Джеймс Дайсон: «Я определённо не бизнесмен, потому что сфера моих интересов — не бизнес, а инженерия».

Основатель компании Dyson Джеймс Дайсон — всемирно известный изобретатель и индустриальный дизайнер. В его компании работает более 4 000 человек по всему миру. При этом Дайсон продолжает нанимать молодых инженеров, так как считает, что ему нужны свежие головы, готовые к новаторским идеям, а не обременённые опытом и не готовые рисковать ветераны. В компании поддерживается творческая, почти студенческая атмосфера, которая способствует появлению новых идей. А самое главное — здесь никто не боится ошибиться. Приветствуется любая точка зрения, за просчёты сотрудников не карают. Ведь, по мнению Джеймса Дайсона, достичь чего-то можно только учась на своих ошибках. Компания Dyson выпускает инновационные уникальные приборы, а сам изобретатель демонстрирует новые способы руководства.

Во имя инноваций

Бытует мнение, что инновации и коммерческая безжалостность являются взаимоисключающими понятиями. Изобретатели, мол, должны быть либеральными, мечтательными, погружёнными в творчество настолько, чтобы не думать о стратегическом планировании и рентабельности. Однако всемирно известный изобретатель Джеймс Дайсон доказал, что две стихии — творчество и жёсткий бизнес-подход — могут сосуществовать, когда в 2003 году принял непопулярное решение сократить 600 рабочих мест в английском Мальмсбери и перенести производство пылесосов и стиральных машин в Малайзию. Получив порцию критики от национальной прессы и местных жителей, Дайсон доказал, что этот шаг был оправдан, так как за год компания удвоила свою прибыль. «В конце концов, — сказал Дайсон, — вы не построите бизнес с оборотом 277 миллионов фунтов за 10 лет, если не будете обладать здравым смыслом и принимать жёсткие решения».

Положительный результат непопулярных решений оказался в том, что Дайсон смог выделить больше денег на исследования и разработки, которые и являются его истинной страстью. Почти два десятилетия существования компании Дайсон пытается сформировать идеальную среду для инноваций. Он стремится к созданию слегка студенческого духа в компании. Чтобы сегодняшние сотрудники чувствовали то же, что и он в 1996 году с шестью единомышленниками с инженерного факультета Королевского колледжа искусств. Его главный принцип: все люди в компании должны ощущать себя пионерами, первопроходцами. «Мы были одержимы идеей делать что-то радикально иное, создавать более совершенные технологии и проектировать лучший продукт. Это было в нашей крови, — утверждает Дайсон, — и теперь я хочу заразить этим других».

И ему это удаётся: средний возраст сотрудников компании — 26 лет, и компания находится в постоянном поиске новых выпускников, жаждущих что-то создавать. Дайсон стремится брать на работу именно молодых людей, не отягощённых багажом опыта, — тех, кто всегда готов попробовать что-то новое, кто не заражён опытом ведения чужих дел. «Я считаю, что опыт не является необходимым условием успеха. Даже наоборот, опыт может сослужить вам плохую службу. Ведь он говорит вам лишь о том, что работало в прошлом».

Дайсон негодует только по одному поводу: более половины выпускников британских вузов хотят работать в рекламе или СМИ. А вот спроса на профессии инженера или конструктора практически нет. Дайсон размышляет: «Все мы рождаемся с творческой искрой — любой ребёнок обожает придумывать, он не выносит скуки и стремится открывать новое. Впоследствии его креативность душат школа и общество. Вузы, которые готовят дизайнеров, выпускают неплохих специалистов, но авантюрных личностей, которые готовы увидеть новую реальность в повседневности, среди них нет. Традиционно только в военное время начинается реальное развитие конструкторского дела, поскольку возникает госзаказ. А в мирное время инженерия — удел одиночек-энтузиастов».

Дайсон не их тех руководителей, которые совершенно оторваны от рабочего процесса. Самое важное, что нужно сделать для поощрения инноваций, считает он, — это проводить время не в стеклянном офисе, а в мастерских среди инженеров. Это делается не для того, чтобы контролировать их работу, словно полицейский, а для того, чтобы помочь им создать действительно творческие вещи. Дайсон отмечает, что контроль над системой управления тоже важен: структура стимулирует, расписание заставляет работать. Порядка в работе можно достичь с помощью указания сроков и этапов, схем и различного оборудования. «Но это не поможет, если вы намерены создать инновационный продукт. Что здесь действительно важно — смелость рисковать, ошибаться и быть высмеянным». Сотрудники Дайсона должны не бояться делать что-то не нормальное или безумное, поэтому Дайсон и проводит время в мастерских, чтобы поддержать в них это стремление.

