Глава "Транснефти" Николай Токарев продает терминал в Приморске, чтобы тут же забрать его назад вместе с крупнейшим портом России

"Транснефть" причалит в Новороссийске
// Вместе с "Суммой Капитал" монополия покупает НМТП

Контролирующие акционеры крупнейшего в России Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и Аркадий Ротенберг продают 50,1% его акций "Транснефти" и "Сумме Капитал". Они будут владеть НМТП на паритетной основе. "Транснефть" хотела вернуть себе нефтяной терминал НМТП, но зачем трубопроводной монополии стивидорная компания, аналитики не понимают. Зато экс-владельцы порта могут заработать на сделке около $1,8 млрд.

Вчера поздно вечером НМТП сообщил о сделке между акционерами порта, "Транснефтью" и "Суммой Капитал". Сначала НМТП покупает у "Транснефти" и "Суммы Капитал" 100% акций ОАО "Приморский торговый порт" (ПТП). Затем "Транснефть" и "Сумма" купят у "бенефициарных владельцев" НМТП контрольный пакет его акций. Обе сделки будут проведены одновременно. В результате, говорится в сообщении порта, "в группу НМТП будет интегрирован крупнейший портовый оператор по нефтеналиву в России" и создана "крупнейшая в Российской Федерации стивидорная компания" (оператор порта).

Источник, близкий к сделке, говорит, что речь идет о продаже 100% в компании Kadina Ltd, которая, по неофициальным данным, на 80% принадлежит основателям НМТП Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько, а на 20% — предпринимателю Аркадию Ротенбергу. Kadina владеет 50,1% акций НМТП. Соглашение о сделке еще предстоит оформить, также она должна быть одобрена советом директоров и общим собранием акционеров НМТП, Федеральной антимонопольной службой и правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Представители НМТП, "Транснефти" и "Суммы" отказались комментировать схему и сумму сделки. Неофициально источники "Ъ", близкие к сделке, говорят, что контрольный пакет НМТП "Транснефть" и "Сумма" оплатят не только 100% акций ПТП, но и деньгами. Один из собеседников "Ъ" уточнил, что НМТП будет оценен с премией к рыночной стоимости. Вчера на LSE контрольный пакет акций порта стоил около $1,5 млрд.

С моей стороны это просто вложение средств. Там хороший прозрачный бизнес, он меня устраивает

— Аркадий Ротенберг, глава совета директоров СМП банка в интервью " Ъ" в апреле

Аналитик "ВТБ Капитала" Елена Сахнова оценивает 100% ПТП также на уровне $1,5 млрд, общую стоимость НМТП — более $3 млрд. "Премия за контроль обычно составляет порядка 15-20% от стоимости пакета, таким образом, частные акционеры НМТП могут получить за свои акции порядка $1,8 млрд",— подсчитывает госпожа Сахнова. Это вдвое больше, чем сумма, которую господа Пономаренко и Скоробогатько выручили в ходе IPO НМТП, когда 20% акций компании были оценены в $980 млн.

НМТП — крупнейший в России порт по грузообороту (см. таблицу). Выручка компании по МСФО в первом квартале 2010 года составила $175,5 млн, чистая прибыль — $83,94 млн, скорректированная EBITDA — $121,384 млн.

В 2007 году основатели компании Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько продали 18,1% акций НМТП в ходе IPO на LSE, по итогам размещения капитализация компании составила $4,9 млрд. Вчера капитализация НМТП на LSE составляла $3 млрд. Перед IPO господа Скоробогатько и Пономаренко передали 16% акций порта в доверительное управление ОАО РЖД. В том же 2007 году 5% акций НМТП в ходе IPO купил подконтрольный госмонополии Транскредитбанк.

Источник в ОАО РЖД рассказывает, что тогда госмонополия планировала получить еще и принадлежащие государству 20% акций НМТП и место в совете директоров, но затем от этих планов отказалась. "На сегодняшний день 16% акций в управлении у РЖД нет — акционеры не продлили договор доверительного управления",— говорит источник "Ъ" в ОАО РЖД. Однако, по его словам, ОАО РЖД по-прежнему контролирует 5% акций НМТП, купленных в ходе IPO: по 2,5% владеют Транскредитбанк и НПФ "Благосостояние".

В 2008 году акционеры НМТП продали 10% акций порта из своего пакета предпринимателю Аркадию Ротенбергу. Сумма сделки тогда не называлась. Вчера господин Ротенберг подтвердил "Ъ", что вместе с господами Пономаренко и Скоробогатько выходит из состава акционеров НМТП.

Скорее всего, на сделке по продаже Kadina изменения в структуре акционеров НМТП в этом году не закончатся: в августе этого года постановлением правительства 20% акций НМТП были внесены в прогнозный план приватизации на 2010 год. Гендиректор группы РВМ (владеет рядом крупных активов в транспортной отрасли) Феликс Блинов полагает, что если на продажу будет выставлен госпакет НМТП, то структурам ОАО РЖД будет интересно продать свой пакет победителю аукциона. "Тогда новый акционер получит блокпакет",— поясняет эксперт. В пресс-службе ОАО РЖД возможность продажи пакета акций прокомментировать не смогли.

Интерес "Транснефти" к нефтяному порту Приморск и профильному терминалу в Новороссийске понятен, но зачем трубопроводной монополии стивидорный бизнес, эксперты предположить затрудняются. В декабре 2009 года президент "Транснефти" Николай Токарев в интервью "Ъ" говорил, что ей было бы интересно вернуть себе нефтеналивной терминал в порту Новороссийска. "Новороссийский нефтетерминал принадлежал "Транснефти", но в 2006 году при весьма сомнительных для нас обстоятельствах его по дешевке продали,— говорил тогда господин Токарев.— Сейчас мы ведем работу по пересмотру этих решений, обсуждаем такую возможность в тесном контакте с новыми владельцами терминала". Господин Токарев тогда даже не исключал продолжения переговоров в судебной плоскости.

Но перевалка нефти и нефтепродуктов — лишь часть деятельности порта, отмечает аналитик ФК "Открытие" Дмитрий Лютягин. Чистый долг "Транснефти" сейчас составляет около $9 млрд, поэтому, если в сделке есть денежная составляющая, госкомпании будет трудно найти под нее финансирование.

Петр Мироненко, Алексей Екимовский, Александр Панченко, Кирилл Мельников
Газета «Коммерсантъ»   № 171 (4471) от 16.09.2010 
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1504919