Разработка методических рекомендаций по работе с документами ограниченного доступа (на примере ОМОН МВД по Республике Коми)

Автор: Гагиева А.К.

А.К. Гагиева, д-р ист. наук, проф., Коми республиканская академия государственной службы и управления

  • Нормативные материалы по работе с документами ограниченного доступа

  • Особенности конфиденциального делопроизводства

  • Структура и содержание методических рекомендаций

Основным документом, регулирующим организацию архивной работы в системе Министерства внутренних дел, является Инструкция по организации архивной работы в системе МВД России, утвержденная правовым актом МВД России «Об организации архивной работы в системе МВД России», разработанная в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», договором Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального архивного агентства «О сроках и условиях депозитарного хранения документов».

Инструкция регламентирует отдельные вопросы передачи законченных производством дел на архивное хранение, классификацию, учет, обеспечение сохранности, создание научно-справочного аппарата, порядок использования архивных документов, изменения, снятия грифа секретности, продления сроков засекречивания архивных документов и экспертизы ценности архивных документов. Требования настоящей Инструкции распространяются на дела и документы, содержащие сведения особой важности, совершенно секретные, секретные, для служебного пользования и несекретные сведения1.

В организациях внутренних дел формируются дела общего и специального производства. К делам общего производства относятся дела с документами управленческого характера, включаемые в номенклатуру дел. К делам специального производства относятся уголовные дела, личные дела сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, в том числе лиц, проходивших службу, работавших в системе НКВД МВД СССР, пенсионные дела лиц, проходивших службу в системе НКВД МВД СССР, МВД России, и членов их семей, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, арестованных и иные дела, предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

Формирование и оформление дел в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции по документационному обеспечению в системе органов внутренних дел Российской Федерации2.

Положения настоящей Инструкции распространяются на все дела общего открытого и конфиденциального (закрытого) делопроизводства, образующиеся в деятельности органа внутренних дел, а также на дела специального производства, кроме тех дел, правила хранения которых установлены иными нормативными правовыми актами МВД России. Каждый документ с пометкой «Для служебного пользования», помещенный в дело, подлежащее хранению в подразделении спецфондов, должен быть оформлен в соответствии с требованиями методических документов Росархива и нормативных правовых актов МВД России по документационному обеспечению3.

Поясним, что ведомственный правовой акт не разъясняет, какие именно нормативные документы надо иметь в виду. Очевидно, что такой способ изложения текста правового документа поощряет сотрудников ДОУ проводить исследовательскую работу по выявлению нормативно-методических документов, регулирующих архивное дело в Российской Федерации. Здесь уместно также обратить внимание на Инструкцию по документационному обеспечению в системе органов внутренних дел Российской Федерации, которая возлагает на подразделения делопроизводства и режима выполнение задач по методическому руководству, по разработке организационно-распорядительных и информационно-методических документов по вопросам делопроизводства, архивного дела4.

До настоящего времени в системе МВД нет методических разработок по организации архивной работы с документами ограниченного доступа.

С целью решить указанную проблему рекомендуется особенно тщательно составлять перечень нормативно-методических документов, применимых для организации конфиденциального делопроизводства и архивного дела в системе МВД. Уместно напомнить методические документы, устанавливающие требования по оформлению документов и дел, которые могут быть использованы и в открытом и в конфиденциальном делопроизводстве:

― Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). Настоящие Правила определяют порядок формирования дел в организации, требования к оформлению дел, принимаемых в архив, составление и оформление описей дел5;

― Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, которые содержат формы документов. Находкой для практической работы явились такие формы документов, как, например, форма акта о неисправимых повреждениях архивных документов, о необнаруженных архивных документах, пути розыска которых исчерпаны, и другие 6. Таких форм документов нет в правовых документах по ДОУ и архивной работе в системе МВД;

― «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения». Документ определяет состав управленческих документов, их оформление, правила оформления реквизитов документа, содержит разъяснения по подготовке документов к передаче в ведомственный архив, оформлению дел, обложки дел постоянного и долгосрочного хранения; предлагает формы номенклатуры дел, итоговой записи о категориях и количестве дел и другое7;

― ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ носит рекомендательный характер. Настоящий стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации8;

― ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования»9;

― Перечень документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения10.