Такому отношению бизнес обычно сопротивляется, но практика показывает, что не боящиеся рисковать предприниматели часто становятся руководителями самых инновационных компаний. «Я предполагаю, что помогает то обстоятельство, что компанией руководит проектировщик и инженер, для которого управлять большой компанией не является самоцелью. Как бы странно это ни звучало, но я никогда отчаянно не стремился заработать слишком много денег». Вместо того, богатство приходит к Дайсону от изобретений и на данный момент составляет около 800 миллионов фунтов стерлингов.

Тот не ошибается, кто ничего не делает

Когда Дайсон создавал пылесос, ему пришлось сделать 5 127 прототипов. То есть 5 126 попыток были неудачными. Этот же путь он предлагает своим инженерам. «Никогда не переставайте пытаться. Путь к успеху лежит через множество провалов». Ошибки словно краеугольный камень компании Дайсона. Он призывает совершать ошибки, так как благодаря им можно узнать много нового.

Несмотря на то, что в компании внедрена Система автоматизированного проектирования (CAD), инженеры всегда вначале делают наброски от руки и грубые прототипы из картона, изоленты, пластилина, ПВХ и МДФ. Однажды в программе Newsnight с Джереми Вайн Дайсон даже провозгласил, что хотел бы сократить количество компьютеров в своей компании наполовину. Он объяснил это так: «CAD является абсолютно блестящим изобретением, но действительно хорошие инженеры всегда должны рисовать от руки в первую очередь. Иногда лучше действовать по наивности и быть готовым сделать ошибку, вместо того чтобы пользоваться информацией, в которой вы не нуждаетесь». CAD, по мнению Дайсона, позволяет увидеть часть изображения, а инженеры должны видеть то, что делают другие, их эскизы и масштабные чертежи.

В инженерных отделах можно увидеть, как люди толпятся вокруг огромных фиолетовых таблиц, работают коллективно или по отдельности. Лишь треть сидит за компьютерами. Остальные — вовлечены в обсуждение и взаимодействие, спорят, как сделать правильно. «У нас очень открытый отдел исследований и разработок, все сотрудники видят, над чем мы в данный момент работаем. Это не очень хорошо с точки зрения защиты от промышленного шпионажа и всего такого, но я обнаружил, что это здорово подхлёстывает в людях энтузиазм».

Дайсон также сторонник чехарды и частых перестановок сотрудников из одной команды в другую. «Работники не всегда любят делать это, потому что они хотят стать полноправным владельцем своей идеи. На следующий день они могут выглядеть мрачно. Но через два или три дня они ходят с улыбками, наслаждаясь новыми перспективами. Это не приходит естественно, но, если вы делаете такие перестановки, это идет на пользу всем». Размеры команд также гибкие и неравномерные: от трёх до сорока человек на отдельных проектах.

Вопрос собственности, тем не менее, актуален. Независимо от того, какие идеи приходят в голову сотрудникам, в любом случае они принадлежат компании. Инженеры не получают огромных гонораров, но документально всегда причислены к изобретателям. Дайсон стимулирует сотрудников с помощью схемы бонусов, основанной на прибыли. Каждый в компании согласен с этим принципом, потому что компания производит совершенно новый продукт, а это всегда является немалым риском. Инженеры понимают это лучше остальных. «Хотя, — признаётся Дайсон, — я полагаю, что если бы их спросили, то они бы не сказали, что чувствуют себя в полной безопасности, работая на Dyson».

О стиле руководства Дайсона никто не скажет лучше его самого. Когда в интервью для Business Week у него спросили, каким руководителем он является, Дайсон ответил: «Довольно ужасным. Беда в том, что я просто не заинтересован в вопросах руководства. Мне интереснее работать с группой творческих людей, создавать какой-то новый продукт. Но это не управление в традиционном его понимании. Я делаю то, что мне нравится, и, учитывая, что большинство сотрудников всё ещё со мной, я всё делаю правильно. Если у кого-то есть оригинальная идея, которая звучит довольно странно, её нужно учитывать и работать над ней. Мы не держим технических специалистов, у нас работают инженеры, которые создают собственные прототипы и оборудование. Моя задача здесь — позволить им опробовать свои идеи, сделать их вовлечёнными. Вот что действительно важно! Быть среди творческих людей, испытывать то, что испытывают они, — это имеет решающее значение для меня!»

* Джеймс Дайсон — разработал первый в мире циклонический пылесос G Force, вентилятор без ротора и лопастей. Разработанные компанией Дайсона сушки для рук славятся тем, что высушивают руки за 10 секунд. Компания Dyson имеет более 1 300 патентов, и свыше 300 заявок на патенты различных изобретений.

Я — я

ИСТОЧНИКИ:

1. http://hbr.org/web/2010/07/dyson2

2. http://startups.co.uk/james-dyson-dyson/

3. http://www.indeed.com/cmp/Dyson/reviews

4. http://www.businessweek.com/articles/2014-01-09/ask-a-billionaire-james-dyson-on-his-management-style

Подготовила Наталья Яковлева