Современные технологии в обучении

Автор: Осенникова Е.В.

  • Внедрение электронного обучения
  • Развитие дистанционного обучения
  • Электронные викторины и их преимущества

Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к повсеместному проникновению их в обыденную жизнь, практическую деятельность людей и образовательный процесс. Эти изменения учитывает законодательство. Вступивший в силу 10 октября 2017 г. «Порядок применения электронного обучения…» сообщает, что образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, применять эти технологии в полном или частичном объеме при реализации образовательных программ при всех формах получения образования1.

В связи с этим В.Л. Баранков считает целесообразным придание дистанционному образованию статуса равноправной самостоятельной формы обучения наравне с очной, очно-заочной и заочной. Развитие информационных технологий привело к возникновению ряда новых понятий и явлений, таких как дистанционные образовательные технологии, информационно-образовательная среда, владение компьютером у обучающихся, электронные учебные пособия и пр. Совместно эти понятия свидетельствуют о развитии не только способа обучения, но и качественно нового направления.

В зарубежных странах внедрение в практику принципов и технологий дистанционного обучения началось более 30 лет назад. Например, Открытый университет Великобритании имеет 305 региональных центров в 42 странах, Испанский национальный университет дистанционного образования ― в 53, Университет Германии ― в 60. Национальный технологический университет США использует для обучения более 300 площадок в 46 вузах. Таким образом, внедрение информационных технологий в отечественном образовании проходит в рамках общемирового процесса информатизации.

Образовательный процесс при использовании дистанционных образовательных технологий предполагает несколько моделей организации. А.В. Кадышев приводит их классификацию на основе трех параметров:

  1. степень активности педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемого в течение образовательного процесса;
  2. степень интеграции теоретического обучения по определенной образовательной программе с профессиональной практической деятельностью обучаемого в соответствующей сфере;
  3. степень организационно-методической поддержки и контроля самостоятельной работы обучающегося со стороны образовательного учреждения.

На сегодняшний день в научной общественности не стоит вопрос о целесообразности использования информационных технологий: исследователи более озабочены тем, по какому пути пойдет развитие. Приведем результаты исследования, проведенного томскими преподавателями на материалах опроса «Технологии электронного обучения в вузе» (май 2014 г.), в котором приняли участие 363 человека (90 преподавателей и 274 студента из 25 вузов РФ, Украины и Казахстана).

Авторы статьи задались вопросом: в чем будущее электронного обучения, в системах дистанционного обучения (СДО) или в социальных сетях.

Преподаватели примерно в равной степени рассматривают возможность использования СДО и социальных сетей в качестве инструментов обучения. Преимущество СДО они видят в организации учебного процесса: размещение материалов, разработка тестов и заданий, организация самостоятельной работы студентов, составление системы оценивания, работа с журналом, мониторингом деятельности. Однако высказывают опасения, касающиеся больших временных затрат при использовании данной платформы. С другой стороны, социальные сети могут быть выбраны в качестве инструмента обучения, так как для молодежи эта платформа является привычной и повседневной. Авторы статьи заключают, что ни одна из технологий не удовлетворяет всем потребностям преподавателя в процессе электронного обучения. Одни функции (технические, контролирующие, организационные) успешно реализуются с помощью СДО, другие (коммуникативные, мотивационные, индивидуализация обучения) ― в социальных сетях. С точки зрения преподавателей перспективы развития технологий электронного обучения связаны с гибридизацией СДО и социальных сетей (появлением новой технологии, объединяющей функции платформ) или симбиозом (сосуществованием двух систем, при котором оба партнера извлекают пользу).

Что касается студентов, то они в большей степени предпочитают использовать социальные сети, считая главным преимуществом коммуникативные возможности данной платформы, а также ее удобство и привычность, одно из преимуществ онлайн площадок например на workspay это возможность найти готовые дипломные работы.

