НЕ СПИ, ЗАМЁРЗНЕШЬ...

Женщина-машинист чикагского метро, которая уснула во время движения и тем самым вызвала крушение поезда, уволена с работы. Инцидент произошел 24 марта на станции «Международный аэропорт О'Хара»: поезд городской транспортной системы сошёл с рельсов и врезался в эскалатор, как передаёт BBC. 32 человека получили травмы; к счастью, все они оказались не опасными. 25-летняя сотрудница работала в метро всего два месяца. И, как говорит её работодатель, она уже не первый раз задремала на смене: из за этого месяцем ранее её поезд проехал станцию. И хотя перед сменой, которая закончилась аварией, женщина отработала 55 часов в течение семи дней, накануне у неё было 18 часов отдыха, подчёркивает администрация метрополитена.

Левополушарный или правополушарный?

«Очевидно, что девушке не надо работать в этой сфере, — говорит бизнес-тренер, специалист по управлению персоналом, HR Евгения Чернышёва. — Это было ясно ещё после первого случая. Обычно в случае таких ЧП выясняется его причина: почему девушка, например, не выспалась. Если это произошло один раз, а сам человек очень ответственный, дисциплинированный и понимает, что это профессия повышенного риска, то с ним следует серьёзно поговорить. Но если ситуация повторяется второй раз — это уже система. И человека надо увольнять».

Есть важный нюанс. Все люди делятся на правополушарных и левополушарных. Чтобы определить, к какой категории относится кандидат или сотрудник, достаточно провести нейропсихологическую экспресс-диагностику, это займёт 5 минут. Правополушарные — очень хорошие водители. Многие из них — отличные гонщики: они хорошо ориентируются в пространстве и могут набирать высокую скорость. «Но вот в метрополитене они будут, скорее всего, не успешны, потому что они — «совы», — комментирует Евгения Чернышёва. — В метрополитене поезда ходят с раннего утра, когда правополушарные люди ещё не проснулись, а перестроить их физиологию — это значит сломать им психику. Это очень тяжело. Если человек — «сова», он просто не заснёт рано вечером. Он всё равно не будет спать до определённого момента и встанет невыспавшимся. Значит, ему надо составлять другой индивидуальный график». Но такие люди могут успешно работать во вторую смену, потому что в ночном режиме они чувствуют себя как рыбы в воде, а «жаворонки» (чаще всего — левополушарные люди) в это время засыпают.

Если работа человека, безопасность зависящих от него людей, зависит от графика, служба персонала должна заранее согласовать эти важные моменты — выяснить психофизиологические особенности водителей. «В нашем примере, видимо, служба персонала недостаточно серьёзно отнеслась к этому вопросу, — считает Евгения Чернышёва. – Если она, например, «сова» и уже не раз допускала аварии, значит, утром этой женщине водить поезда нельзя.

Психофизиологические особенности человека необходимо учитывать ещё при наборе. Например, в call-центр левополушарных брать нельзя: они очень ригидны, у них замедленные психические процессы. Они не могут быстро переключаться и «гулять» по эмоциям. В call-центр звонят люди с разными эмоциями. Нужно очень быстро переключаться и подстраиваться под каждого позвонившего, и делать это быстро при смене звонков. Они этого просто не могут. В результате у них накапливается усталость и когда-то они срываются». Даже если им удаётся держать себя в руках, то со временем появляются психосоматические заболевания. Для такой деятельности нужно набирать правополушарных экстравертов. Интроверты её не выдержат. То есть под каждый вид деятельности следует набирать людей с определёнными психофизическими свойствами.

Следует составить список необходимых характеристик (личностные и психоэмоциональные особенности) и использовать их при наборе сотрудников. Чтобы человек заранее знал эти требования, нужно указывать их в объявлении о наборе на вакансию. Например, на конвейере правополушарные работать не могут. Они не то чтобы не выдерживают скорости — их убивает однообразие. Они не могут выполнять одну и ту же операцию, им нужно резко менять деятельность. «Зато левополушарные для конвейера хороши: они могут сколько угодно выполнять одну и ту же операцию с одинаковым вниманием, — комментирует бизнес-тренер, HR Денис Родионов. — Они так не устают от однообразия. Многое зависит от того, на какую работу мы набираем людей: что они должны делать. В данном случае надо было изначально узнать свойства человека».

«В таких профессиях техника безопасности должна стоять на первом месте, — говорит директор по корпоративному развитию ХК «Логопром» Наталья Семикова. — Должен быть предусмотрен определённый осмотр перед выходом на рабочее место. Самое простое в таких ситуациях — уволить человека. Но для начала всегда надо разобраться, почему девушка заснула. Если женщина работает несколько смен подряд без отдыха — это упущение, халатность руководства. Но в данном случае дело в самой девушке. Это не первый и не последний случай, это всегда было и будет в таких профессиях». У каждого из нас есть ограниченный ресурс физического и психологического здоровья. Любой случай, приводящий к печальным последствиям, — это либо оплошность самого человека, либо руководства.

«На такую работу нельзя брать безответственных людей, — говорит психолог Ольга Григорьева. — А меру ответственности можно узнать ещё на собеседовании с помощью специальных тестов. С другой стороны, всегда виновато и руководство, потому что часто не проверяет, в каком состоянии человек выходит на работу. Следует проводить ежедневные осмотры. И если человек пришёл после ночной гулянки или же у него плохое самочувствие, следует срочно вызывать людей из кадрового резерва».

Отказываться от больничного — безответственность

К сожалению, в российской практике не редкость, когда за руль садятся пьяные водители. Предварительно перед маршрутом следует проводить осмотры. Оптимальный вариант — прописать в должностных инструкциях правило, согласно которому, работнику нельзя ночью посещать увеселительные заведения и употреблять алкоголь, если предстоит утренняя смена. «Следует проверять людей на линии, — продолжает Наталья Семикова. — Это чья-то человеческая халатность. А вот проверить, с каким настроением человек вышел на работу, — нереально. Может быть, ему невыгодно брать больничный, — он выпил таблетки и пошёл на смену. Человеку выгодно работать — и он идёт зарабатывать. Это общемировой принцип: когда выпиваешь таблетку и идёшь на работу вместо того, чтобы взять больничный». Люди стали избегать брать больничные: все стремятся заработать, боятся потерять премиальные.

«Это халатность и безответственность человека. Эпидемии в коллективах случаются в том числе по вине таких сотрудников, — говорит Ольга Григорьева. — Человек не берёт больничный, приходит на работу в больном состоянии и заражает других людей».

«Если человек отвечает за здоровье других, нужно ещё перед его трудоустройством проводить тесты на состояние его здоровья, в том числе и психического, — говорит Директор по развитию ключевых клиентов Группы компаний «Лоцман» Татьяна Степанова. — Допустим, руководитель группы погрузчиков каждое утро проводит тесты всех сотрудников: выспались ли они, как они себя чувствуют. Можно в рамках трудового договора прописать, что если человек плохо себя чувствует, то он обязан предупредить об этом своего руководителя. Если человек отвечает за жизнь других людей, нужно прописать в должностных инструкциях, что он обязан предупредить о своих проблемах со здоровьем. А о заболеваниях следует узнавать ещё на собеседовании. Эпилепсия, нервные срывы, припадки, хандра, склонность к депрессиям — эта информация должна быть известна работодателю». В некоторых случаях будет эффективно использовать детектор лжи. Хронические заболевания также следует выявлять заранее. При приёме такого рода сотрудников на работу следует брать медицинскую справку, оформлять на каждого из них медицинскую книжку. Это планомерная, регулярно ведущаяся компанией работа.

Владислав Лапинский