КОЛЛЕГИ СЧИТАЮТ ПОМОЩНИКА ШЕФА ПОДХАЛИМОМ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Именно личный помощник директора имеет доступ в его приёмную. И может не пустить туда коллег. Он в курсе его настроения. Часто директор именно у него спрашивает о внутренней ситуации в коллективе: кто с кем или против кого дружит. В итоге коллеги часто начинают считать помощника начальника подхалимом, который всеми силами старается завоевать симпатию начальника, стать его любимчиком и получить таким образом власть. Отсюда в коллективе складывается предвзятое отношение к этому человеку: его часто не любят.

Не сплетничайте и не конфликтуйте!

«Это очень неоднозначная тема. То, что делает помощник директора, со стороны может выглядеть в глазах его коллег как подхлимаж, а на самом деле это совсем не так, — говорит психолог, бизнес-тренер Евгения Чернышёва. — Если главная задача помощника — облегчать руководителю жизнь, то ему надо брать на себя часть его задач и «разруливать» мелкие конфликты, не нагружать его лишней информацией. И при этом надо действовать в рамках оговорённых инструкций и тех полномочий, которые ему даны. Если помощник будет всё время конфликтовать с руководителем, то никакого дела и помощи не будет». То есть коллеги могут попросить войти к нему в кабинет, чтобы решить вопрос, но он не может их туда пустить, так как действует в определённых рамках. Или же помощник знает, что сегодня начальник в плохом настроении и его лучше не беспокоить. Но сотрудникам кажется, что он специально не допускает их к телу, хотя на то есть объективные обстоятельства. Им же начинает казаться, что он специально единолично втирается к нему в доверие. Личный помощник поэтому и помощник, потому что делает то, что нужно руководителю. Априори личный руководитель берёт в помощники того, с кем ему комфортно работать. Только такой человек и задержится на такой работе.

«Если же человек действительно ведёт свою игру, распространяет сплетни, слухи о коллегах, стараясь быть самым лучшим, то это уже совсем другая ситуация, — продолжает Евгения Чернышёва. — Но очень часто со стороны может казаться, что у руководителя и помощника слишком хорошие и близкие отношения. Тем более это распространено в завистливом женском коллективе». Коллективы везде разные, корпоративные культуры разные, руководители имеют разные личностные особенности. Да и помощники разные. Точно одно — помощник должен чётко, грамотно выполнять свою работу и всячески демонстрировать, что он не «сдаёт» сотрудников, не наушничает и не плетёт интриги, что всегда в коллективе воспринимается очень плохо. Если помощник не будет выполнять своих задач, то он не будет помощником и его просто уволят.

Как демонстрировать свою приверженность руководителю и при этом не слыть подхалимом? Хороший помощник часть решения мелких проблем берёт на себя. И до руководителя некоторые моменты просто не доходят: некоторые стычки в коллективе, нестыковки, когда кто-то что-то не вовремя сделал или не так понял. Хороший помощник не докладывает руководителю обо всех моментах. Если же помощник будет докладывать о конфликтах между коллегами, открывать корпоративные тайны, — им быстро станет это известно. В каком виде он это доложил, никто не слышал и никто не знает, поэтому часто в негативной ситуации винят именно помощника начальника. «Грамотный помощник не грузит руководителя лишними проблемами, так как иногда не доводит до руководителя все мелкие неувязки или «ляпы» сотрудников, — комментирует Евгения Чернышёва. — Не ошибается тот, кто ничего не делает. Всякие мелочи случаются, но не обязательно обо всём докладывать руководству. Если ты проблему решил и она ни на что не влияет, это не стоит внимания руководителя, то не надо о ней докладывать». Успешные помощники понимают, что их задача — освободить время руководителя и не нагружать его всякими мелочами. Не вмешивать его в ситуации, которые можно решить и без него. Плохой помощник — это тот, который докладывает руководителю буквально обо всём: кто и что сделал не так, кто куда опоздал и что сказал. Это самый негативный вариант. Таких секретарей и помощников директоров сотрудники не любят! И умные руководители такие вещи не приветствуют у себя в компании, потому что это разрушает коллектив.

Лучше всё скажите сами!

«Негативная, как и позитивная, информация всегда субъективна. Нет объективного мнения насчёт того, почему вы не понравились коллегам», — говорит генеральный директор интернет-сервиса Telefacer.com Глеб Тертычный. Итак, у вас были адекватные отношения с коллегами. Но в определённый момент вы заметили, что их отношение к вам стало менее доброжелательным. Каким бы замечательным ни был коллектив, всё равно возможны ситуации, когда кто-то начнёт неадекватно оценивать ваши действия и вас самого. И иногда своими несправедливыми, надуманными оценками ваши коллеги спешат поделиться с другими. Что же делать, если коллектив начал считать вас подхалимом, который выслуживается у начальства?

