Профессиональный и образовательный стандарты в сфере документационного обеспечения управления: точки соприкосновения

Автор: А.В. Ермолаева

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президентом дано указание Правительству РФ обеспечить подготовку изменений в законодательство РФ, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвердить план разработки профессиональных стандартов и к 2015 году разработать и утвердить не менее 800 профстандартов.

К 2010 г. Правительство РФ должно обеспечить увеличение числа высококвалифицированных работников (не менее трети от числа квалифицированных работников).

Остановимся на ключевых терминах в данной сфере и их определениях. Так, например, законодательством РФ даются два определения понятию «квалификация»:

  • «квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника»;
  • «квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного рода профессиональной деятельности».

Противоречие приведенных определений заключается в том, что с позиции работодателя «опыт работы» является одним из определяющих компонентов квалификации, что невозможно обеспечить в период обучения соответствующих специалистов, квалификация которых характеризуется определенным уровнем подготовленности к тому или иному виду профессиональной деятельности.

Статьей 195.1 Трудового кодекса РФ установлено, что характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности регламентируется профессиональным стандартом (ПС), который разрабатывается для применения:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (с 01.01.2017 года);
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Соответствующая статья внесена в ФЗ «Об образовании в РФ»: «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».

Таким образом, для работодателя ПС является основой для: выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; обеспечения качества труда персонала; обеспечения профессионального роста персонала; поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; повышения мотивации персонала в своей организации; повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, высоких экономических результатов.

Что касается образовательных учреждений, то профессиональные стандарты создают основу для разработки: образовательных программ; курсов обучения, учебных планов и учебно-методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального обучения, взрослое население, нуждающееся в совершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.). Если вы хотите получить ученую степень кандидата или доктора наук вам потребуется помощь в подготовке материалов например: написание диссертаций в Рязани доступно практически любому желающему.

Особое значение профессиональные стандарты имеют и для самих работников, являясь основой для: определения собственного профессионального уровня и направлений/ задач профессионального обучения и совершенствования; эффективного функционирования в организации; обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы; карьерного роста и увеличения доходов.

Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность: сформулировать реальные и измеримые цели профессионального образования; планировать объемы и профили обучения; определять траектории обучения в течение всей жизни.

Значимость профессиональных стандартов для всех перечисленных субъектов формулирует вполне обоснованный вопрос: являются ли профессиональные стандарты нормативными документами, т.е. обязательными для применения?

О нормативном характере данных документов свидетельствует положение Трудового кодекса РФ о том, что с 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции. В целом ряде методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов используется следующее определение: «профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням».

Статус профессионального стандарта как вида документа анализируется и научным сообществом. Не обходится и без определенных противоречий. Так, например, по мнению Зайцевой О.Б., «профессиональный стандарт – это нормативный документ в области конкретного вида экономической деятельности, где должны содержаться требования к выполнению работником трудовой функции и необходимые для этого компетенции». Одновременно этот же автор утверждает, что «профессиональные стандарты» будут носить для работодателей в основном рекомендательный характер, за исключением, безусловно, профессиональных рисков, для которых ПС обязателен».

Данная трактовка профессионального стандарта не случайна. В основе этого подхода установленная Трудовым кодексом дифференциация профессиональных стандартов по двум признакам.

Признак первый: «если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

Признак второй: «характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями… для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда». То есть в этом случае при определении выполняемых работником трудовых функций может оставаться неизменным основной принцип отечественной практики: «как принято в организации», а требования профессиональных стандартов к квалификации работников в части уровня образования (а также направления подготовки) могут не учитываться.

Подобный «двойной стандарт» в определении статуса профессионального стандарта в Трудовом кодексе РФ приводит к правовой коллизии. Профессиональные стандарты, в соответствии с установленным порядком их разработки, утверждаются приказами Министерства труда и социальной защиты РФ. В свою очередь приказы министерств, как исполнительных органов государственной власти, являются нормативными правовыми актами, т.е. носят обязательный характер для всех физических и юридических лиц. Таким образом, профессиональные стандарты должны являться обязательными для всех работодателей, если в них установлены требования к квалификации работника – требования к опыту работы, образованию и дополнительному образованию.

