Особый порядок рассмотрения некоторых обращений (на примере Пензенской области)

Автор: Фионова Л.Р., Гришина И.А., Серебрякова С.А.

И.А. Гришина, С.А. Серебрякова, Л.Р. Фионова, Пензенский гос. ун-т

  • Функции обращений граждан

  • Нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в Пензенской области

  • Тематика обращений в 2017 году

  • Сроки рассмотрения обращений

В современном правовом государстве организация работы с обращениями граждан играет важнейшую роль, поскольку является одним из основных способов взаимодействия населения с органами власти.

Обращения выполняют три главные функции:

  • это средство защиты личных прав и свобод граждан;

  • это форма реализации конституционного права на участие граждан в управлении государством, а следовательно, одна из форм выражения народовластия;

  • обращения граждан как средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью.

Как правило, в органах власти работу с обращениями граждан ведет специальное структурное подразделение. Так в Правительстве Пензенской области это Управление по работе с обращениями граждан и организаций.

Законодательную основу работы с обращениями граждан составляют Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее ― Федеральный закон № 59-ФЗ) и Закон Пензенской области «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» от 28.12.2012 № 2327-ЗПО.

Детально порядок работы с обращениями граждан в Правительстве Пензенской области регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения письменных и устных обращений граждан в аппарате Правительства Пензенской области.

Организация работы с письменными обращениями граждан, поступившими в Управление по средствам почтовой связи, включает в себя следующие этапы:

  • прием и первичную обработку обращений;

  • регистрацию и учет обращений;

  • принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;

  • рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;

  • подготовку и направление ответов на обращения;

  • хранение обращений и материалов по их рассмотрению;

  • анализ рассмотрения обращений;

  • контроль за рассмотрением обращений.

На этапе принятия организационных решений о порядке рассмотрения обращений реализуется процесс выявления обращений, для которых статьей 11 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрен отдельный порядок рассмотрения с внесением в регистрационную карточку соответствующей информации. Виды таких обращений представлены на рисунке 1.

На этапе рассмотрения обращений по существу и принятия по ним решений все обращения подлежат классификации.

Типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан, организаций и общественных объединений рекомендован к применению во всех государственных органах и органах местного самоуправления для систематизации, обобщения и анализа обращений, запросов и «не обращений».

Рисунок 1 ― Обращения с особым порядком рассмотрения


Типовой общероссийский тематический классификатор представляет собой сложную пятиуровневую структуру, которая включает:

  • подвопросы:

  • вопросы;

  • темы;

  • тематики;

  • тематические разделы.

В классификаторе содержится 5 тематических разделов, 21 тематика, 206 тем, 1571 вопрос.

На основе типового общероссийского классификатора обращений граждан органы власти могут разрабатывать свои тематические классификаторы.

В Правительстве Пензенской области, согласно Инструкции о порядке рассмотрения письменных и устных обращений граждан в аппарате Правительства Пензенской области, разработано 4 классификатора:

  • классификатор обращений граждан по социальному положению и льготному составу;

  • тематический классификатор обращений граждан;

  • классификатор обращений граждан по территориям их проживания;

  • классификатор обращений граждан по приёмным Правительства Пензенской области.

Фрагмент тематического классификатора обращений граждан приведен на рис. 2.

Применение тематических классификаторов в органах власти позволяет обеспечить единую систему классификации обращений по характеру вопросов и единый подход к их анализу, обеспечив реализацию Указа Президента Российской Федерации «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» от 17.04.2017 № 171, вступившего в силу с 1 июля 2017 года.

Принятие решения по обращению является важным этапом при рассмотрении обращения и зависит от того, насколько грамотно была проведена предварительная обработка текста обращения, его систематизации по видам, типам, определения характера вопроса(ов), кратности, предметов ведения.

Распределение обращений в Правительство Пензенской области по разделам с учетом характера вопросов в прошлом году представлено на рис. 3.

Рисунок 22 ― Фрагмент тематического классификатора обращений граждан


При принятии решений по обращениям с особым порядком рассмотрения возможны следующие варианты решений (табл. 1).

Рисунок 3 ―Распределение обращений по разделам

Таблица 1 ― Приятие решений по обращениям с особым порядком рассмотрения

п/п

Результат предварительной обработки текста автора обращения (запроса)

Решение

1.

Анонимное обращение без указания фамилии, имени автора и адреса для ответа

Списать обращение в дело без направления ответа автору в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ.

2.

Анонимное обращение, содержащее сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем

Направить обращения в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

3.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ данное обращение в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

4.

Обращение с вопросом, ответ на который, не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

5.

Обращение, содержащее вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями

Руководствуясь ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, принимается решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6.

Обращение, по которому была прекращена переписка

Руководствуясь ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, принимается решение о списании обращения в дело с направлением уведомления автору о ранее принятом решении о прекращении переписки по поставленному в обращении вопросу с указанием регистрационного номера и даты ответа о прекращении переписки.

7.

Обращение, не поддающееся прочтению в случае, если фамилия и адрес для ответа поддаются прочтению

Руководствуясь ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, ответ на такое обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

8.

Обращение, не поддающееся прочтению, если одновременно не поддаются прочтению фамилия и почтовый адрес для ответа

Руководствуясь ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, принимается решение о списании обращения в дело без направления ответа автору.