1. Выясните, что именно про вас наговорили — что стало причиной таких слухов: какой ваш поступок. Или поведение в целом?

Итак, проясните ситуацию. Соберите максимально возможное количество информации о том, что о вас говорили. Помните, что ваша цель — не наказать виновных, а прояснить ситуацию. Только имея на руках картину возможных претензий к вам, вы сможете сформировать контраргументы.

2. Подготовьте аргументы

Не давайте волю эмоциям. Ваша аргументация должна быть чёткой, немногословной и малоэмоциональной. Демонстрируя раздражение, гнев, обиду, вы подпитываете недоброжелателей. Перед разговором войдите в состояние спокойной рассудительности. Кому-то для этого будет достаточно нескольких глубоких вдохов, кому-то — 10-минутной прогулки быстрым шагом или чашки чая. Ваша основная задача — аргументированно доказать, что вы действуете в рамках своих должностных инструкций. И ваша цель — служить руководству, а это иногда означает, что вы не можете быть на стороне своих коллег, так как ваша профессиональная задача — другая.

3. Поговорите с коллегами или зачинщиком слухов начистоту

Игра с открытым забралом — лучший контраргумент интригам и домыслам. Открыто обсудите ставшую известной информацию в беседе с коллегами, а не распускайте о себе «позитивные слухи», стараясь исправить ситуацию. Самое сложное — это начать разговор. «Вы можете сказать, что услышали, что кто-то считает вас «подхалимкой», — советует коуч, бизнес-тренер Денис Родионов. — Вам ясно, что это слухи, но вы хотели бы обсудить эту ситуацию с коллективом, чтобы исключить любое недопонимание. Ваша конечная цель — возможность дальнейшего результативного сотрудничества, а не только спасение положительного имиджа». На этот разговор можно вызвать людей официально — попросить поговорить во время обеда, например.

4. Обсудите реальные перспективы налаживания отношений

Выложив свои аргументы, спросите у коллег, есть ли у них какие-либо пожелания или критические замечания относительно вашей работы. Данное обсуждение — это не оправдание, а честное обсуждение ваших достоинств и недостатков. Оно спровоцировано внешними обстоятельствами, но скажите, что оно может и должно стать этапом на пути повышения результативности вас и вашей команды и налаживания отношений.

5. Не мстите

Завершив расстановку точек над i, не поддавайтесь соблазну отомстить своим обидчикам. Не уходите в интриги. Сделайте лишь определённые выводы. Будьте результативны и профессиональны: в глазах руководства это лучшая защита от любых наговоров и сплетен.

6. Сохраните отношения

Если коллеги приняли ваши доводы, важно поддерживать эти отношения доверия. Чтобы у недоброжелателей не было ни малейшего шанса вам навредить, вы должны продолжать поддерживать с начальником открытые отношения. «Не льстите начальнику, но выполняйте свою работу честно. Будьте профессионалом!» — говорит специалист по управлению персоналом, бизнес-тренер, психолог Галина Сорокоумова.

Не стремитесь стать любимчиком начальника!

Часто коллегами кажется, что вы — любимчик начальника, ведь вы ближе всего к его телу. Вы можете не пустить в приёмную. Именно вы доносите ему информацию и знаете его настроение. Если у вас репутация «любимчика» начальника, это может не нравиться коллегам. «Стремящиеся стать любимчиками хотят получить некую фору в сфере отношений, — рассуждает коуч, бизнес-тренер, психолог, телеведущая передач «Кадры решают всё» и «Как выжить в офисе» на телеканале «Успех» Татьяна Мужицкая. — Привилегии можно получить, только имея хорошие отношения с руководством. Да к тому же если вы — помощник директора. Следующая привилегия — влияние в коллективе. Но не забывайте, что всё зыбко: сегодня ты — фаворит, а завтра, после пары ошибок, — изгой». И вас не любит ни начальник, ни коллеги. Вторая мотивация. Быть любимчиком — это значит демонстрировать особый статус — быть «серым кардиналом». Таким образом люди, и в частности, помощник начальника, удовлетворяют стимул к власти. Они также имеют доступ к ресурсам. И для многих людей стремиться к роли «незаменимого», «правой руки» — это предел мечтаний.

