Готовите сани летом: отпуск

Александра Зенирова

Отпуск не за горами, и мысли всё чаще и чаще уносят нас на берег с белоснежным песком, голубым морем и ласковым солнцем… Какая уж тут работа! Так и хочется заглянуть на сайт с предложением горящих туров, почитать отзывы о стране, отеле, проложить маршрут знакомства с историческими достопримечательностями. За этими приятными сердцу занятиями мы с лёгкостью забываем о рабочем процессе и сломя голову несёмся в последний рабочий день домой собирать чемоданы, забыв передать дела.

И тут начинается следующая история: счастливец собирает чемоданы и пребывает в благостных мечтах, в то время как коллеги вынуждены подхватывать и продолжать дела.

Передача дел на время отпуска или отсутствия сотрудника по иной причине — процедура, которая должна войти в обязательные рабочие процессы каждого, поскольку именно эта замечательная привычка «достойно уходить» позволит избежать стрессовых ситуаций как у клиентам (внешним и внутренним), так и сотрудникам. Задача руководителя — разработать процедуру передачи дел и контролировать её соблюдение, показывая личный пример.

Хочу поделиться своим опытом по разработке и внедрению процедуры приёма-передачи дел. Работа над проектом в нашей компании начинается тогда, когда мы осознали, что:

  • у нас есть «дефект», мешающий нам выполнять наши обязанности без излишних стрессов;

  • найденный «дефект» может быть устранён;

  • устранение «дефекта» согласуется с принципами и целями компании.

Выявленная проблема облекается в электронную форму и направляется на рассмотрение человеку, держащему в своих руках всю информацию по портфелю изменений, по бюджетам на изменения и планы компании на ближайший и долгосрочный периоды. Данный сотрудник проводит анализ возможности и целесообразности проведения мероприятий, направленных на устранение выявленного «дефекта» в настоящее время, и выносит свой вердикт. В случае если вердикт отрицательный, то проект уходит в портфель под названием «реализовать в последующем», а при положительном ответе мы начинаем работу без промедлений.

В нашем случае нам дали зелёный свет, поскольку проект мог быть решён без привлечения дополнительных средств своими силами в короткий период.

Работу над проектом мы начали с формирования команды проекта. Для этого мы используем информационную рассылку, где описываем цели проекта и приглашаем принять в нём участие. Как правило, для участия в проекте мы собираем команду из 5–7 человек в зависимости от объёма работ, которые необходимо будет выполнить.

После того как команда набрана, мы назначаем дату и время проведения рабочих встреч по нашему проекту (здесь нам помогает OutLook).

На первой рабочей встрече заполняем паспорт проекта, где подробно описываем:

  1. цели проекта (чего конкретно мы сможем добиться, реализовав наш проект);

  2. способы реализации (каким путём мы пойдём при реализации проекта);

  3. роли участников (руководитель проекта отвечает за выполнение проекта, распределяет задачи, участник проекта принимает участие в обсуждении, выполняет задачи);

  4. результаты проекта (как правило, это формы документов, которыми мы сможем пользоваться для выполнения и контроля процесса);

  5. параметры оценки процесса (по каким критериям мы поймём, что процесс идёт хорошо и работы выполнены).

В нашем случае паспорт проекта выглядел следующим образом

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цели проекта: обеспечить стабильное выполнение компанией взятых перед клиентом обязательств.

Способ реализации: обеспечить стабильную передачу дел при отсутствии сотрудника при помощи процедуры приёма-передачи дел.

Роли проекта:

Руководитель проекта: Иванова П.Р.

Участники проекта: Сидорчук Е.Т.

Тимофеева Л.Д.

Матвеева К.Б.

Тихонова С.Н.

Результаты проекта:

  1. схема бизнес-процесса по передаче дел;

  2. шаблоны документов: акт приёма-передачи дел;

  3. доработка программы 1С по внедрению разработанных шаблонов;

  4. инструкция по работе в программе 1С по реализации процесса приёма-передачи дел;

  5. информирование сотрудников о внедрении нового процесса.

