Тесно общаясь с кадровыми агентствами более 20 лет, мы познали их нелёгкий труд, многие тонкости профессии и даже некие тайны. Ну и, конечно, мы теперь знаем главное ― почему компании порой не могут обойтись без услуг кадровых агентств:
- кадровые агентства, однажды встретив хороших кандидатов, ведут их и следят за их карьерой порой десятилетиями... иногда пьют кофе, обмениваются информацией о зарплатах и компаниях…
Таких кандидатов компания сама может и не разглядеть... А кадровое агентство просто предложит поверить им на слово и попробовать...
- срочно закрыть много вакансий ― это к кадровым агентствам
- делать конфиденциальный подбор силами внутренней службы персонала бывает не очень верным решением ― опять на выручку придёт кадровое агентство
- найти директора по персоналу ― такую работу собственники делают сами ― и кадровые агентства здесь им в помощь
- рекрутинг по многим регионам одновременно ― поручить это сетям кадрового агентства эффективнее, чем внутреннему отделу компании
- найти очень редкого специалиста ― тоже.
Кроме того огромный пласт работы кадровых агентств ― это консалтинг клиента, участие в процессе выработки критериев поиска и профиля вакансии.
Хотя HR, особенно начинающие, этого не ценят и редко благодарны за это.
Хотя в нашем исследовании нет «узко заточенных» микроагентств (например, по специалистам сжиженного газа, редким химикам, и т. д ), но на рынке они существуют (без офисов) и прекрасно работают…
Найти их непросто: они работают точечно только с рядом крупных фирм...
Также есть корпоративные кадровые агентства, работающие под видом рыночных кадровых агентств (мимикрия)… Зачем? Так легче защищаться от неадекватных кандидатов и сотрудников и...
С 2015 года журнал УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ не проводил ежегодного исследования рынка кадровых услуг по причине кризиса кадровой отрасли.
Свято место пусто не бывает ― появились даже не исследования, а, бери выше ― РЕЙТИНГИ кадровых агентств.
Мы не имеем ничего против параллельных исследований и рейтингов. Чем их больше, тем лучше и ярче будет выглядеть сама профессия.
Рейтинг ― это объективные данные: выручка, число клиентов, закрытых вакансий и т. д. Если комуто удаётся собрать такую информацию по рынку кадровых услуг, то мы почтительно снимаем шляпу!
Но выручка кадровых агентств может быть и дутой... или даже «обналичкой»!!!???
Размер офиса и число сотрудников ― сомнительный показатель во времена аутстаффинга... На рынке есть огромные аутстаффинговые компании, использующие легальные схемы аутсорсинга работ и услуг.
Наше исследование только о РЫНОЧНЫХ кадровых агентствах, к которым можно смело обращаться, как в элитный супермаркет, за качественным персоналом.
Наше исследование принципиально строится на:
- Опросе КЛИЕНТОВ кадровых агентств (HRD)
- Оценке уровня вакансий
- Оценке уровня и брендированности клиентов.
- Оценке КА кандидатами
- Оценке взаимной коллегами по цеху
- (Мы сверяем итоги исследования с КА ― ветеранами рынка)
То есть УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ пытается помочь компаниям лучше узнать рынок самых профессиональных кадровых агентств, чтобы обращаться к ним при необходимости.
Хотя кадровые агентства из 1-ой и 2-ой групп нашего исследования далеко не сразу согласятся работать с новым клиентом.
Традиционно мы проводили опрос по списку РБК-500 и рейтингу журнала «Эксперт», плюс наша база 1200 крупных фирм, и только потом по базам кадровых агентств (их предоставили не все агентства).
Первая сенсация ― многие крупные российские компании за 4 года успели исчезнуть... а западные порой сократили активность.
Например, совсем недавно не стало «ВИМАвиа», «Трансаэро», «Юлмарт», Е-96, «Урбан групп», «Независимость», Genser... и многих иных ― банки... страховщики... заводы… пароходы...