При этом недостаток видят в большом количестве отвлекающих факторов. Студенты также признают преимущество СДО в организации учебного процесса, но видят недостатки данной платформы в ее недостаточной функциональности, неудобстве и непривычности. Таким образом, российские студенты склонны видеть перспективы развития технологий электронного обучения больше в социальных сетях, чем в традиционных СДО.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс также нашло свое отражение в «геймификации», то есть в использовании игровых элементов и игровых механик в неигровом контексте. Сегодня игровые технологии уже широко используются в самых разных областях: бизнесе, обучении, медицине, общественных проектах, образовании, маркетинге и коммуникациях. Элементы геймификации при проверке знаний документоведов и архивистов также представляют некоторый интерес.

Первый опыт проведения электронной викторины по документоведению произошел 23 марта 2017 г. на III Международной научно-практической конференции «Управление документацией: прошлое, настоящее и будущее», которая была посвящена памяти Т.В. Кузнецовой – заслуженного профессора, заведующей кафедрой документоведения Историко-архивного института РГГУ с 1979 по 2011 гг., основателя и многолетнего главного редактора журнала «Делопроизводство». В завершение первой половины конференции автор данной статьи представила участникам конференции доклад о возможностях обучения и проверки знаний по документационному обеспечению управления и архивному делу. Главный акцент в выступлении был сделан на практических аспектах применения электронного тестирования для проверки знаний в рамках образовательного процесса5. Далее с докладом об использовании игровых и соревновательных методов обучения с применением современных информационных технологий выступил наш коллега, который не только рассказал о разработках компании в области геймификации, но также предложил участникам конференции лично протестировать модуль «Соревнование» системы «ОЛИМПОКС: Предприятие». Гости конференции с большим интересом приняли участие в интеллектуальной викторине по документоведению с помощью своих мобильных устройств. Победителями соревнования стали преподаватели РГГУ О.Н. Букреева и М.Б. Ларионова. Почетное второе место заняла преподаватель кафедры документоведения Е.А. Скрипко. Третье место досталось И.С. Ларионовой6.

28 сентября 2017 г. в рамках III научнопрактической конференции «Документ. Архив. Информационное общество», организованной кафедрой архивоведения ИАИ РГГУ и Главным архивным управлением Московской области, сотрудники КГ «ТЕРМИКА» представили два доклада в рамках пленарного заседания и провели соревнование по архивному делу. Слушатели конференции с большим интересом отвечали на вопросы викторины. Довольно скоро диаграмма активности отобразила кандидатов в победители соревнования – участников, дающих ответы уверенно и оперативно.

По итогам соревнования победителем стала заведующая архивом управления делами РГГУ Д.С. Ясыченко. Второе и третье места заняли преподаватели ИАИ РГГУ Н.А. Муравьева и М.М. Жукова7.

Проведенные соревнования показали интерес научной общественности к развитию информационных технологий, а также внедрению его в образовательный процесс. Для увеличения количества участников было принято решение об организации соревнований среди студентов. Вскоре такая возможность была предоставлена.

Умение правильно оформлять документацию является важным профессиональным качеством для каждого специалиста, в профессиональные обязанности которого входит составление документов. Тем не менее, многое зависит от структуры текста, его грамматического совершенства. В практике работы многих организаций бывали случаи, когда потенциальный партнер отказывался от сотрудничества, заметив ошибки в официальных письмах или на сайте организации. Для Республики Крым вопрос изучения русского языка стоит особенно остро, поскольку вхождение полуострова в российское информационное пространство произошло относительно недавно.

В октябре 2017 г. в рамках научно-практической конференции «Книжные собрания региональных библиотек как часть культурного наследия страны», организованной Таврической академией Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь), состоялось соревнование на знание русского языка. Игра была организована в библиотеке КФУ, участие в ней приняли около 80 человек, все ― студенты первого курса исторического факультета ТА КФУ, будущие историки, документоведы и архивисты. Ответы на вопросы викторины студенты давали также с помощью своих мобильных устройств, подключенных к обучающе-контролирующей системе «ОЛИМПОКС: Предприятие».

Следует отметить, что студенты КФУ с энтузиазмом отнеслись к соревнованию, охотно согласились проверить свои знания и искренне стремились обойти соперников на пути к победе. По завершении викторины победители соревнования получили учебные пособия по русскому языку, а также памятные призы. Руководство кафедры документоведения и архивоведения исторического факультета ТА КФУ отметило важность прошедшего мероприятия и представленных на нем новых возможностей для организации обучения с использованием IT-технологий и выразило надежду на дальнейшее развитие этого направления8.