Кроме уже названных нормативно-методических документов, в стране действуют нормы и правила работы с такими специфическими документами, как документы ограниченного доступа, которые регламентируются специальными нормативными правовыми актами. К таковым относятся:

― Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. Документ определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения11;

― Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, которые содержат формы документов. Находкой для практической работы явились такие формы документов, как, например, форма акта о неисправимых повреждениях архивных документов, о необнаруженных архивных документах, пути розыска которых исчерпаны, и другие12. Таких форм документов нет в правовых документах по ДОУ и архивной работе в системе МВД.

В контексте нашего исследования уместно проанализировать особенности работы с документами ограниченного доступа, т. е. особенности конфиденциального делопроизводства в системе МВД.

Поясним, что в системе МВД особенности делопроизводства по документам с пометкой «Для служебного пользования» регламентированы ведомственным правовым актом «Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения»13, который установил правила обращения со служебными сведениями ограниченного распространения и документами, их содержащими, и примерный перечень служебных сведений ограниченного распространения и документов, их содержащих, образующихся в деятельности органов внутренних дел. Здесь же есть сюжеты по архивной работе с такими документами. В частности, по архивному хранению документов в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах); по отбору и уничтожению документов, дел и изданий с пометкой «Для служебного пользования», утративших свое практическое значение и не имеющих исторической или иной ценности; определена форма акта, установленная для секретных документов. Особо обращается внимание на работу комиссий по проверке режима секретности (экспертно-проверочных комиссий) по снятию введенных ограничений на разглашение (распространение) служебных сведений и доступ к их носителям. Поясним, что в системе МВД функции комиссий по проверке режима секретности и экспертно-проверочной совмещены. Установленный настоящими Правилами порядок оформления, комплектования, учета, хранения и использования документов ограниченного доступа не распространяются на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну14.

Конфиденциальное делопроизводство в целом базируется на тех же принципах, что и открытое делопроизводство, но в то же время имеет отличия, обусловленные конфиденциальностью документированной информации. Если в организации незначительный объём конфиденциальных документов, то конфиденциальное делопроизводство может быть возложено на структурное подразделение, которому поручены приём, учёт, обработка и хранение открытой документации. Но в любом случае требуется выделение этого участка работы в отдельный, с предъявлением к нему специальных требований. Но в основном конфиденциальное делопроизводство возложено на отдельное структурное подразделение. Создание конфиденциальных документов производится в изолированных, специально оборудованных помещениях, ограничивающих доступ к рабочим местам лиц, создающих конфиденциальные документы. В помещениях должны быть предусмотрены условия для хранения документов и обращения с ними, которые должны обеспечивать сохранность и конфиденциальность документированной информации, так как хранение конфиденциальных документов допускается только в сейфах или металлических шкафах.

Ещё одной особенностью конфиденциального делопроизводства, отличающей его от открытого, является разрешительная система доступа к документам и делам, обеспечивающая правомерное и санкционированное ознакомление с ними и исключение необоснованного ознакомления с документами лиц, не имеющих нужных полномочий, а также регламентация обязанностей лиц, допущенных к работе с конфиденциальной документированной информацией, по её защите. К работе с конфиденциальными документами допускаются только лица, заключившие соответствующие договоры о нераспространении конфиденциальной информации.

В конфиденциальном делопроизводстве должно быть обязательное письменное нормативное закрепление общей технологии документирования, организации работы с документами и их защиты, а также необходимость регламентирования состава, содержащейся в издаваемых документах, конфиденциальной информации, в том числе на стадии черновиков или рабочих записей и подготовки проектов документов, при этом гриф конфиденциальности документа присваивается по наивысшей степени конфиденциальности сведений, изложенных в нём. Обязательный поэкземплярный и полистный учёт всех без исключения документов, проектов и черновиков15.

Следующая особенность состоит в обязательной регистрации и учёте всех конфиденциальных документов, причём необходима максимально полная информация регистрационных данных о каждом документе. Система учёта конфиденциальных документов должна предоставлять необходимые удобства поиска и контроля за местонахождением каждого конфиденциального документа. Передача документов исполнителю производится под расписку в реестре, карточке или журнале, при этом должна быть фиксация прохождения и местонахождения каждого документа. Отправка конфиденциальных документов производится только заказными, ценными письмами, специальной и фельдъегерской связью, или доставка корреспонденции осуществляется нарочным из числа сотрудников, допущенных к работе с такими документами.