Параметры оценки проекта:

  1. дела отсутствующего сотрудника распределены между коллегами;

  2. планомерное ведение клиентов (нет рекламаций клиентов по отсутствию дел по проекту в отсутствии их менеджера);

  3. выполнение мероприятий по работе с клиентом согласно графику.

График проекта:

Дата

Мероприятие

Документ

Ответственные

01.02.2014

Фиксация существующего процесса передачи дел

Схема процесса передачи дел «as is» (как есть)

Сидорчук, Тимофеева

04.02.2014

Рабочая встреча по анализу существующего процесса передачи дел.

Схема процесса передачи дел «как должно быть»

Перечень мероприятий для оптимального функционирования.

Перечень шаблонов документов

Все участники проекта

08.02.2014

Разработка шаблонов документов по приёму-передаче дел на время отсутствия сотрудника

Акт приёма-передачи дел

Все участники проекта

12.02.2014

Рабочая встреча по формированию ТЗ на внедрение электронной формы для 1С

ТЗ по электронной форме акта приёма-передачи дел

Все участники проекта

20.02.2014

Пилотное тестирование формы приёма-передачи дел

Бланк с рекомендациями и затруднениями при работе с программой

Все участники проекта

25.02.2014

Рабочая встреча по формированию инструкции по работе с электронной формой приёма-передачи дел

Инструкция по работе с программой 1С – приём-передача дел

Все участники проекта

30.02.2014

Информирование сотрудников о внедрении новой процедуры. Доработка должностных инструкций

Информационное письмо

Внесение изменений в должностные инструкции

Руководитель проекта

В начале работе над нашим проектом (формирование схемы процесса «как сейчас есть») мы обратили внимание на то, что основные проблемы возникают из-за того, что сотрудник, покидающий на некоторое время рабочее место, не передаёт всю необходимую информацию своим коллегам. Клиенты остаются брошенными, и при необходимости ни один сотрудник не может дать вразумительного ответа на вопрос клиента. Сотрудникам приходилось экстренно звонить отпускнику, «выуживать» информацию, в то время когда клиент вынужден был ждать часы, а иногда и дни (ведь в отпуске мы забываем про телефон).

Мы провели опрос среди сотрудников с целью выявления перечня и количества необходимой информации, а также наиболее удобного способа её получения. В результате пришли к выводу, что нам нужно будет вводить план работ на неделю, где будет указано, что и когда следует сделать, а также участники данных мероприятий.

Так для отделов продаж нам нужно было сделать Календарь мероприятий, который автоматически наполнялся информацией о клиентах и проведённых мероприятиях.

Например, менеджер Молодцов ведёт 200 клиентов, среди которых 50 % — клиенты группы А (наиболее важные и ценные), 25 % — клиенты группы В (клиенты, производящие закупки средней величины), и 25 % — клиенты группы С (клиенты, которые находятся в разработке).

При работе с каждой группой клиентов в компании предусмотрен перечень обязательных мероприятий, как то: личная встреча, проведение презентации, звонок, выставление коммерческого предложения, заключение договора, согласование документов, согласование цены и прочее. Также указаны ориентировочные сроки проведения данных мероприятий: первый звонок; через 3 часа на электронную почту должны быть направлены прайс-лист и коммерческое предложение; через 3 дня — личная встреча и презентация; через 7 дней — согласование документов и т. д. Конечно, сроки не всегда выдерживаются, и тому бывают объяснения, но в целом наличие сроков помогает менеджерам формировать план рабочего дня.

Так, утром они занимаются согласованием документов, затем проводят поиск новых клиентов, отправляют прайс-листы и коммерческие предложения, согласовывают цены, выставляют счета.

При работе с каждым клиентом сотрудник оставляет пометки, что уже сделано, и формирует план мероприятий на будущее.

Таким образом, мы увидели, что при отсутствии сотрудника следует:

  1. перераспределять его клиентов среди коллег;

  2. открывать коллегам Календарь событий на прикреплённых к ним клиентов.

Практически то же самое происходило и в обслуживающих отделах:

В бухгалтерии сделали план проведения расчётов и выплат зарплат и налогов, посещения инспекций (если таковые были необходимы), в отделе рекламы сделали план работ по выпуску рекламы и работы новостной ленты и т. д.