9.

Обращение противоправного характера

Руководствуясь ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, принимается решение об оставлении обращения без ответа по существу поставленных в нем вопросов и направлении автору ответа о недопустимости злоупотребления правом.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.10 и ч.3 ст.11 Федерального закона № 59-ФЗ, принимается решение о рассмотрении обращения с направлением автору ответа по существу поставленных в нем вопросов с информацией о недопустимости злоупотребления правом.

Принятие решение о направлении обращения на рассмотрение с уведомлением автора об этом и с информацией о недопустимости злоупотребления правом в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ с учетом ч. 3 ст. 11 данного закона.

Принятие дополнительного решения о направлении обращения:

― в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по обращению, содержащему оскорбления, выраженные в неприличной форме, непристойную лексику и фразеологию, оскорбляющую общественную мораль и нарушающую нормы общественных приличий, с сообщением об этом автору;

― в органы внутренних дел для организации проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства по факту угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, либо членов его семьи.



На рис. 4 приведено обращение гражданина, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, а далее ― переписка, связанная с поиском ответа на это обращение. Такое обращение также относится к обращениям с особым порядком рассмотрения.

Согласно п. 3.1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ данное обращение в течение 5 дней со дня регистрации в Прокуратуре Пензенской области должно быть направлено губернатору Пензенской области и по ведомственной принадлежности начальнику УМВД России по Пензенской области (рис. 5-6) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (рис. 7).

Согласно п.1.1 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ такого рода обращение рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.

Рисунок 4 ― Обращение Иванова И.И. по вопросам миграции

Рисунок 5 ― Направление обращения на рассмотрение губернатору

Рисунок 6 ― Направление обращения на рассмотрение начальнику УМВД России по Пензенской области

Рисунок 7 ― Уведомление гражданина о перенаправлении обращения


К обращениям с особым порядком рассмотрения можно также отнести обращения, связанные с просьбой предоставить какую-либо информацию. Нормативным правовым актом, определяющим вид таких обращений и статус необходимой автору(ам) информации (о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления) является Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ. Решение при рассмотрении запроса информации принимается в соответствии с положениями данного закона, о чем сообщается пользователю информации.

Следует отметить, что в отличие от Федерального закона № 59-ФЗ в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» имеется статья 20, содержащая перечень оснований, исключающих возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Одним из оснований для отказа в предоставлении информации является ситуация, когда в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Следует отметить, что в обращениях граждан часто авторы просят именно дать правовую оценку полученных ответов на предыдущие обращения в иные органы, однако в Федеральном законе № 59-ФЗ подобная норма отсутствует.

После рассмотрения обращений по существу и принятия по ним решений идет процесс подготовки ответа на обращение.

Систематизация и обобщение результатов рассмотрения обращений производится на основе ответов государственных органов и органов местного самоуправления по итогам работы с обращениями с учетом формы ответа автору, определенных в Федеральном законе № 59-ФЗ, характера принятых по обращениям решений, сроков рассмотрения обращений, формы рассмотрения обращений, должности лица, подписавшего ответ.

В результате рассмотрения обращений могут быть приняты следующие решения (рис. 8).

Рисунок 8 ― Характер принятых решений

Результат «разъяснено» означает, что по результатам рассмотрения вопроса, содержащегося в обращении, принято решение об информировании по порядку реализации предложения или удовлетворения заявления или жалобы.

«Не поддержано» означает, что по результатам рассмотрения вопроса, содержащегося в обращении, принято решение о нецелесообразности и неудовлетворении заявления или жалобы.

«Поддержано» означает, что по результатам рассмотрения вопроса, содержащегося в обращении, принято решение о целесообразности предложения, об обоснованности и удовлетворении заявления или жалобы.

«Поддержано ― меры приняты» ― это полное фактическое разрешение поставленного в обращении вопроса, то есть фактическая реализация предложения, фактическое удовлетворение заявления или жалобы в соответствии с принятым по результатам рассмотрения данного вопроса, содержащегося в обращении, решения «поддержано».

При систематизации результатов рассмотрения обращений в обязательном порядке проводится контроль сроков рассмотрения обращения с фиксацией в электронной карточке в системе электронного документооборота и делопроизводства одного из следующих выводов:

  • обращение рассмотрено в установленные сроки;

  • обращение рассмотрено с нарушением сроков;

  • срок продлен.

Сроки рассмотрения обращения определены в ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ:

  • 30 дней со дня регистрации в случае поступления обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией;

  • 60 дней со дня регистрации в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при принятии решения руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом о продлении срока рассмотрения обращения с уведомлением о продлении срока рассмотрения заявителя, направившего обращение;

  • 20 дней со дня регистрации рассматривается обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции.

Сроки, которые предусмотрены Федеральным законом № 59-ФЗ и Законом Пензенской области «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области», отражены на рис. 9.

Таким образом, работа со всеми видами обращений граждан строго регламентирована. Нормативная законодательная база субъекта Российской Федерации, регламентирующая правила работы с обращениями граждан не должна противоречить нормативной законодательной базе Российской Федерации, но может дополнять и развивать ее.

Рисунок 9 ― Сроки рассмотрения обращений

Подробно разработанные методические рекомендации на местном уровне облегчают работу с обращениями граждан и повышают ее качество.