Документирование процедуры избрания по конкурсу на замещение должности профессорско-преподавательского состава вуза

Автор: Н.Н. Шокорова

Н.Н. Шокорова, Пензенский гос. университет

  • Нормативные акты, регламентирующие процедуру оформления трудовых отношений при избрании по конкурсу на замещение должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) ВУЗа

  • Порядок подготовки к проведению конкурсного отбора

  • Проведение конкурса на замещение должностей ППС ВУЗа

  • Документирование процедуры проведения конкурсного отбора и избрания по конкурсу на замещение должности ППС ВУЗа

В организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (ППС), определены Трудовым кодексом Российской Федерации1, Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу2, уставом и локальными документами ВУЗа.

Рассмотрим процедуру оформления трудовых отношений, возникающих в результате избрания по конкурсу на замещение должности ППС ВУЗа на примере факультета вычислительной техники (далее - ФВТ) политехнического института Пензенского государственного университета (далее - ПГУ).

В уставе ПГУ3 (раздел 6, пункт 6.18) определено, что к профессорско-преподавательским должностям относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к ППС факультета, кроме декана и заведующих кафедрами факультета, предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор, проводится один раз в пять лет. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должность проводится на ученом совете факультета (далее Совет ФВТ).

Порядок замещения должностей ППС факультетов университета определены уставом ПГУ и локальным нормативным документом ПГУ – Инструкцией о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава. В соответствии с этими документами, а также Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, управление кадров ПГУ в конце июня текущего учебного года составляет именной список преподавателей, срок трудового договора которых истекает в следующем учебном году. Согласованный с профсоюзной организацией ПГУ список преподавателей утверждается приказом ректора до окончания каждого учебного года. Копии приказа (рис.1) управление кадров доводит до сведения секретарей ученых советов факультетов и университета, заведующих кафедрами.

Рис. 1. Фрагмент приказа об окончании срока трудового договора

Объявление о проведении конкурса размещается в университетской газете и на сайте ПГУ не менее чем за два месяца до даты его проведения. В объявлении о проведении конкурса указываются:

перечень должностей педагогических работников, на замещение которых объявляется конкурс;

квалификационные требования по должностям педагогических работников;

место (адрес) приема заявления для участия в конкурсе;

срок приема заявления для участия в конкурсе (не менее одного месяца со дня размещения объявления о конкурсе на сайте организации);

место и дата проведения конкурса.

Заведующие кафедрами извещают преподавателей об окончании срока трудового договора в следующем учебном году под расписку в выписке из приказа ректора. Один экземпляр выписки из приказа возвращается в управление кадров университета, другой остается на кафедре. Лица, желающие участвовать в конкурсном отборе на должность, подают заявление на имя ректора. Заявление визируется заведующим кафедрой и регистрируется в управлении кадров (рис.2).

К заявлению прилагаются следующие документы:

для лиц, работающих в университете - личный листок по учету кадров (обновляется каждые пять лет); список научных и учебно-методических трудов, отчет о научно-педагогической и другой работе, заключение кафедры, выписка из протокола заседания кафедры, характеристика;

для лиц, не работающих в университете - личный листок по учету кадров; автобиография; копии дипломов о высшем образовании, ученой степени, аттестата об ученом звании, заверенные в установленном порядке; список научных и учебно-методических трудов; заключение кафедры, выписка из протокола заседания кафедры и характеристика с последнего места работы.

Рис. 2. Заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности

Материалы, поступившие на конкурс, предварительно рассматриваются на заседании соответствующей кафедры. Заседанию предшествует посещение лекционного или практического занятия претендента на должность ППС преподавателями кафедры. Результаты посещения открытого занятия обсуждаются на заседании кафедры.

Претенденты на ранее занимаемые ими должности отчитываются на заседании кафедры о научно-педагогической и другой работе за период, предшествующий конкурсу. Претенденты, не работающие в университете, представляют доклад о педагогической или научной деятельности (в произвольной форме). Заключение с рекомендацией по каждому кандидату кафедра принимает открытым голосованием простым большинством голосов штатных преподавателей (в том числе совместителей) и научных сотрудников кафедры.

Оформленный пакет документов (рис. 3-6) претендент на замещение вакантной должности ППС должен предоставить секретарю Совета ФВТ не позднее, чем за 10 дней до даты заседания Совета факультета4.

