Вторую очередь ВСТО будут строить «дочка» «Транснефти», «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, «Стройновация» Зиявудина Магомедова и «Межрегионтрубопроводстрой»

Поделили 60 млрд руб.

«Транснефть» выбрала строителей для второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Генподряды поделили пять фирм, в том числе «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко
Нам надоели мелкие кооперативы, шабашники, с которых потом нечего спросить. Авансы вернуть не могут, работу качественно сделать не могут«, — кипятился в октябре, за два месяца до сдачи ВСТО-1, президент «Транснефти» Николай Токарев и заверял: продолжать стройку будут три-четыре крупных организации. Тендеры по ВСТО-2 «Транснефть»  объявила в конце года (см. врез), а в пятницу назвала победителей: «Стройтрансгаз», «Стройновация», «Межрегионтрубопроводстрой» и «Стройгазконсалтинг». Их перечислил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина.
Каждый из 2046 километров линейной части ВСТО-2, по словам Демина, будет стоить 28,8 млн руб. Выходит, вся труба обойдется в 58,9 млрд руб. Общая оценка ВСТО-2 — около 350 млрд руб. Столько же, или почти 127 млн руб. за 1 км, стоила ВСТО-1 (без учета терминала в Сковородино и порта Козьмино).
Сравнивать две очереди нельзя: в цену ВСТО-1, кроме трубы, включены другие объекты, к примеру нефтеперекачивающие станции (НПС), говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
Что вошло в лоты победителей, «Транснефть» не раскрыла. Но если брать только километраж, то самый большой кусок трубы достался «Стройновации»: она объявляла, что претендует на 514 км по территории Амурской области. Речь в заявке шла только о строительстве трубопровода, тендеры на сооружение НПС еще не проводились, уточнил вице-президент «Суммы капитал» Иван Мостович. Если брать цену, названную Деминым, контракт «Стройновации» может стоить около 14,8 млрд руб. Мостович это не комментирует: компания еще не получила уведомления о победе.
«Стройновация» входит в группу «Сумма капитал» одного из самых закрытых российских бизнесменов — Зиявудина Магомедова. Работать с «Транснефтью» группа начала, когда монополию еще возглавлял Семен Вайншток: она участвовала в строительстве порта Приморск, заказчиком которого была «Транснефть», и в итоге стала совладельцем «Приморского торгового порта» (оператор причальной зоны нефтеналивного терминала) и еще ряда компаний, предоставляющих услуги в порту. Смена власти в «Транснефти» бизнесу Магомедова, похоже, не повредила: при Токареве «Стройновация» получила подряды на несколько участков БТС-2 и ВСТО-1.
Один из крупнейших подрядчиков «Газпрома»  — «Стройгазконсалтинг» претендовал на участок ВСТО-2 в 415 км, говорит близкий к подрядчику источник. До прошлого февраля 10% «Стройгазконсалтинга» принадлежало Ольге Григорьевой, дочери покойного руководителя Росрезерва Александра Григорьева, друга премьера Владимира Путина. Но теперь в числе владельцев фирмы только ее основатель Зияд Манасир и четыре топ-менеджера. Сейчас «Стройгазконсалтинг» строит для «Газпрома» участок газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Участок ВСТО-2, который получила фирма, пройдет рядом с этой трубой, так что у компании в регионе уже сосредоточена и техника, и персонал, говорит ее представитель.
Новый председатель правления «Стройтрансгаза» Александр Рязанов в интервью «Ведомостям» не скрывал, что его компания тоже очень рассчитывает поучаствовать в строительстве ВСТО-2. Хотя отношения с «Транснефтью» у подрядчика не всегда были безоблачными. К моменту смены руководства «Стройтрансгаза» ситуация была критической, пик негативного отношения со стороны основных заказчиков, включая «Транснефть», описывал Рязанов: «ВСТО — это объект очень важный, у него жесткий график. И если это все под большим сомнением, под срывом, то, конечно, это нервирует заказчика». «Стройтрансгаз» подавал заявку на строительство 197 км от Сковородино, говорит близкий к его руководству человек. Представитель компании от комментариев отказался.
Связаться с «Межрегионтрубопроводстроем» не удалось. По данным ЕГРЮЛ, бенефициары фирмы — три физлица, в том числе гендиректор Валерий Коликов. Это крупный подрядчик, работает на рынке уже около 10 лет, его владельцы — выходцы из нефтегазовой отрасли, говорит менеджер одной из строительных компаний. Фирма специализируется на строительстве трубопроводов и подводных переходов: участвовала в проектах на Сахалине, перестраивала для «Транснефти» переход нефтепровода «Дружба» через Волгу. В оставшихся лотах, которые могли достаться ей, — строительство подводного перехода через Амур (30 км) и расширение мощности Козьмино.

Ирина Малкова
Ведомости    01.02.2010, 16 (2534)