Применение информационных технологий при работе с обращениями граждан в мировом суде

Автор: Фионова Л.Р., Харитошкина Е.А

Л.Р. Фионова, Е.А. Харитошкина, Пензенский гос. ун-т

  • Локальные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан

  • Работа с электронными обращениями

  • Использование системы АМИРС

Работа с обращениями граждан в мировой суд в Пензенской области регламентируется Инструкцией по судебному делопроизводству у мировых судей Пензенской области, утверждённой приказом начальника Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Пензенской области № 21 от 03.04.2014.

В Инструкции есть раздел «Порядок рассмотрения обращений», выдержки из которого представлены на сайте Управления Судебного департамента в Пензенской области (рис 1).

Рис. 1 ― Страница сайта Управления судебного департамента в Пензенской области

Как видно из рисунка, в Управлении судебного департамента подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления, жалобы, а также запросы граждан и организаций, поступающие в письменной форме, форме электронных документов или форме устного обращения к должностному лицу во время личного приёма, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Обращения граждан в мировой суд представляют собой исковые заявления, которые граждане подают на личном приёме в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Письменное обращение, не относящееся к компетенции мирового суда по содержанию поставленных в нём вопросов, в 7-дневный срок со дня его регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу по принадлежности с уведомлением об этом автора обращения, за исключением случая, когда ответ заявителю не даётся.

Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства России в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области и губернатору Пензенской области.

Запрос государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, связанный с рассмотрением поступившего к ним обращения, рассматривается в течение 15 дней со дня регистрации.

Обращение в соответствии с компетенцией Управления судебного департамента и мирового суда рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Сроки рассмотрения обращения исчисляются в календарных днях со дня регистрации обращения. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днём окончания этого срока считается предшествующий ему рабочий день.

Управление судебного департамента обеспечивает возможность направления обращения (запроса) в форме электронного документа через официальный сайт Управления в сети «Интернет». Пример электронного обращения Ермаковой Т.В. начальнику Управления судебного департамента в Пензенской области показан на рис. 2.

Рис. 2 ― Страница сайта для приёма электронных обращений в Управление судебного департамента в Пензенской области

Электронное обращение (запрос) должно содержать сведения об авторе (фамилия; имя автора; наименование организации, если обращается представитель организации; адрес, по которому должен быть направлен ответ) и текста обращения (запроса). В случае отсутствия данных сведений отправитель информируется о невозможности принять обращение (запрос).

Управление сохраняет за собой право в установленном порядке уточнить достоверность информации об отправителе, а также уточнить содержание обращения (запроса).

Информация о персональных данных авторов обращений (запросов) хранится и обрабатывается с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

С учётом возможностей программно-технического обеспечения сайта размер обращения (запроса) в форме электронного документа не может превышать 5 тысяч символов. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif) либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Ответ на обращение (запрос), поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (запросе), или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (запросе).

На рис. 3 показан ответ на обращение Ермаковой Т.В., также опубликованный на сайте.



Уважаемая Тамара Викторовна!

На Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Управления Судебного департамента в Пензенской области 26.04.2018, содержащее вопросы, аналогичные поставленным в обращениях от 29.03.2018, 03.04.2018, 12.04.2018 о неприсвоении Вам классного чина «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» в период работы в должности помощника судьи Ленинского районного суда г. Пензы с 09.06.2005 по 29.03.2007 и отсутствии записи в Вашей трудовой книжке о соотношении классных чинов к присвоенному Вам классному чину «юрист 1 класса», рассмотрено Управлением 17.04.2018 в срок, установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответ на вышеуказанные обращения направлен Вам посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно уведомлению о вручении, ответ Вами получен 30.04.2018.

Рис. 3 – Страница сайта с ответом на электронное обращение в Управление судебного департамента в Пензенской области

Управление вправе не предоставлять информацию по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети «Интернет».

В Управлении и мировом суде не подлежат рассмотрению:

― обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нём вопросов. Заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом;

― письменное обращение, текст которого не поддаётся прочтению. В случае если возможно прочитать почтовый адрес и фамилию автора, ему в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается о причинах оставления обращения без ответа;

― обращение, лишённое смыслового содержания, либо содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;

― обращение, в котором не указана фамилия гражданина, или почтовый адрес, или адрес электронной почты, или номер телефона лица, направившего запрос;

― обращение или запрашиваемая информация не относится к деятельности Управления;

― обращение или запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

― обращение или запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия;

― обращение, в котором ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении её применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Обращения граждан в мировой суд, как уже отмечалось, представляют собой исковые заявления, которые граждане подают на личном приёме либо присылают по почте. Для работы с ними используется автоматизированная система, разработанная для мировых судов (АМИРС).

Поступившее исковое заявление регистрируется в системе АМИРС секретарём суда не позднее следующего дня. Форма регистрации входящей корреспонденции в системе АМИРС представлена на рис. 4.

Рис. 4 ― Форма регистрации входящей корреспонденции в системе АМИРС

При регистрации искового заявления секретарём суда указывается дата поступления, автоматически присваивается входящий номер, далее указывается ФИО гражданина, подавшего заявление. В поле «Краткое содержание» указывается лицо или организация, в отношении которой подаётся иск, затем указывается дата подачи (направления) заявления, сумма иска, указанная в заявлении, в поле «Суть требования» секретарь суда указывает причину иска, исходя из содержания заявления. Затем указывается дата, сумма оплаченной госпошлины и ФИО гражданина. После нажатия кнопки «ОК» регистрация завершается.

После регистрации заявление передаётся мировому судье для рассмотрения. В течение 5 дней мировым судьёй выносится определение, в соответствии с которым заводится дело. На рис. 5 представлена форма регистрации дела в журнале гражданских, административных дел системы АМИРС.

Рис. 5 ― Форма регистрации дела в журнале гражданских, административных дел

Регистрация дела производится на основе искового заявления, которое при создании нового дела мы выбираем из списка журнала входящей корреспонденции.

При регистрации дела автоматически формируются данные на основе искового заявления, также автоматически ставится плановая дата окончания производства. Затем в разделе «Участники основного иска» указываются ФИО истца и ФИО или наименование организации – ответчика. Далее указывается ФИО судьи, принявшей заявление, и дата передачи судье заявления.

При нажатии на кнопку «Перейти к следующей задаче» открывается следующая форма «Определение о подготовке дела к судебному разбирательству» (Рис. 6).

Рис. 6 ― Форма «Определение о подготовке дела к судебному разбирательству»

На данном этапе регистрации дела указывается дата принятия определения, в поле «Судья» указывается ФИО мирового судьи, принявшего заявление. Автоматически присваивается номер дела в производстве, также автоматически ставится плановая дата окончания производства. В поле «Исковое заявление» указывается входящий номер заявления, в поле «Категория дела» в соответствии с содержанием заявления выбирается номер категории.

Затем переходят к следующей задаче «Судебное заседание» (Рис. 7).

Рис. 7― Форма «Судебное заседание»

На этом этапе назначается дата заседания, после проведения заседания секретарь суда вносит принятое мировым судьёй решение в соответствующее поле. Работа с системой АМИРС не требует высокой квалификации программиста, достаточно быть уверенным пользователем персонального компьютера.

Применение информационных технологий облегчает процесс подачи обращений, помагает гражданам быстро плучать ответы на свои обращения, а секретарю мирового суда позволяет быстро проводить регистрацию поступивших исковых заявлений граждан и формировать дела в соответствии с установленными сроками.