Предвидя неизбежные коллизии в определении статуса профессионального стандарта, в Трудовом кодексе имеется оговорка: «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов». Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что возникнет необходимость в значительном количестве подобных разъяснений.

Таблица 1. Фрагмент реестра профессиональных стандартов

Код Наименование стандарта НПА, утвердивший стандарт
01 Образование  
02 Здравоохранение  
03 Социальное обслуживание  
...    
07 Административно-управленческая и офисная деятельность  
07.001 Специалист в области медиации (медиатор) Приказ Минтруда России № 1041н от 15.12.2014
07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией Приказ Минтруда России № 276н от 06.05.2015
07.003 Специалист по управлению персоналом Приказ Минтруда России № 691н от 16.10.2015

Комментируя перечень мероприятий по введению в действие профессиональных стандартов, нельзя не отметить значение такого информационного ресурса, как реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности). Его ведение, актуализация и размещение в сети Интернет должно осуществлять в целях упорядочения информации о профессиональных стандартах на основе классификации профессиональных стандартов по областям профессиональной деятельности и кодирования профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности).Разработчикам и пользователям профессиональных стандартов рекомендуется использовать реестр при решении задач идентификации профессиональных стандартов, анализа полноты охвата профессиональными стандартами областей и видов профессиональной деятельности.

Так, в частности, профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» имеет код 07.002 и включен в раздел 07 «Административно-управленческая и офисная деятельность» (см. табл. 1). Следует напомнить, что подготовка специалистов по документационному обеспечению управления в рамках ФГОС второго поколения осуществлялась по специальности с соответствующим названием: «Документоведение и документационное обеспечение управления», сохранение которого позволило бы обеспечить унифицированный подход при формировании реестра профстандартов (Минтруд) и перечня укрупненных групп направлений подготовки (УГНП, Минобрнауки). Однако в настоящее время, как известно, направление подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», согласно перечню УГНП, включено в группу «История и археология», что никоим образом не соотносится с административно-управленческой и офисной деятельностью. В рассматриваемом профессиональном стандарте данное противоречие не бросается в глаза, поскольку в нем указан предыдущий код специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Содержание ФГОС второго поколения, а также ныне действующего образовательного стандарта в области документоведения направлено на подготовку специалистов для работы с оперативной и ретроспективной документацией именно в сфере управления. В этой связи остро встает вопрос: кому будут отдавать предпочтение работодатели при приеме на работу – выпускникам направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», входящего по УГНП в группу «Экономика и управление», для которых документационное обеспечение управления как вид деятельности предусмотрен ФГОС, но обеспечивается одной обязательной дисциплиной – «Документационное обеспечение управления»; или выпускникам направления подготовки «Документоведение и архивоведение», относящегося к группе «История и археология»? Представляется, что ответ очевиден.

Профстандарт разрабатывается самим профессиональным сообществом – отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей, в рамках которых формируются соответствующие экспертные/рабочие группы по разработке ПС. Так, например, профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» разрабатывался по инициативе и под руководством «Национальной ассоциации офисных специалистов и административных работников». При поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Минтруда РФ при Национальной ассоциации была создана рабочая группа, в состав которой вошли также и представители высших учебных заведений, осуществляющих подготовку данных специалистов.

В задачи экспертных/рабочих групп входит:

  • разработка проекта функциональной карты (схематического описания трудовых функций) и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования организаций; организация и проведение опроса, обобщение данных анкетирования для разработки проекта ПС;
  • разработка проекта ПС в формате единиц профессионального стандарта;
  • организация обсуждения проекта ПС в широком профессиональном сообществе (конференции, семинары, консультации) и доработка проекта ПС с учетом результатов обсуждения;
  • представление проекта ПС на утверждение в установленном порядке;
  • принятие решения по обновлению ПС при разработке новых ПС.

