Опыт работы в преподавании дисциплины «Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу»: компетентностный подход

Автор: А.И. Ложкина

А.И. Ложкина, Морской гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского

Содержание дисциплины «Кадровое делопроизводство…»

Формирование компетенций

Дисциплина «Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу» входит в базовую часть Блока 1 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) и предназначена для бакалавров по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом студент в результате освоения дисциплины должен обладать рядом компетенций. А именно: общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными (научно-исследовательскими, технологическими, организационно-управленческими, проектными).

В настоящее время российские ВУЗы ориентированы на реализацию положений Болонской декларации. А именно - пересмотрены учебные планы специальностей, разработаны новые рабочие учебные программы, вводятся новые формы и методы обучения, которые ориентированы на компетентностный подход.

Полемика в отношении компетентностного подхода ведется не одним десятком ученых. Но «нет единства в интерпретации отечественными и зарубежными учеными компетентностного подхода как приоритетной образовательной парадигмы ХХI века»1.

В соответствии с Болонской декларацией внедрение компетентностного подхода направлено на реализацию основной цели высшего образования – «подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности»2.

Современному обществу нужны люди с умением или способностями мгновенно адаптироваться к любым условиям современной действительности, с максимальным коэффициентом самоотдачи, с высоким профессиональным уровнем и коэффициентом эффективности своей деятельности.

Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития3.

Требования к формированию компетентности как результату образования обусловлены особенностями характеристики социально-профессиональной группы, к которой принадлежит специалист. Общая и профессиональная культура специалиста анализируются в зависимости от области его деятельности. Практическими определителями профессионального развития личности являются профессиональный тезаурус, профессиональное сознание, профессиональная деятельность. Данные компоненты показывают принадлежность специалистов к определенному типу коммуникативных систем («человек - человек», «человек - природа», «человек - знак», «человек - машина», «человек - художественный образ»). В профессиональной деятельности доминирует какой-либо один тип, другие типы в той или иной степени также могут присутствовать. В зависимости от типологии профессии определяется гуманитарная или техническая направленность полученной специальности4.

Профессиональная деятельность бакалавров в области документоведения и архивоведения предполагает как теоретическую, так и практическую подготовку. Поэтому изучение дисциплины направлено на приобретение теоретических знаний в области кадрового делопроизводства и системы документационного обеспечения кадровых служб; изучение основ современной системы документации по личному составу; изучение архивов документов по личному составу; получение практических навыков по созданию, обработке и хранению кадровых документов.

Изучение дисциплины основано на следующих видах учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Занятия строятся на основе диалога педагога со студентом для развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы, для развития способности постоянного обновления знаний, а также усвоения новой информации для успешного решения профессиональных задач. Для этого применяются следующие образовательные технологии: лекция с проблемным изложением, лекция с опорным конспектированием, работа в компьютерном классе, научные дискуссии, внеаудиторные самостоятельные задания с написанием отчетов и защитой, написание реферативных сообщений, подготовка устных докладов, тестирование, обратная связь.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в процессе изучения таких дисциплин, как «Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Архивоведение», «Русский язык и культура речи», «Информатика», «Информационные технологии», «Трудовое право». Поэтому практические занятия являются интегрированными и обязательно включают вопросы нескольких дисциплин. Перед студентами в начале каждого занятия ставится профессиональная задача, которую они должны решить индивидуально, в группах или совместно с преподавателем.

Как правило, формирование компетенций происходит комплексно. Например, перед студентами ставится задача создать проект локального нормативного акта «Положение о защите персональных данных» конкретной организации. Для решения этой задачи студентам необходимо изучить теоретические вопросы по темам «Локальные нормативные акты: понятие, этапы разработки», «Персональные данные: подходы к определению, обработка, хранение, методы защиты»; проанализировать законодательные акты, регламентирующие данные вопросы (а именно, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу на момент разработки положения). Также необходимо аккумулировать знания по оформлению документации, изучить нормативно-методические документы, которые регламентируют требования к оформлению, набор реквизитов, порядок утверждения, согласования, регистрации и хранения документа (а именно, Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558). При проектировании документа студенты должны проанализировать деятельность организации, в которой будет действовать разработанное положение, и выявить ее специфику. Так как приложения к положению являются образцами документов, то студенты должны обладать способностью создавать унифицированные формы документов. Таким образом, в процессе решения задачи студент овладевает рядом компетенций, а именно:

  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

  • способностью к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-10);

  • способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ОПК-1);

  • владением навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ОПК-4);

  • владением основами информационно-аналитической деятельности и способностью применять их в профессиональной сфере (ПК-2);

  • способностью самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-4);

  • способностью анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-8);

  • владением навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в документационном обеспечении управления и архивном деле (ПК-14);

  • способностью использовать правила подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки (ПК-19);

  • способностью разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-31);

  • владением законодательной и нормативно-методической базой информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела, способностью ориентироваться в правовой базе смежных областей (ПК-32);

  • знанием основ трудового законодательства (ПК-33);

  • знанием требований к организации кадрового делопроизводства и документированию трудовых отношений, хранению документов по личному составу (ПК-36).5

Таким образом, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и Болонским процессом в преподавании дисциплины «Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу» реализуется компетентностный подход. В результате освоения дисциплины студенты приобретают как теоретические, так и практические знания и умения. Разные виды учебной работы формируют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и реализуются посредством умения применять их на практике. Студенты-выпускники по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» могут быть конкурентоспособными и отвечать основным требованиям, которые предъявляет работодатель на рынке труда.


1 Дулатова А.Н. Подготовка документоведа высшей квалификации. Компетентностный подход. (Общие вопросы)// «Делопроизводство». №3. 2014 // URL: http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?353 (дата обращения: 12.01.2015)

2 Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. // URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148 (дата обращения: 02.02.2015)

3Хасия Т. В. Компетентностный подход: инновационные технологии в подготовке компетентных специалистов [Текст] / Т. В. Хасия // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2 С. 150-151.

4 Дулатова А.Н. Подготовка документоведа высшей квалификации. Компетентностный подход. (Общие вопросы)// «Делопроизводство». №3. 2014 // URL: http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?353 (дата обращения: 12.01.2015)

5 Консультант Плюс //URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.12.2015)