Ещё одна особенность заключается в том, что в делах или в архивах конфиденциальные документы должны храниться отдельно от открытых. При закрытии дел составляется внутренняя опись всех конфиденциальных документов, находящихся в деле, на последнем листе делается запись о количестве пронумерованных в нём листов, заверенная соответствующей подписью и печатью.

Уничтожение конфиденциальных документов, в том числе черновиков, должно осуществляться комиссией с составлением акта об уничтожении, в машинках для уничтожения бумаг, и с проставлением соответствующих пометок в журналах учёта документов. При большом количестве документов возможно их сжигание.

В отличие от открытого, в конфиденциальном делопроизводстве должен осуществляться контроль за использованием копировально-множительной техники, блокирование систем ввода-вывода информации на компьютерах, обрабатывающих конфиденциальную информацию. Проведение проверок наличия конфиденциальных документов и носителей конфиденциальной информации также является особенностью конфиденциального делопроизводства16.

Итак, мы выявили основную проблему по организации архивной работы с документами ограниченного доступа в системе МВД ― это отсутствие методического документа по архивной работе с такого вида документами. Нормативные правовые акты по ДОУ в системе МВД позволяют сотрудникам делопроизводственных служб инициировать разработку организационно-распорядительных и нормативно-методических документов по вопросам делопроизводства, архивной работы. Это дало нам право разрешить существующую проблему путем изучения законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих архивное дело и конфиденциальное делопроизводство.

В контексте нашего исследования мы проанализировали особенности архивной работы в конфиденциальном делопроизводстве. Такой анализ позволил определить ряд особенностей в технических процессах учета, хранения и использования документов ограниченного доступа в системе Министерства внутренних дел, позволяющих обеспечить физическую сохранность документа, а также предотвратить разглашение и утечку информации, содержащейся в документе ограниченного доступа.

Исходя из реальной потребности иметь конкретный методический документ по организации архивной работы с документами, содержащими сведения ограниченного доступа, в отряде, можно сделать вывод, что необходима разработка проекта Методических рекомендаций для структурных подразделений ОМОН по подготовке документов, содержащих информацию ограниченного доступа, в ведомственный архив, которые будут содержать поэтапную работу с документами ограниченного доступа в структурных подразделениях отряда для передачи их в ведомственный архив в надлежащем состоянии. Такой документ разрешит проблему организации архивной работы с документами ограниченного доступа, укрепит теоретические и практические знания сотрудников отряда в сфере конфиденциального делопроизводства и архивной работе с документами ограниченного доступа, а также позволит документам быть в порядке.

Рассмотрим этапы разработки методических рекомендаций по подготовке документов ограниченного доступа для ведомственного архива.

В законодательных актах Российской Федерации не регламентирован в полной мере порядок учёта, комплектования, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию. Это объясняется тем, что понятие «конфиденциальная информация» включает в себя самые разные категории информации ограниченного доступа. По этой же причине крайне сложной и вряд ли целесообразной представляется разработка какого-либо единого нормативного документа, регламентирующего работу с документами, содержащими все виды конфиденциальной информации. Вместе с тем в некоторых законах содержатся отдельные положения, определяющие общие принципы учёта, комплектования, хранения и использования документов, содержащих сведения ограниченного доступа.

В связи с тем, что ОМОН МВД по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар) ведёт работу с документами «Для служебного пользования», а методических рекомендаций, регламентирующих архивную работу с этими документами, в отряде нет, их необходимо разработать.

Отряд мобильный особого назначения является подразделением специального назначения МВД Российской Федерации и, следовательно, выполняет задачи и функции, возложенные на полицию. В соответствии с законом «О полиции» одними из основных направлений деятельности полиции и в том числе ОМОН являются:

  1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

  2. Предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений;

  3. Выявление и раскрытие преступлений;

  4. Розыск лиц;

  5. Обеспечение правопорядка в общественных местах17.

Основными нормативными правовыми актами, которыми в своей оперативно-служебной (боевой) деятельности руководствуется ОМОН МВД Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», нормативные правовые акты МВД России «Об утверждении Инструкции по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений органов внутренних дел»18, «О некоторых мерах по совершенствованию организации деятельности спецподразделений органов внутренних дел Российской Федерации»19, правовой акт МВД по Республике Коми «Об утверждении Положения об отряде мобильном особого назначения Министерства внутренних дел по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар)»20.

