в наших исследованиях.11

Относительно развития предметных исследований в современном документоведении можно отметить необходимость выявления более глубоких связей между создаваемыми документами и их потребителями. Если в традиционных областях документоведческого знания (библиотековедении, библиографоведении) эти вопросы осмысливались в теоретическом плане, то в области управленческого документоведения они обозначены как постановочные и предложены нами для перспективного исследования.12

1 Сафиуллина З.А. Науки в информационном контексте//Сафиуллина З.А.Социальная коммуникация-культурно-знаниевая структура-информационная культура:грани общего и особенного: монография.-Белгород, 2009.-С. 179-184.


2 Пенькова О.В., Тютюнник В.М. Науковедение, наукометрия и их производные: Методы колич. оценки науч. деятельности: Моногр.-Тамбов: Изд-во МИНЦ,2002.-176с.


3 Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиографии: монография.-М.:Книга,1975.-191 с.


4 Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности: монография.-М.:Книга, 1979. -144 с.; Фокеев В.А. Природа библиографического знания: монография. - М.,1995.-351 с.


5 Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа: монография.- М.: Изд-во МГИК,1993.-226 с.


6 Сафиуллина З.А. О содержательной обоснованности в изучении явлений культуры//Вестник МГУКИ.-2004.-№1.- С. 70-78; Сафиуллина З.А. Герменевтические аспекты исследования культуры философией, социальными коммуникациями, культурологией и другими науками//Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новые пути наук о культуре: Матер. Междунар. науч.-практ. конф./Москва, 28-29 мая 2009 г.- С. 154-160.


7 Плешкевич Е.А. Теория документальной информации: очередной этап в развитии знаний и документальных явлениях// Документация в информационном общесте:международный опыт управления документами: докл. и собщ. на ХV11 Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 нояб. 2010 /ВНИИДАД-М.,2011.- С.391.


8 . Пенькова О.В.,Тютюнник В.М. Науковедение, наукометрия и их производные: Методы колич. оценки науч. деятельности:Моногр.-Тамбов:Изд-во МИНЦ,2002.- С.84.


9 Романченко Е.В. Жизненная необходимость внедрения электронного документооборота в российских холдингах//Документация в информационном обществе: международный опыт управления документами: докл. и собщ. на ХV11 Междунар. науч.-практ. конф.25-26 нояб.2010/ВНИИДАД-М.,2011.- С.491.


10 Пенькова О.В.,Тютюнник В.М. Науковедение,наукометрия и их производные: Методы колич. оценки науч. деятельности, С.87.


11 Сафиуллина З.А. Об интеграции и разграничении библиотечно-информационных наук//Досуг-Творчество. Культура: Сб науч. тр.Ч.1./Омск. гос. ун-т и др.-Омск,2000.-С.84-87; Сафиуллина З.А. Документоведческая проблематика в различных областях знания//Университетская книга.-2007.-№6.- С. 48-51.


12 Сафиуллина З.А.О некоторых теоретических и эмпирических аспектах отношений в системе управленческой документальной коммуникации//Делопроизводство.-2011.-№1.-С.9-16; Сафиуллина З.А.О ценностно-ориентировочной (управленческой) и идентификационных функциях управленческих документов//Документация в

информационном обществе: международный опыт управления документами:Докл. и сообщ. на ХV11 Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 ноября 2010/Федер. Архив. Агентство. Росархив. Вниидад.-М.,2011.-С.230-240.