Наиболее важным этапом разработки проекта профессионального стандарта является разработка функциональной карты, которая фактически определяет концепцию будущего стандарта. Как видно из представленного перечня трудовых функций и возможных наименований должностей (профессий), входящих в ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (см. табл. 2), название стандарта гораздо шире, чем его содержание. В частности, обобщенная функция «В» «Документационное обеспечение деятельности организации», согласно стандарту, будет реализована лишь одним специалистом – делопроизводителем. При этом анализ функционала делопроизводителя свидетельствует о преобладании так называемых «технических» функций. Отсутствует целый ряд организационно-управленческих, оргпроектных, методических функций в сфере ДОУ, которые, как правило, осуществляются документоведами, руководителями служб ДОУ и требуют соответствующего уровня образования. В отношении последнего следует отметить определенное противоречие к установленным ПС требованиям к образованию. Для делопроизводителя, осуществляющего документационное обеспечение деятельности всей организации, предусмотрено наличие среднего профессионального образования. Наличие высшего образования (бакалавриат) для осуществления деятельности по документационному обеспечению управления ограничивается уровнем руководителя (обобщенная функция «С» «Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации»).

Методика разработки профессиональных стандартов основана на анализе трудовой деятельности и представляет собой последовательность действий по выявлению конкретных трудовых функций и установлению требований к их выполнению, выраженных в терминах умений, знаний и описания трудовых действий. Таким образом, данная методика дает возможность разработать профессиональные стандарты с подробной характеристикой измеряемых нормативных требований к результатам и качеству выполнения работниками трудовых функций в рамках конкретной области профессиональной деятельности. Структурно каждый ПС состоит из отдельных элементов, получивших название единицы ПС, каждая из которых соотносится с одной трудовой функцией (см. рис. 1).

Таблица 2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Наименование обобщенной трудовой функции Возможные наименования должностей, профессий Уровень квалификации Требования к образованию, обучению
Организационное обеспечение деятельности организации Секретарь-администратор (в проекте: секретарь на reception) 3 Среднее общее образование Профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих ислужащих
Документационное обеспечение деятельности организации Делопроизводитель 5 Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации Секретарь руководителя 6 Высшее образование (бакалавриат) или среднее ПО – программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование (не менее 2 лет работы в данной сфере при среднем ПО)
Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации Помощник руководителя 6 Высшее образование – бакалавриат. Дополнительное профессиональное образование (не менее трех лет по профилю деятельности организации)

 

Рис. 1 Структура профессионального стандарта

Например:

3.3.11 Трудовая функция «Организация работы с документами в приемной руководителя»:

Трудовые действия Получение, предварительное рассмотрение и сортировка поступающих в приемную руководителя документов
Подготовка документов для рассмотрения руководителем
Необходимые умения Работать с входящей, исходящей, внутренней документацией
Пользоваться системами электронного документооборота
Необходимые знания Нормативные правовые акты, определяющие порядок ДОУ
Структура организации, руководство структурных подразделений
Современные информационные технологии работы с документами

Как отмечалось выше, законодательством РФ установлено, что разработка федеральных государственных образовательных стандартов должна осуществляться с учетом профессиональных стандартов. Сравнивая содержание образовательного и профессионального стандартов (не только в области документоведения), возникает ряд проблем принципиального характера.

Проблема первая: различие в подходах к трактовке термина «вид деятельности» (см. табл. 3).

Вид деятельности в профессиональных стандартах – это прежде всего конкретная область профессиональной деятельности, в рамках которой должен быть реализован комплекс определенных трудовых функций.

Виды деятельности в образовательных стандартах представляют собой перечень категорий деятельности (научно-исследовательская, организационно-управленческая и т.д.), к реализации которых может быть подготовлен выпускник, получивший соответствующее образование. При этом образовательные учреждения, разрабатывая образовательные программы, вправе осуществлять выбор видов деятельности из перечня, содержащегося в ФГОС.