Организация архивной работы с документами «Для служебного пользования» в отряде возложена приказом командира отряда на заведующего канцелярией. Помещение, в котором осуществляется учёт, комплектование, хранение и использование документов «Для служебного пользования», оснащено в соответствии с требованиями ведомственного правового документа в области защиты государственной тайны и является режимно-секретным помещением.

Начиная работу над Методическими рекомендациями, необходимо чётко представлять себе цель и назначение этого документа. Рекомендации должны служить инструментом совершенствования архивной работы с документами ограниченного доступа в отряде, содержать свод правил, соблюдение которых обеспечивает качество подготовки таких документов для ведомственного архива.

Для реализации поставленной задачи нами проведено комплексное исследование проблем, возникающих у сотрудников отряда по формированию в дела документов, содержащих информацию ограниченного доступа. В исследовании принимали участие сотрудники ОМОН, создающие документы и формирующие дела с пометкой «Для служебного пользования». Технология разработки Методических рекомендаций включила четыре основных этапа.

Первый этап предполагает изучение нормативной базы на государственном, федеральном уровне и ведомственные правовые акты в сфере архивного дела и конфиденциального делопроизводства, управления документами и считается подготовительным. Формулируются цели, определяются сроки и порядок работы, проводится сбор необходимых данных. Методические рекомендации по подготовке документов ограниченного доступа для ведомственного архива должны быть разработаны в соответствии с нормативными актами, нормативно-методическими документами по делопроизводству и архивному делу, поэтому первый этап разработки Методических рекомендаций по подготовке документов ограниченного доступа для ведомственного архива можно назвать комплексным изучением нормативной базы.

На основании проделанной работы были четко сформулированы разделы проекта Методических рекомендаций, т. е. последовательная структура передачи дел с момента их создания в структурных подразделениях до поступления в ведомственный архив.

Все вопросы, которые возникнут у сотрудников отряда при передаче дел в ведомственный архив, не нужно будет искать по всей законодательной базе, ответы на них будут собраны в проекте Методических рекомендаций.

Хотелось отметить, что некоторые формулировки текста в проекте Методических рекомендаций идентичны тексту, содержащемуся в Правилах работы ведомственных архивов21.

Второй этап включает изучение таких локальных документов отряда, как «Положение об отряде мобильном особого назначения Министерства внутренних дел по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар), «Положение о постоянно действующей комиссии по режиму секретности ОМОН МВД по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар)», «Положение о канцелярии ОМОН МВД по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар)», должностные обязанности заведующего канцелярией ОМОН МВД по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар). Были изучены документы отряда с пометкой «Для служебного пользования», имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое и политическое значение.

Третий этап предполагает разработку текста проекта Методических рекомендаций.

Был проведен аудит документов с пометкой «Для служебного пользования», находящихся на архивном хранении за последние три года. Сотрудники отряда проектируют и создают множество документов «Для служебного пользования» по управленческой деятельности, по обеспечению общественного порядка, по научно-исследовательской работе, документы по специальной, боевой и физической подготовке сотрудников, о морально-психологическом состоянии личного состава, по задействованию сил и средств отряда при проведении мероприятий и другие.

Первым заданием был анализ формирования и оформления дел с пометкой «Для служебного пользования». При приёме дел в ведомственный архив было выявлено множество ошибок по оформлению обложки дел, определению крайних дат, при оформлении внутренней описи дела. Формировались и оформлялись дела ограниченного доступа постоянного хранения (подшивка дел, нумерация листов в деле, составление заверительной надписи).

Занимались оформлением дел для сдачи в архив (подшивка дел, нумерация листов в деле, оформление обложек, оформление листов-заверителей) и для представления в отдел спецфонда Информационного центра МВД по Республике Коми итоговой записи о категориях и количестве дел, подготовкой описей дел постоянного, временного (более 10 лет) сроков хранения, представление их на согласование в соответствующее подразделение спецфонда ИЦ МВД по Республике Коми для последующего утверждения экспертной комиссией МВД по Республике Коми, определение списка законченных производством дел с отметкой «ЭПК» с предложением конкретных сроков хранения.

