Как создать On-Line курс

Автор: Г.А. Серова

  • Дистанционное обучение (е-learning)

  • Платформы для дистанционного обучения

  • Подготовка он-лайн курса в области ДОУ

В данной статье описывается опыт создания on-line курс «Современные информационные технологии в службе ДОУ: состояние, проблемы, перспективы», на базе Smart Platform» -  образовательной IT-платформы.

Появившись в конце XX в., дистанционное обучение к началу XXI в. стало одним из наиболее перспективных и эффективных в системе подготовки специалистов в различных областях знаний. В последние годы в Европе, а затем и в России распространился термин -learning, который означает процесс дистанционного обучения в электронной форме, осуществляемый через сеть Интернет с использованием различных систем электронного обучения.

Двадцать первый век накладывает свои требования к квалификации специалистов. Невозможно в наше время быть высококвалифицированным специалистом, не отслеживая быстро развивающиеся информационные технологии, не повышая постоянно свои профессиональные знания. Благодаря современным технологиям восполнить эту проблему стало совсем просто – нужно воспользоваться программой онлайн – обучения. Для этого требуется немногое: желание и компьютер, подключенный к интернету.

Учитывая особенности рыночной экономики, когда найти престижную работу довольно трудно, необходимо все время повышать свой профессиональный уровень. При этом для многих очень важно учиться на местах, т.е. без отрыва от производства; сидя дома, используя возможности Интернет. В этом случае на помощь приходит дистанционное он-лайн обучение, которое, на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий, является нужной и полезной формой повышения профессиональных знаний специалистов в области, например, делопроизводства и документооборота. Она также необходима для студентов как очной, так и заочной формы обучения, желающих дополнительно прослушать курс, восполнить пробелы в образовании и проверить свои знания в ходе обучения.

Информационные технологии в он-лайн обучении  инструменты, которые:

  • обеспечивают слушателям удаленный доступ к курсу, техническую поддержку обучаемого к учебному материалу: видео-лекции, тестирование, самоконтроль и т.д.;
  • предоставляют слушателям средства общения с он-лайн модератором, который осуществляет управление и контроль за процессом обучения, принимает решение по корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения материала слушателем (обучаемым);
  • предоставляют возможность создания средств визуализации, максимального использования различных способов представления информации: тексты, графики, видео, звуковое сопровождение, анимации, т. е. то, что получило название "мультимедиа";
  • несомненным преимуществом on-line обучения через Интернет является то, что обучающийся может сам выбрать, в какое время суток ему удобнее заниматься, а также определить для себя индивидуальную продолжительность занятий. Все вопросы в ходе обучения могут решаться при помощи электронной почты, скайпа или ICQ
  • также существуют ресурсы помощи студентам и аспирантам, где они могут получить консультацию и узнать где выполняют дипломы на заказ.

Компьютерные обучающие программы можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:

  • содержательная (информационная) часть;
  • программная реализация.

Содержательная часть зависит от представления программной реализации. На сегодняшнем уровне программная реализация для содержательной части предлагает преподавателю разработку и включение в предлагаемый курс тезисов лекции, тестирование, вопросы по самоконтролю, презентации, видео-лекции, Webinar, вопросы к экзамену. В части программной реализации – ведение списка слушателей, статистическая оценка каждого обучаемого, организация чад-общения преподавателя и слушателя, четкое структурирование этапов создания курса, а также использование глобальных возможностей Интернет (электронная почта, телеконференции и т.д.).

Вся программная реализация создается на базе платформы.

Примечание. В информационных технологиях под термином «платформа», в широком смысле, обычно понимается совокупность следующих компонентов:

  • аппаратное решение;

  • операционная система (ОС);

  • прикладные программные решения и средства для их разработки

Так как он-лайн обучение становится всё более популярным, появились компании и провайдеры, которые предоставляют информационную систему (платформу) для создания курса.

Круг основных разработчиков платформ для е-learning достаточно невелик. Лидерами на российском рынке являются: Webinar и Comdi компании «Вебинар-Комди», iMind компании Mind Labs, Acrobat Connect Pro компании Adobe Systems Incorporated, Mirapolis Virtual Room компании «Мираполис Информационные Технологии, WebTutor компании Websoft, eLearning Server, iWebinar компании «ГиперМетод», Система дистанционного обучения «Прометей» компании «Виртуальные технологии в образовании», Shareknowledge от компании Competentum, LMSOnline компании «Мираполис Информационные Технологии, Competentum.ONLINE группы компаний Competentum, Teachbase.ru компании «Интернет-школа, Smart-Consult, компании СмартПлатформа. Многие из них ориентированы на проведение Webinar (вебинаров), веб конференций, некоторые предназначен для организации полного цикла дистанционного обучения (включая подготовку курсов, тестирование и оценку обучающихся, управление и пр.).

