«Нyundai очень вовремя пришла на рынок»

Интервью с вице-президентом Hyundai Motor Europe Алланом Рашфортом

В то время как большинство автопроизводителей в Европе терпят колоссальные убытки и фиксируют снижение продаж, дела у компании Hyundai идут как нельзя лучше. В интервью Handelsblatt вице-президент Hyundai Motor Europe АЛЛАН РАШФОРТ рассказал, почему южнокорейской компании удается демонстрировать высокие темпы роста даже в кризис, в чем заключается польза от экопремий за утилизацию старого автомобиля и почему Hyundai не интересует приобретение Opel.

Г-н Рашфорт, вы уже выразили благодарность федеральному канцлеру Ангеле Меркель за продление предоставления экопремий?

— Я бы с гораздо большим удовольствием поговорил о тех делах, на ход которых реально могу повлиять. Политика к ним, к сожалению, не относится.

Но экопремия ведь помогает развитию бизнеса вашей компании, верно?

— Да, и очень ощутимо. В сложившейся рыночной ситуации экопремия помогает продавцам оставаться на плаву. Однако что касается нашей компании, то успех Hyundai в первом квартале был достигнут не только благодаря ей.

Целесообразность экопремий в Германии сейчас под вопросом. Как вы считаете, она нужна или нет?

— Откровенно говоря, я отношусь к ней нейтрально. Сейчас ясно лишь одно: высокие показатели оборота и продаж в прошлом. Конечно, экопремия стимулирует автомобильный рынок, однако только в тот момент, когда рынку это действительно необходимо. Та модель, которая учреждена и действует в Германии, безусловно, достойный пример для подражания. Условия ее получения и цели предоставления четко сформулированы, а результаты налицо.

А что вы ответите тем критикам, которые утверждают, что экопремия выгодна в первую очередь иностранным производителям, например, Hyundai?

— Безусловно, из года в год мы продаем все больше машин и можем увеличить нашу долю на немецком рынке. Однако если вы сравните наши показатели с результатами, например, Volkswagen или Ford, то поймете, что в выигрыше не только мы. Национальные производители тоже получают немало выгод от экопремий.

Однако на западноевропейском рынке помимо Hyundai мало кому сейчас удается чувствовать себя уверенно. Как вы можете объяснить такой устойчивый рост продаж своей компании?

— Честно говоря, мы не удивлены ростом своих продаж. Hyundai как торговая марка вышла на рынок со своей продукцией очень вовремя. Сегодня, например, соотношение цена/качество начинает играть для покупателей все большую роль, и в этом отношении наша компания имеет много конкурентных преимуществ.

Малолитражки, конечно, очень хорошие и красивые, но они дают слишком мало маржи. С их продаж автопроизводитель не может существовать. Как у вас обстоят дела с другими сегментами автомобилей?

— Вы правы. Повторное появление Hyundai в Европе будет состоять из трех этапов. Сейчас мы находимся на первом. Сейчас наша цель — сделать упор не на наш традиционный ключевой сегмент — SUV, который еще в 2007 году составлял основную долю наших продаж, а как раз на малолитражки. Этого курса мы будем придерживаться в течение следующих 12 месяцев. Зато уже в первом квартале следующего года мы начнем постепенно выводить на рынок новые модели из других сегментов. К этому моменту, как мы рассчитываем, мировая экономика снова начнет расти.

И что это будут за автомобили?

— Среди них, безусловно, будут легкие, энергосберегающие SUV. Мы твердо намерены вернуть себе в Европе лидерство в этом сегменте и одержать победу над «Гелендвагенами».

И каким сегментом вы займетесь после энергосберегающих внедорожников?

— На третьем этапе мы как раз вплотную займемся тем сегментом, о котором нас постоянно спрашивают: автомобилями класса премиум. Хотя, надо отметить, что на некоторых рынках этот класс автомобилей уже представлен лимузином Genesis.

И со своим Genesis вы намерены конкурировать в Европе с такими компаниями, как Audi, BMW и Daimler?