Вторая ― крупные компании серьёзно изменили стратегию подбора специалистов, усилив свои команды (в том числе безжалостно обескровив кадровые агентства... порой хантя даже консультантов агентств, с кем работали... Иногда и в процессе работы (ну очень понравился консультант).
Нечестно? Непорядочно? Наверное... но и консультанты покинули свои агентства не принудительно... ушли и уходят каждый день ― порой лучшие!!!
Третья ― большие холдинги раза в четыре сократили бюджеты для провайдеров, то есть кадровых агентств.
Четвёртая ― гонорары КА с 25%-30% снизились до 20%, 18%, иногда 15% и даже бывает ещё ниже у небольших новых КА, пытающихся ценой в убыток себе «зацепиться» на рынкe.
Хотя это стало особым секретом....
Например, одно новое кадровое агентство сообщило , что они переманили к себе ряд клиентов крупного КА (???), именно предлагая более низкие цены...
«А качество?» ― спросили мы.
«Да… да... Мы работаем не хуже их» ― ответили они нам...
Возможно... по отдельным вакансиям... но в целом такие сильные опытом кадровые агентства, как «Анкор», «Консорт», «Kelly Services» становятся с годами только более профессиональными, несмотря на утечку специалистов, уже не говоря о том, что их базы кандидатов и «досье» на компании достойны внимания многих СБ... но они хранят их за многими замками с секретами... Пятая сенсация ― лидеры среди кадровых агентств остались прежние!!!
Только их стало меньше…
Так, мы совсем не увидели прежней активности ряда ранее успешных КА, а именно KPG, Human Capital… и др.
Ряд прежних лидеров изменили стратегию и создали направления аутстаффинга. Этот шаг удался не всем, но тем, кому удалось его провести, повезло... они на плаву...
Шестая сенсация ― компании в 30 % случаев отказали нам в данных по кадровым агентствам: это стало коммерческой информацией.
Ранее УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ получал порой массу данных, даже с именами кандидатов и суммами гонораров. Увы...
Таким образом, уровень исследования стал ниже...
Но в целом надеемся, что нам удалось увидеть реальных лидеров... тех, кто работает на рынке... Мы условно разделили кадровые агентства на три группы.
― средняя оценка клиентов по 10-балльной шкале.
Количество отзывов у этих КА большое, достаточное для определения средней оценки.
Уровень их клиентов: серьёзные фирмы, самые известные бренды на рынке... хотя размер клиентов сильно упал... да и кадры-то больше нужны растущим бизнесам!
Но в группе лидеров, которых наградит на церемонии вручения Национальной Деловой Премии «КАПИТАНЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА» в номинации «Лидеры», у каждого агентства есть особенности и свои сильные стороны.
У каждого из них именно СВОИ клиенты ― те, которые их уважают, любят, им доверяют... с ними работают... порой издеваются... но ЦЕНЯТ.
У них взаимная ХИМИЯ.
Вторая группа профессиональных КА
По ним мы не смогли собрать достаточного количества оценок от их клиентов, чтобы уверенно говорить о них, но эти КА активно и успешно работают на рынке ― это подтверждённый факт. Эти КА привлекаются к закрытию вакансий и крупными успешными фирмами, что говорит об их успешности и стабильности.
P. S.
В ближайших номерах предоставит слово самим КА и их клиентам для обсуждения узких мест в работе и пожеланий сторон. Например, КА порой даже не представляют в какой «ГОНКЕ» они участвуют, поставляя кандидатов на вакансию крупной компании. Зачем это компании? Они считают, что так они выжмут с рынка и со всех щелей максимум кандидатов... А КА ― всё надеются, что бренд крупной компании гарантирует им порядочность и шанс получить гонорар за кандидата... Да уж... когда работает 20 КА и участвует более 100 кандидатов... Но таков рынок…
Удачи!