Заместитель гендиректора ОСК по гражданскому судостроению Дмитрий Мироненков — ОСК ставит задачу довести загрузку мощностей примерно до 70%. На эти цели ОСК в 2010 году планирует направить не менее 30 млрд руб.

Судостроителям нарисовали путь
В ближайшие два-три года Россия должна войти в десятку крупнейших судостроительных производителей

Определившись на днях с новой управленческой командой, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила вчера свою стратегию развития. Одна из основных задач — решить проблему загрузки предприятий корпорации, составляющей сегодня около 50%. Помочь должны российские заказчики, в последнее время предпочитавшие зарубежные верфи.

Формирование ОСК шло с 2007 года и формально было закончено год назад. Но все это время корпорацию преследовала смена оперативного руководства. Этой зимой остановились на кандидатуре из бизнеса Романе Троценко (он был утвержден на посту гендиректора ОСК 14 мая 2010 года). В его AEON Corporation входит российско-голландский производитель яхт класса люкс Timmerman Yachts. Последнюю до недавнего времени возглавлял нынешний заместитель гендиректора ОСК по гражданскому судостроению Дмитрий Мироненков.

Как рассказал вчера Дмитрий Мироненков, ОСК ставит задачу довести загрузку мощностей примерно до 70%. На сегодняшний день портфель заказов корпорации оценивается в 135 млрд руб. при средней загрузке предприятий на уровне 50%. Появлению новых заказчиков должны поспособствовать строительство новых и модернизация существующих верфей. На эти цели ОСК в 2010 году планирует направить не менее 30 млрд руб. Как уточнил Дмитрий Мироненков, речь идет о гражданском судостроении. В частности, на точечную модернизацию планируется затратить 15—20 млрд руб. «Наша целевая задача — достичь себе¬стоимости не хуже, чем в Южной Корее», — отметил он. Кроме того, в строительство двух новых верфей на Дальнем Востоке (в городе Большой Камень и бухте Чажма) будет вложено 35 млрд руб. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2012 год. Финансироваться расходы будут из средств госбюджета.

«Наша ниша, в которой мы должны быть конкурентоспособными, — производство судов ледового класса, — говорит Дмитрий Мироненков. — Сегодня мы также понимаем, что выйти на мировой рынок со своей продукцией невозможно. Поэтому мы сознательно сфокусировались на российских потребителях — «Газпроме», «Роснефти», «Совкомфлоте». По его словам, заказы у новых верфей ОСК уже есть. Конкретные заказчики не раскрываются. Но только с ноября 2009 года по май 2010 года ОСК получила заказы на общую сумму 40—45 млрд руб. как для существующих, так и для строящихся верфей. Правда, по словам Дмитрия Мироненкова, «заказы будут размещаться при определенных условиях, одним из которых является наличие мощностей». Потенциальный пакет заказов в ОСК оценивают в 150 млрд руб. После запуска в эксплуатацию новых верфей и начала строительства крупнотоннажного флота Россия войдет в десятку крупнейших судостроительных государств по всем параметрам, уверен Дмитрий Мироненков. И на это уйдет всего два-три года.

Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что конкурировать российские верфи могут только в классе сложных судов ледового класса. «Но по всей линейке ледового класса мы никогда не будем конкурентоспособными по сравнению с азиат¬скими производителями, которые могут строить суда дешевле, чем в России», — опасается он. Как добавляет Дмитрий Баранов из ИК «Финам», задача ОСК — найти баланс цены и качества своей продукции. «Если ОСК удастся договориться с металлургами и удешевить производство, то у них есть шанс», — считает он.

Сама ОСК намерена снизить стоимость строительства судов за счет создания единого центра разработок, в который планирует привлекать и иностранных парт¬неров. Кроме того, намечено и создание объединенного центра закупок комплектующих, что повысит эффективность логистики и сделает систему закупок более прозрачной.


ДАНИИЛ ШАБАШОВ
"РБК daily"     20.05.2010