При выборе программного обеспечения (ПО) для дистанционного обучения одно из главных требований – возможность одновременно организовать управление учебным процессом и контроль уровня получаемых знаний. Выбор ПО для дистанционного обучения необходимо осуществлять на основании критериев, которыми являются:

Функциональность, т.е. подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т.п.

Стабильность, т.е. степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей.

Удобство использования –это один из важнейших параметров, влияющий на качество учебного процесса.

Стоимость, которая складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения.

Мультимедийность, при которой программное и техническое обеспечение системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео, аудио, flash-анимацию и т.п.

Техническая поддержка.

С точки зрения организации процесса передачи знаний необходима полноценная система дистанционного обучения, которая позволяет выстраивать четкую последовательность изучаемых материалов; раздавать доступы к обучению к разным курсам и на различный срок, а потом анализировать статистику обучения каждого студента.

Формирование дистанционных учебных программ кардинально отличается от традиционной формы как по наполнению материалами, так и по алгоритму их создания. При традиционной форме обучение проходит в аудиториях, преподаватель начитывает материал - все просто и понятно При дистанционном обучении все совершенно иначе. При этом Преподаватель (Тьютер, как сейчас принято называть) готовит и определенным образом "упаковывает" учебные материалы. Однако сама подготовка сложнее и трудозатратнее, чем традиционная.

Следует отметить, что любая платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Оценка удобства использования платформы каждым из преподавателей индивидуальна и зависит от степени адаптации к потребностям и умению использовать все существующие возможности и функции платформы. 

После анализа возможностей каждой из систем, и учитывая тот факт, что мне была представлена возможность опробовать учебную демо-версию на базе Smart Platform, я пришла к выводу, что это удобная технологическая платформа на основе онлайн-сервиса. При этом необходимо отметить отличный сервис, доброжелательность сотрудников и персональный подход при обучении преподавателя и т.д. Я остановила свой выбор на системе Smart-Consult, компании Смарт Платформа.

Принципиальное отличие сервиса от перечисленных выше образовательных продуктов заключается в том, что Smart-Consult сервис ориентирован на рынок корпоративного обучения и повышения квалификации специалистов любого профиля, поэтому предоставляет максимально разнообразный набор инструментов e-learning, позволяя реализовывать различные сценарии образовательного процесса — например, создать интерактивный курс, следить за процессом прохождения обучения, провести тестирование и выявить слабые стороны слушателя.

На Smart-Consult можно реализовать следующие функции, необходимые для организации обучения:

  • Возможность создания систематизированной структуры курса.

  • Возможность загрузки текстового, видео, аудио, графического контента.

  • Инструменты проверки знаний: тесты, задания, контрольные работы

  • Система выдачи доступов к контенту.

  • Возможность просматривать статистику (отслеживание) по каждому пользователю в отдельности.

  • Хранение истории проверок по каждому сотруднику и их сопоставление.

  • Конструирование любых отчетов по процессу обучения и проверки знаний (время прохождения тестов, статистика изучения материалов, итоговые результаты и т.д.).

  • Ведение базы данных и статистика по учащимся.

  • Система сбора заявок и т.д.

Таким образом, платформа Smart-Consult позволит работать начиная от создания, редактирования и сохранения учебных материалов, до контроля за процессом обучения и успеваемостью, а также возможностью тестирования и оценки результатов обучаемых.

Что касается содержательной части, то все задачи, решаемые с помощью дистанционного обучения можно разделить на три основных блока:

  • Предоставление знаний.

  • Проверка знаний.

  • Взаимодействие в процессе обучения.

Предоставление знаний на примере использования данной платформы позволяет представлять электронные материалы структурированно. При этом удобна и проста форма описания частей курса (рис. 1): включающих их названия (с возможностью редактирования в случае необходимости), а также наполнение каждой части курса дополнительной информацией.