Есть ещё один мотив, по которому люди хотят стать любимчиками. Есть особая категория сотрудников — «достиженцы». Они работают на самосовершенствование. Для них руководитель часто выступает в роли суперспециалиста. И они хотят попасть в «любимчики» в том смысле, что им очень важны похвалы от него. Они будут лезть из кожи вон, чтобы получить от него признание. Руководитель может ставить такого человека-трудягу, своего «любимчика», в пример другими сотрудниками. И тогда коллеги действительно начинают тихо ненавидеть такого помощника директора.

Ещё одна причина стремления занять помощником шефа позицию «любимчика»: некоторые люди используют это как подход к ресурсу. Это карьерные манипуляции с мотивом власти. Совет помощникам следующий: если вы хотите стать любимчиком, то сначала разберитесь, зачем вам это надо, — обозначьте цели по отношениям и цели по задачам. Когда определитесь, — задайте себе вопрос: «А обязательно ли для этого стремиться в любимчики?» «Но если у вас только один вариант — вы непременно хотите ради достижения цели стать «любимчиком», то не стоит этого делать, так как это очень опасно. Вы можете иметь всё, и в один день всё потерять», — предупреждает Татьяна Мужицкая. Самый эффективный путь — профессионально и личностно расти. И тогда вам не надо будет рваться в фавориты.

Причастник, властник, достиженец и избегатель

Понять мотивы поведения личностей можно исходя из работы по мотивации американского психолога Дэвида Кларенса Макклелланда, который делит людей на четыре типа: причастник, властник, достиженец, избегатель. Соотношение их между собой: цель, средство, инструмент и контекст. Если начальник — человек властный, то есть он относится к категории властника, то его цель — увеличение личностного влияния. И в качестве средства, как и любой властный человек, он использует интриги. Для этого он привлекает своё обаяние, хорошо коммуницирует, выстраивает между собой и набивающимся к нему в любимчики «особые» отношения. Он, как настоящий интриган, с увлечением играет в игру «кто кому должен».

Кто такой достиженец? Достиженец — это эксперт-одиночка. Его основная мотивация — чтобы всё работало, то есть он живёт интересами дела. Следующая категория — избегатели. Мотив избегания проблем, конфликтов может быть у каждого из нас. Он может быть и у причастника, — и тогда причастник ищет себе самого сильного хозяина. Он может быть и у властника, — тогда властник пускается в интриги, чтобы убрать своего конкурента. Мотивация избегания проблем может быть и у достиженца. Если же человек постоянно старается избегать проблем, как избегатель, мы получаем саботажника, который, кстати, может быть «любимцем» начальника, так как, как он — отличный психолог. И может создавать видимость профессиональной работы.

Служить делу или человеку?

Часто «любимчиком» директора становится его помощник, его правая рука. Какого помощника предпочитает себе заводить начальник? Исходить надо из того, кем является сам начальник. Если он достиженец, то он возьмет себе в помощники либо такого же достиженца, как он, который любит получать и давать критику. Либо молодого и талантливого полуфабриката, из которого он, как из полена, выправит Буратино. Если он является властником, то возьмёт причастника, который будет молча работать, добросовестно выполняя все поручения. «Властник не возьмёт в помощники достиженца, так как тот может высказать в глаза правду-матку, которую властник не любит. Он для себя самый умный, красивый — и все должны его принимать именно таким», — комментирует псхолог, бизнес-тренер Олег Зобнин. Властник не возьмёт себе в помощники другого властника, так как тогда они не поделят сферу влияния. Следующий важный фактор — распространение влияния на окружение. Таким образом, хорошим помощником, «любимчиком» является причастник-властник — это слуга, адъютант, секретарь. Ему важна власть ради причастности к какому-либо делу, начальнику, компании. Причастность для такого человека — ценность, а власть — средство.

Существует два типа хороших помощников, у которых со временем есть большие шансы стать «любимчиками» — незаменимыми личностями. Первая характеристика такого человека — это когда личное влияние, технологии, результаты, идут в общий котёл. Один тип помощника служит конкретному начальнику, другой — общему делу. Этот помощник, или «любимчик», может выполнять роль слуги, или помощника, или самурая по убеждениям. А причастник-властник — это личный секретарь, помощник, который начальнику и чай принесёт, и расскажет последние новости и слухи в компании, — такой человек служит конкретному человеку. И он всё нахваливает своего шефа, считая его великим человеком. Такой типаж особенно не любят и не уважают коллеги. Каждый типаж личности выявляется с помощью специальных тестов.

Вам хочется быть «любимчиком» начальника? Имейте в виду, что велика вероятность испортить отношения с коллегами! Стоит ли тратить на этой силы, время, которое можно пустить на профессиональное развитие?