Последний этап предполагает грамотное оформление проекта Методических рекомендаций, правильное расположение реквизитов согласно ГОСТ Р 6.30-2003.

Определяется структура документа, то есть состав разделов, которые включены в текст, работа над текстом и разработка приложений. При работе над текстом применяют нумерацию разделов, пунктов и подпунктов в единой иерархической последовательности:

1.

1.1.

1.1.1. и т.д.

Приложения к Методическим рекомендациям нумеруются по порядку, и в тексте рекомендаций оформляются конкретные ссылки на них с указанием номера. Такой приём не нарушает последовательности изложения текста и обеспечивает компактность документа.

В разделе «Общие положения» в первую очередь перечисляются законодательные документы, в соответствии с требованиями которых разработаны данные Методические рекомендации. Далее указана сфера деятельности, ответственные и ответственность.

В разделе «Учёт документов «Для служебного пользования» сначала изложены общие требования к учёту документов, учётных форм. Основной целью учёта документов «Для служебного пользования» является обеспечение их физической сохранности и фиксирование их местонахождения, комплектности и целостности, контроль за доступом к ним персонала, проверка реального наличия документов и аналитическая работа по осведомлённости персонала с содержанием документов.

Размножение документов ограниченного доступа также выделено подразделом, так как размножение документов «Для служебного пользования» осуществляется в условиях, гарантирующих сохранность всех используемых носителей и конфиденциальность информации. Условия предусматривают: наличие письменного разрешения полномочного должностного лица на снятие копии с документа или его размножение, учёт изготовленных копий и размноженных экземпляров, учёт печатных форм и коллегиальность их уничтожения, учёт выдачи исполнителю документа, его копий и экземпляров. Копирование и размножение документов «Для служебного пользования» осуществляется централизованно в подразделении конфиденциального делопроизводства на технике, прошедшей специальную проверку и аттестацию. Выполнение этих процедур на рабочих местах исполнителей не разрешается.

И особое внимание уделяется формированию и оформлению дел. Но сначала уделяем внимание составлению номенклатуры дел. Номенклатура дел ― документ, предназначенный для систематизации заводимых в организации дел. Решает задачи учёта формируемых дел или номенклатурного учёта дел, обеспечения проверки наличия документов и дел, закрепления схемы разрешительной системы доступа сотрудников к делам, учёта законченных сформированных закрытых дел, учёта движения, использования и уничтожения архивных документов и дел. В системе МВД номенклатура дел не делится на номенклатуру несекретных (открытых дел) и конфиденциальных дел, а является единой номенклатурой особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел, форма которой установлена Инструкцией по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации22.

Оформление дел с конфиденциальными документами ― комплекс технологических процедур обработки исполненных документов. Имеет отличительные особенности по сравнению с идентичной работой по оформлению дел с открытыми документами. Процедура оформления дела при его заведении дополнительно включает: указание на обложке дела грифа конфиденциальности и состава допущенных к делу исполнителей, оформление карточки учета разрешений и выдачи дела, подшивку в дело чистых бланков внутренней описи документов. Особенностями процедуры оформления дела при его формировании являются: внесение данных о подшиваемом документе во внутреннюю опись, нумерация листов документа в деле, прошивание листов, внесение отметки о включении документа в дело в учётную форму документа. Процедура оформления дела при его закрытии в целом идентична процедуре подготовки открытых дел о сдаче в архив, но дополнительно выполняются следующие операции: опечатывание на заверительном листе концов шнурка, внесение дела в инвентарную опись законченных производством дел, картотек и журналов.

Четвертый раздел делится на два подраздела. Они посвящены режиму хранения документов и обращению с документами «Для служебного пользования». Документы ограниченного доступа хранятся в подразделении конфиденциального делопроизводства только в металлических шкафах или сейфах, обеспечивающих их сохранность. Выдача дел фиксируется в учётной карточке разрешений и выдачи. По окончании рабочего дня документы должны быть все сданы в подразделение конфиденциального делопроизводства23.