— Окончательное решение по этому вопросу еще не принято — мы сейчас активно изучаем, какие перспективы есть у Genesis, Genesis-купе и внедорожника iX55 в премиум-сегменте. Однако, несомненно, мы готовы приспособить наши моторы к требованиям европейского рынка. Иными словами, принимая во внимание европейское законодательство, ограничивающее количество выбросов CO₂ в атмосферу, мы активно работаем над гибридными двигателями. Наша цель — внедрить гибридные двигатели в премиум-сегмент. Надо сказать, что без прогрессивных технологий немецкий рынок нам не завоевать.

Если завоевать автомобильный рынок Германии так сложно, разве не логично было бы приобрести долю в конкурирующей компании Opel, чья модель Insignia сейчас очень популярна у среднего класса?

— Ваша идея, конечно, не лишена определенной логики, но компания Hyundai намерена расти и развиваться со своими собственными моделями и с партнерской маркой Kia. На данный момент у нас нет никаких планов вырасти за счет поглощения конкурентов.

Это относится также к заводам?

— Мы недавно как раз наладили работу завода в Чехии с очень низкими производственными затратами. Так что можно сказать, у нас сейчас достаточно производственных мощностей.

Toyota и Honda уже давно продают автомобили с гибридным двигателем по всему миру. Когда вы подтянетесь?

— С августа мы будем продавать модель Elantra с комбинированным двигателем газ+гибрид.

Немецкие автовладельцы славятся своей верностью отечественным производителям. С вашей точки зрения, под влиянием кризиса ситуация изменилась?

— Это большой вопрос. Традиционно немецкие потребители очень консервативны и предпочитают хранить верность любимой марке автомобиля долгие годы, особенно если эта марка немецкая. Однако сейчас мы видим, что ситуация меняется, потому что экономический кризис очень больно ударил по благосостоянию многих людей. Логическое следствие этого — цена начинает играть все большую роль. Многие покупатели стали оценивать торговые марки и продукты по-новому, даже те, которые они прежде не принимали в расчет. Однако следует отметить, что эта тенденция касается не только автомобильной отрасли, но и всей розницы в целом. И я глубоко убежден, что многие потребители не только в Германии, но и во всей Европе либо уже изменили свои потребительские предпочтения, либо сделают это в ближайшем будущем.

Иными словами, кризис на руку хотя бы Hyundai...
— Нет, разумеется, это не так. В компании Hyundai нет ни одного человека, который бы видел что-то позитивное в кризисе. Однако надо признать, что у нас действительно очень выгодные исходные позиции.

Одновременно это означает, что кризис существенно ослабит ваших конкурентов, а некоторые из них и вовсе не выживут.

— Без сомнения, то, что наши конкуренты столкнулись с серьезными трудностями, означает, что у нас есть возможность заполнить освободившееся место на автомобильном рынке. Частично мы это сейчас уже делаем, и рост нашего оборота говорит сам за себя.

А можно об этом поподробнее?

— Если посмотреть данные за январь—февраль текущего года, то мы увидим, что автомобильный рынок Западной Европы потерял 22%, мы же, напротив, отыграли 3%. Я рассчитываю, что мы, несмотря на кризис, продадим за первый квартал текущего года ровно столько же автомобилей, сколько и в докризисный 2008-й, а именно — 80 тыс. штук. Ну а весь автомобильный рынок, я думаю, просядет примерно еще на 20%.

Глава Daimler Дитер Цетше ожидает, что год будет тяжелым. Вы тоже так думаете?

— Я бы не хотел спекулировать о том, каким был год предыдущий, однако могу сказать, что за этот период наша рыночная доля в Европе выросла на 1,7%. В нынешнем же году мы планируем увеличить ее еще на 2,5%. Причем без оглядки на то, как поведет себя при этом рынок.

Кризис сильно перетряхнул автомобильную отрасль. Многие производители лишились своего топ-менеджмента, кто-то решил попробовать свои силы в «Формуле-1»... Как он отразился на Hyundai?

— Что касается европейского рынка, то могу сказать откровенно: многое зависит от того, насколько производитель умеет держать расходы под контролем.

(ПЕРЕВОД МАРИИ РЫБАКОВОЙ)

"РБК daily" в сотрудничестве с Handelsblatt