Рис. 1. Окно представления частей курса

Выбрав команду , появляется окно (рис. 2), в котором необходимо ввести имя заголовка, например, Видео-лекция, или Тезисы лекции, затем выбрать тип материала и загрузить файл.

Рис. 2. Окно ввода заголовка материала части курса

Например, при загрузке файла с тезисами лекции, слушатели смогут работать с данными тезисами лекции (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент вида экрана при работе с тезисами лекции.

Если загружен видео-файл части курса, то слушатели увидят на экране возможность прослушивания записи видео-лекции (рис. 4)

Рис. 4. Вид экрана при загрузке видео лекции

Проверка знаний в системе может осуществляться как через тестирование, так и через самоконтроль.

Для этого создаются тесты открытых и закрытых вопросов, сопоставлений и альтернатив. Настраиваются правила автоматического выбора вопросов: по темам, группам обучаемых, сложности, их вариативность (например, 10% обязательных вопросов, а остальное – случайный выбор из базы). Также можно настроить шкалы оценивания и ввести формулу подсчета оценки.

Для составления тестов или вопросов для самоконтроля выбирается команда . Появляется диалоговое окно (рис. 5).

Рис. 5. Окно для ввода вопроса/ответа по тестированию

В этом окне из списка выбирается необходимый вариант: единичный выбор, множественный, да/нет, сопоставление, упорядочивание, да-нет, короткий ответ. Можно создавать тесты внутри курса в отдельном редакторе тестов.

При выборе поля Дополнительные параметры можно указать время работы над тестом, количество попыток, различные типы прохождения и т.д.

Слушатели в процессе выбора тестирования увидят окно, представленное на рис. 6.

Рис. 6. Пример окна при выборе варианта тестирования

При создании задания необходимо выбрать и заполнить поля формы: Новое задание, ввести текст задания, при необходимости можно загрузить файл задания и т.д. (рис. 7).

Рис. 7. Вид формы ввода задания

Например, при проведении практического задания по данному курсу, слушатели могут открыть задание, прослушать рекомендацию Преподавателя как его надо выполнить, затем выполнить задание самостоятельно. В случае возникших вопросов  задать их Преподавателю. (рис. 8).

Рис. 8. Вид экрана части Практические задания.

Взаимодействие в процессе обучения в системе включает в себя весь спектр инструментов взаимодействия в процессе обучения.

Организация взаимодействия начинается с создания корпоративного портала с личными кабинетами всех слушателей.

Доступ в личный кабинет осуществляется по уникальным логину и паролю. Личный кабинет содержит индивидуальный план развития и все необходимые материалы для каждого слушателя. Пример формы личного кабинета приведен на рис. 9.

Рис. 9. Вид личного кабинета

В заключение надо создать сайт курса, который необходимо выложить в Интернет. Первая его страница может выглядеть следующим образом (рис. 10).

Рис. 10. Вариант представления курса на сайте

У вас есть возможность более детально ознакомиться с курсом, и просмотреть и прослушать часть 1 и часть 2 курса которая предлагается как демо-версия. Для этого необходимо войти на сайт курса, набрав на клавиатуре в командной строке браузера (рис. 11) Современное-делопроизводство.рф.

Рис. 11. Вид экрана при вводе в командной строке

Необходимо отметить, что в качестве дополнительных затрат потребуется приобретение видео-редактора, который позволит создавать видео-лекцию

В качестве видео редактора можно, например, использовать Movavi Screen Capture Studio.

Работать с программой крайне просто, потребуется всего 4 шага: задать параметры записи, произвести съемку, отредактировать видео и сохранить результат в необходимом формате.

Шаг 1. Настройка частоты кадров. Настройка области захвата (например, презентации). Настройка звука с любых устройств: динамики, наушники, микрофон и т.д. Отрегулируйте режим громкости и аудиоустройств. На рис. 12 показан захват экрана слайда.

Рис. 12. Захват экрана слайда презентации

Шаг 2. Запишите видео, начав запись щелчком мыши по кнопке (Запись)

Шаг 3. Прослушайте и, при необходимости, отредактируйте видео (рис. 13)

Рис. 13. Режим прослушивания и редактирования

Шаг 4. Сохраните файл, выбрав команду .

Используя видео редактор и платформу Smart-Consult, создается курс дистанционного обучения, для работы с которым слушателям необходимо выбирать разделы содержания: частей, задания и т.д. приведенные на рис 14.

Рис. 14. Разделы содержания курса