Следующий раздел посвящён экспертизе ценности и уничтожению документов «Для служебного пользования», которые проводят сотрудники отряда, допущенные к работе с такими документами. Уничтожение документов, дел и носителей информации ― это комплекс технологических приемов и правил, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с уничтожаемыми документами «Для служебного пользования» или подмены материалов. Указанный порядок предусматривает: коллегиальность принятия решения об уничтожении документов и самого процесса уничтожения; документирование подготовки к уничтожению и уничтожения документов; внесение комиссией отметок об уничтожении в акт и учётные формы только после фактического уничтожения документов. Чистые носители информации, а также носители, содержащие черновики и проекты документов, испорченные носители уничтожаются без составления акта24.

И последний раздел Инструкции определяет обеспечение сохранности и проведение проверок наличия документов «Для служебного пользования», которые необходимо регулярно проводить в отряде. Проверка наличия документов, дел и носителей информации ― установление реального соответствия имеющихся в наличии документов, дел и носителей информации «Для служебного пользования» в учётных формах, их сохранности, целостности и комплектности, а также своевременное выявление фактов утраты конфиденциальных материалов и определение правильности выполнения процедур и операций по учёту, хранению, исполнению и использованию этих материалов. В ходе проверки рассматриваются вопросы снятия с документов грифа конфиденциальности25.

В отряде все методические документы утверждаются командиром ОМОН. Следующим этапом можно считать работу по ознакомлению сотрудников, допущенных к подготовке и оформлению документов ограниченного доступа, с Методическими рекомендациями.

Таким образом, для проектирования Методических рекомендаций по подготовке документов ограниченного доступа для ведомственного архива необходимо изучить документы, определяющие правовую базу деятельности организации, и выявить регламентирующий документационное обеспечение управления комплекс документов, проанализировать документы, содержащие информацию ограниченного доступа, за определенный срок, а также выявить основные этапы по разработке локального нормативно-методического документа.

1 Об организации архивной работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.08.2011 № 935. [Не опубл.]

2 Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 20.06.2012 № 615. [Не опубл.]

3 Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения: приказ МВД России от 15.12.1997 № 825дсп. [Не опубл.].

4 Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 20.06.2012 № 615. [Не опубл.]..

5 Основные правила работы архивов организаций. М., 2002.

6 Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук: приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18.06.2007 № 19 // Бюллетень нормативных актов РФ. 2007. № 20.

7 Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения: приказ Главархива СССР от 23.05.1988. № 33. М.: Главархив СССР, 1991. 50 с.

8 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»: постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 № 65-ст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

9ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования». М., 1972.

10 Перечень документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения: приказ МВД России от 30.06.2012 № 655. [Не опубл.].

11 Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 // Собр. законодательства РФ. 2005. № 30 (Ч. II). Ст.3165.

12 Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук: приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18.06.2007. № 19 // Бюллетень нормативных актов РФ. 2007. № 20.

13 Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения: приказ МВД России от 15.12.1997 № 825дсп. [Не опубл.].

14 Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения: приказ МВД России от 15.12.1997 № 825дсп. [Не опубл.].

15 Шестакова Е.В. Сведения ограниченного доступа: теория и практика / Е.В. Шестакова // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2012. № 1 (13). С. 53-55.

16 Широкова Е.И. Конфиденциальное делопроизводство / Е.И. Широкова. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2011. С.12.

17 О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст.900.

18 Об утверждении Инструкции по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений милиции: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.09.2007 № 828дсп. [Не опубл.].

19 О некоторых мерах по совершенствованию организации деятельности специальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2008 № 1196. [Не опубл.].

20 Об утверждении Положения об отряде мобильном особого назначения Министерства внутренних дел по Республике Коми (дислокация г. Сыктывкар): приказ Министерства внутренних дел по Республике Коми от 03.12.2014 № 28дсп. [Не опубл.].

21 Основные правила ведомственных архивов организаций. М., 1986.


22 Инструкция по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 марта 2012 г. № 015 [не опубл.].

23 Алексенцева А.И. Условия хранения конфиденциальных документов» / А.И. Алексенцева // Делопроизводство. 2014. № 4. С. 53–56.

24 Кошелева Е.А. Проведение экспертизы ценности документов / Е.А.Кошелева // Секретарь-референт. 2012. № 11. С. 12–13.

25 Широкова Е.И. Конфиденциальное делопроизводство: учебно-методическое пособие / Е.И. Широкова. Сыктывкар КРАГС и У. 2011. С. 8–98.