Проблема вторая. Несмотря на общие подходы, имеются различия в трактовке, классификации, а следовательно, определении количества компетенций (см. табл. 4). В федеральных государственных образовательных стандартах представлены три основные категории компетенций, а само понятие «компетенция» трактуется как готовность (способность) выполнять/применять определенные действия/ нормы (технологии). Освоение установленных в ФГОС компетенций является обязательным требованием. ФГОС по направлению «Документоведение и архивоведение»16 включает 68 компетенций. Помимо обязательных компетенций вуз вправе в соответствии с профилем подготовки устанавливать дополнительные, специальные компетенции (СК), относящиеся, как правило, к профессиональным. Вполне естественно возникает вопрос о формировании такого количества компетенций в ходе реализации образовательной программы.

В отличие от ФГОС компетенции по профессиональному стандарту объединяются в рамках единицы ПС (трудовой функции). Каждая единица ПС требует для выполнения наличия целостного набора компетенций. По мнению специалистов, выделяется три группы компетенций: профессиональные, надпрофессиональные и ключевые.

Профессиональные компетенции относятся к конкретной области профессиональной деятельности.

Надпрофессиональные (сквозные компетенции), например: охрана труда и окружающей среды, профессиональное общение и совершенствование трудовой среды и рабочего места и т.д.

Ключевые компетенции. Они относятся ко всем видам деятельности, в которую включен человек. При этом предполагается способность работника получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, умение адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития.

Таким образом, «работник должен иметь определенные социальные и личностные умения (компетенции), необходимые не только в рамках конкретной профессии, но и практически во всех сферах профессиональной деятельности». Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что в единицах ПС термин «компетенция» не используется (для выполнения комплекса трудовых действий необходимы соответствующие умения и знания). Видимо не случайно, в приведенной выше цитате термины «умения» и «компетенции» используются в качестве синонимов.

В научных публикациях, посвященных методике разработки профессиональных стандартов, используется и такой термин, как «широкие компетенции». «…Учет в профессиональных стандартах широких компетенций, понимаемых как ответственность и самостоятельность при выполнении трудовых функций и нестандартность решаемых задач и трудовых контекстов, является требованием времени, обусловленным возрастающей неопределенностью сферы труда, вызванной глобализацией, развитием ИКТ и переходом к обществу, основанному на знаниях». Именно «широкие компетенции», устанавливающие степень ответственности и самостоятельности, по мнению авторов, позволяют определять иерархию квалификационных уровней.

Выводы:

1. Определение понятия «квалификация работника», содержащееся в Трудовом кодексе, обуславливает ситуацию, при которой большинство выпускников, не имеющих опыта практической работы, свою карьеру начнут с более низкого уровня квалификации. То есть бакалавр направления подготовки «Документоведение и архивоведение» (6-й уровень) может претендовать на должность «делопроизводителя» (5-й уровень).

2. Неоднозначный статус профессионального стандарта (ПС). С одной стороны, обязательность примененния ПС при разработке ФГОС, с другой – дифференциация его статуса для работодателей (нормативный или рекомендательный характер) сведет на «нет» попытку обеспечить соответствующие сферы деятельности квалифицированными кадрами, в частности, в области документационного обеспечения управления, поскольку уже сейчас можно спрогнозировать, что ПС по данному направлению будет иметь рекомендательный характер.

3. Создание Реестра профстандартов (Минтруда) и включение специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией в раздел «Административно-управленческая и офисная деятельность» требует срочной корректировки названия направления подготовки «Документоведение и архивоведение» и его позиции в Перечне укрупненных групп направлений подготовки (Минобрнауки).

4. Как показал анализ утвержденного профессионального стандарта, его содержание не отражает всех видов деятельности в сфере документационного обеспечения управления. В связи с этим необходимо расширение функциональной карты и введение соответствующих должностей (документовед, руководитель службы ДОУ).

5. Сравнительный анализ профессионального и образовательного стандартов выявил проблемы, связанные с различными подходами к трактовке понятия «вид деятельности», классификации компетенций и определению их количества. Эти проблемы, на наш взгляд, явились следствием несоблюдения предполагаемой последовательности разработки стандартов: профессиональный стандарт – образовательный стандарт.