Всего через месяц устойчивый интерес студентов к современным технологиям позволил сотрудникам КГ «ТЕРМИКА» провести повторную электронную викторину по русскому языку среди участников III Межрегиональной научно-практической конференции «Документ в современном обществе» (г. Симферополь, 9 ноября 2017 г.)9.

Полученный при проведении соревнований опыт позволил выявить несколько закономерностей. Во-первых, при проведении электронной викторины студенты проявили большую активность, чем профессорско-преподавательский состав. Молодежь быстрее адаптируется к новым технологиям, а новый формат мероприятия естественным образом не только привлекает внимание, но и мотивирует принять в нем участие. Во-вторых, была очевидна заинтересованность участников в победе, связанная не только с получением приза, но и демонстрацией своих знаний среди сверстников. В-третьих, проведенное соревнование стало мощной мотивацией для самообучения и подготовки к реваншу во время повторного проведения мероприятия через месяц.

Кроме того, внедрение информационных технологий и элементов геймификации в образовательный процесс преследовало вполне практические цели. По окончании обучения вчерашние студенты начинают свою трудовую деятельность в различных организациях, которые сталкиваются с тем, что молодые сотрудники по своим ценностным предпочтениям, характеру труда заметно отличаются от своих предшественников. В научной литературе их называют поколение «Y» и относят к нему тех, кто родился в 1984–2000 г.

Представители поколения «Y» имеют завышенные ожидания от работы и не готовы подстраиваться под требования организации. Для них важнее чувствовать себя комфортно на рабочем месте, иметь достаточно свободного времени и при этом конкурентную оплату, пробовать себя сразу в нескольких областях, развивая свою личность. Работодателю становится все сложнее удержать и мотивировать такого работника, поэтому для достижения более эффективной работы должны быть использованы современные инструменты, методы и подходы.

Современная студенческая среда относится к поколению «Y» и представляет собой именно тот контингент, который готов к саморазвитию и с легкостью осваивает новые технологии. Несомненно, при дальнейшем трудоустройстве такой работник будет легче ориентироваться в разнообразии дистанционных систем, которые обязательно будут окружать его на каждом шагу, ведь во многих организациях в настоящее время установлены свои системы электронного документооборота, системы учета кадров, электронная бухгалтерия и т. д.

Формирование конкурентных преимуществ, достижение наиболее эффективных технологий функционирования на рынке и закрепление наиболее высоких рыночных позиций невозможно без формирования личностных компетенций у работников организаций. Для повышения качества обслуживания и создания новых мотивационных форматов работы персонала необходимо корректировать технологии обучения с учетом факторов внешней и внутренней среды, среди которых существенное место занимает ориентация на особенности социального поведения и развития молодых сотрудников.

Электронные соревнования, проводимые с использованием специализированного программного обеспечения, успешно применяются как элементы культурной программы корпоративных мероприятий крупных промышленных компаний. Среди рабочих конкурсы по профессиональному мастерству с демонстрацией практических навыков могут быть дополнены демонстрацией теоретических профессиональных знаний, выявленных с помощью проведения соревнования в качестве одного из этапов12.

Таким образом, на сегодняшний день разработаны и доступны все необходимые инструменты в рамках современных образовательных технологий, позволяющих проводить процесс обучения практически в любом удобном формате. Эффективность применения электронных средств в непрерывном образовательном процессе давно зарекомендовала себя в сферах охраны труда и обучения персонала мерам безопасности. Повышение квалификации специалистов по управлению документами организации в условиях постоянно меняющегося законодательства также направлено на профессиональное развитие сотрудников и позволяет применять наиболее прогрессивные знания при разработке локальных нормативных актов организации, направленных на оптимизацию деятельности по управлению документами. Всего этого можно добиться путем внедрения в бизнеспроцессы организации и образовательный процесс современных электронных методов и средств обучения персонала.

Е.В. Осенникова, нач. отдела документоведения и архивоведения КГ «Термика»