Вице-президент ОСК Дмитрий Мироненков — астраханский завод "Лотос" станет базовым заводом корпорации в речном судостроении

ОСК польет "Лотос"
// Завод должен стать центром речного судостроения

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена сделать астраханский завод "Лотос" одним из своих ключевых активов. На его базе ОСК планирует развивать строительство перспективных танкеров "река-море", чрезвычайно востребованных среди российских экспортеров сырья. Впрочем, "Лотос" находится в убытке, а заявленный объем строительства танкеров на верфи (несколько единиц в год) не позволит ОСК занять существенную долю рынка в этом сегменте.

Вчера вице-президент ОСК Дмитрий Мироненков заявил "Интерфаксу", что астраханский завод "Лотос" станет базовым заводом корпорации в речном судостроении. Госпакет предприятия (44% акций) ОСК получила в качестве вклада в свой уставный капитал летом. Как отметил топ-менеджер, "Лотос" "долгое время не получал заказов, но ОСК начала модернизацию его мощностей". В корпорации уточнили, что "Лотос" должен строить от четырех до шести судов в год: нефтеналивных танкеров и сухогрузов — как речных, так и класса "река-море".

Речное судостроение — одно из самых перспективных направлений для ОСК. С 2014 года в России начнут работать правила международной конвенции МАРПОЛ (регулирует загрязнение окружающей среды судами), которые обяжут судовладельцев использовать новый, более безопасный вид танкеров с двойным дном. Как пояснил "Ъ" президент ОСК Роман Троценко, ужесточение требований к танкерам "автоматически создаст примерно трехкратный дефицит тоннажа в этом классе судов в России". "По нашим оценкам, после вступления в силу правил МАРПОЛ примерно 400 танкеров должны быть единовременно списаны и построены заново,— поясняет господин Троценко.— Даже если все российские верфи прямо завтра начнут их строить, к 2014 году будет построено от силы 60 судов". Конечно, частично дефицит тоннажа будет покрываться "трубопроводным или железнодорожным транспортом", говорит господин Троценко, но, в любом случае, рынок танкеров "река-море" является для корпорации крайне интересным.

Сейчас крупным акционером "Лотоса" наряду с ОСК является ОАО "Группа "Каспийская Энергия"", которое владеет 45% акций и операционно контролирует завод. Гендиректор "Каспийской Энергии" Илья Кокарев сказал "Ъ", что его группа, как и ОСК, заинтересована в развитии "Лотоса" и готова делать это "на паритетных началах". Договоренности с ОСК уже есть, уточнил господин Кокарев. Даже если ОСК поменяет команду на "Лотосе", это не вызовет конфликта, утверждает один из источников "Ъ", близких к ОСК и группе, "поскольку предприятие на боку и, кроме убытков, делить нечего".

Однако участники рынка сомневаются, что, даже если ОСК сумеет вывести "Лотос" на планируемый объем заказов четыре-шесть танкеров в год, это сделает корпорацию серьезным игроком. Крупнейшим строителем таких судов является нижегородский завод "Красное Сормово", подконтрольный группе МНП. Он уже сейчас строит вдвое больше, чем планируется строить на "Лотосе": в 2009 году верфь сдаст семь танкеров, а в 2011 году — девять. В ОСК уже говорили, что "Красное Сормово" — крайне интересный, современный актив. Сама корпорация владеет в нем блокпакетом. По словам Романа Троценко, "по всем предприятиям, где ОСК имеет миноритарную долю, она ведет переговоры о контроле". Гендиректор группы МНП Вадим Малов вчера сказал "Ъ", что переговоры о продаже верфи "Красное Сормово" велись еще с прежним руководством ОСК, но, каков их статус сейчас, уточнить отказался.

Класс коммерческих речных судов действительно крайне интересен, соглашается Михаил Пак из ИК "Атон". Он отмечает, что, по оценкам Минпромторга, в ближайшие пять-десять лет здесь должно быть списано около 9 тыс. устаревших судов различных типов. Класс танкеров "река-море" чрезвычайно интересен сырьевым экспортерам, это тот тип судов, строительство которых не будешь заказывать в Китае или Корее и в котором Россия была традиционно сильна, отмечает господин Пак. Но, добавляет он, чтобы занять серьезную позицию на этом рынке, ОСК либо корпорации придется договариваться с собственниками "Красного Сормово" о покупке предприятия, либо пытаться найти для развития "Лотоса" иностранного стратегического партнера.

Дмитрий Беликов
Газета «Коммерсантъ»   № 171 (4471) от 16.09.2010
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1504918