Рис. 3. Фрагменты отчета о работе

Информация о конкурсе на замещение вакантных должностей размещается секретарем Совета на сайте факультета не менее чем за 10 дней до даты проведения Совета.

Рис. 4. Фрагменты заключения кафедры

Рис. 5. Заключение по открытой лекции и выписка из протокола заседания кафедры

Документы - отчет о работе, заключение по открытой лекции, заключение кафедры, выписка из протокола заседания кафедры - готовятся в двух экземплярах (один экземпляр этих документов вместе с заявлением претендента на избрание и протоколом счетной комиссии хранится в материалах заседаний Совета ФВТ). Остальные документы претендент на замещение вакантной должности ППС готовит в одном экземпляре.

Рис. 6. Фрагменты списка трудов за отчетный период, личного листка по учету кадров и характеристики

Претендент на замещение вакантной должности ППС готовит также бюллетени для тайного голосования (рис. 7) в количестве, равном количеству членов Совета ФВТ и передает их секретарю Совета не менее чем за 10 дней до даты проведения Совета.

При рассмотрении на Совете факультета вопросов, связанных с конкурсным отбором, для организации проведения тайного голосования открытым голосованием избирается счетная комиссия из трех человек из числа членов Совета, как правило, по очереди, устанавливаемой председательствующим. В состав счетной комиссии не должны входить лица, фамилии которых занесены в бюллетени для голосования, а также председатель и секретарь Совета.

Рис. 7. Бюллетень

Избранная комиссия распределяет между собой функции и избирает председателя. Члены счетной комиссии раздают бюллетени всем присутствующим на заседании членам Совета под роспись в расписке в получении бюллетеней (рис. 8). Заведующие кафедрами представляют претендентов на замещение вакантных должностей ППС по своим кафедрам, члены Совета голосуют.

Рис. 8. Расписка

После подсчета голосов счетная комиссия оформляет протокол (рис.9). Протокол утверждают открытым голосованием членов Совета.

Рис. 9. Протокол счетной комиссии

Прошедшим избрание по конкурсу считается претендент, получивший путем тайного голосования более половины голосов членов Совета ФВТ от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава Совета.

Если голосование проводилось по единственному претенденту, и он не набрал необходимого количества голосов, конкурс признается несостоявшимся. Если голосование проводилось по двум и более претендентам, и никто из них не набрал необходимого количества голосов, то проводится второй тур избрания, при котором повторное тайное голосование проводится по двум претендентам, получившим наибольшее количество голосов в первом туре избрания. В случае, когда при повторном тайном голосовании никто из претендентов не набрал более половины голосов, конкурс признается несостоявшимся.

Решения Совета документируются протоколом заседания, который подписывается председателем и секретарем Совета. Протокол готовится в трехдневный срок с даты проведения заседания. Согласно инструкции по делопроизводству ПГУ во внутренних документах университета в реквизите «наименование организации» указывается только наименование структурного подразделения5.

Для управления кадров ПГУ секретарь Совета готовит выписку из протокола заседания по вопросам, касающимся конкурсного отбора на замещение вакантных должностей ППС факультета вычислительной техники. Пример оформления выписки из протокола приведен на рис. 10.

Сформированный пакет документов передается секретарем Совета в управление кадров ПГУ на следующий день после проведения конкурса на замещение вакантных должностей ППС факультета. Затем управление кадров ПГУ начинает процедуру оформления трудовых отношений с претендентом на замещение вакантной должности ППС.

Таким образом, процедура избрания по конкурсу на замещение должности ППС в ВУЗе строго регламентирована, ее документирование определено целым пакетом нормативных актов. Знание порядка и условий замещения должностей педагогических работников, относящихся к ППС; четкая организация деятельности ученого совета факультета при конкурсном отборе; правильное и своевременное документирование процедуры проведения конкурсного отбора и избрания по конкурсу на замещение

Рис. 10. Выписка из протокола

должности ППС ВУЗа способствуют повышению эффективности деятельности как факультета, так и университета в целом.


1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ), статьи 18, 332.

2 Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 N 39322).

3 Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2011 г. № 1897.

4 Положение о Совете факультета вычислительной техники. Утверждено приказом директора политехнического института ПГУ 21.10.2015.

5 Инструкция по делопроизводству, утверждена ректором ФГБОУ ВПО «ПГУ» 06.05.2015