Одной из основных функций секретариата было собирать информацию по тому или иному решению или приказу, оказывать визовую поддержку, организовывать встречи зарубежных гостей. Соответственно, секретари работали с Календарем событий, к которому была привязана некая база контактов: визовые центры, аэропорты, личные менеджеры у туроператоров и прочее.

Секретари прикреплялись к руководителям и занимались планированием рабочего дня. При подборе на работу мы сразу оговаривали следующую особенность: отпуск у секретаря в тот же период, что и у его руководителя. В случае если семейные или иные обстоятельства препятствовали синхронному отдыху, то сопровождение руководителя перекладывалось на старшего секретаря.

Также мы предусмотрели вариант, когда сотрудник покидает компанию не на некоторое время, а на постоянной основе, то есть увольняется.

Исходя из имеющейся информации, мы стали формировать перечень изменений, позволяющих стабилизировать процесс оказания услуг (внешним и внутренним клиентам) при временном отсутствии сотрудника.

В нашем случае мы сделали следующие документы: Календарь мероприятий, Акт приёма-передачи дел (форма необходима для отдела персонала и используется в случае увольнения сотрудника).

На очередной рабочей встрече мы обсудили объём прав по работе с данными документами у разных категорий сотрудников (руководитель, ведущий специалист, специалист). Руководителя мы наделили всеми полномочиями: просмотр всей информации, остальные сотрудники могли видеть только ту информацию, которая была по их клиентам и запланированным мероприятиям.

Разработанный нами Календарь событий имел следующий вид:

15 августа 2014 года

Время

Мероприятие

Место

Участники

Задача

9.00

Рабочая встреча «Формы отчётов»

Кабинет №26

Иванов

Петров

Колесов

Маликов

1.Разослать информационные письма 13.08.2014 участникам встречи.

2. Выяснить объём выполненных работ по предыдущей встрече (протокол рабочей встречи от 01.08.2014)

9.30





10.00

Заказать билеты до Вены

Агентство «Отдых»

Менеджер Лариса Дачина

2 билета бизнес-классом на утренний рейс на 30.08.2014. Авиакомпания — предпочтительно «Аэрофлот»

Поля «Место» и «Участники» мы сделали «кликабельными». При нажатии на данное поле можно выбрать внутренних или внешних участников, а далее попасть в список либо сотрудников компании с их контактами, либо внешних контрагентов, где открывается карточка контрагента с его названием, адресом, контактами, банковскими реквизитами.

Такая форма позволила нам наладить планирование работ и держать списки контрагентов в актуальном состоянии.

В завершении нашей работы мы получили следующий формализованный процесс:

Сотрудник

Руководитель

Отдел персонала

Генеральный директор

Бухгалтерия

  1. Написать заявление на отпуск (форма 14-24), согласно графику отпусков (форма 14-23)

  2. передать заявление на подпись руководителю

 

 

 

 

 

3. Рассмотреть и завизировать заявление.

 

 

 

 

 

4.Зарегистрировать заявление в журнале входящей корреспонденции (форма 14-01)

5. Свериться с графиком отпусков

6. Подготовить приказ на отпуск (форма 14-25).

7. Передать приказ на отпуск на подпись генеральному директору

 

 

 

 

 

8. Подписать приказ на отпуск

 

 

 

9. Ознакомить сотрудника с приказом на отпуск в течение 3 дней с момента издания.

10. Передать сведения в бухгалтерию

11. Подшить приказ в папку «Приказы на отпуска»

12. Подшить заявление на отпуск в папку «Основания для приказов на отпуск»

13. Внести запись об отпуске в карточку Т-2

 

 

14. Подготовить к передаче дела

 

 

 

 

 

15. Проконтролировать приём-передачу дел

 

 

 

 

 

 

 

16. Начислить и выплатить отпускные за 3 дня до отпуска

17. Очистить рабочее место.

18. Сделать переадресацию писем на почту сотрудника, ведущего дела на время вашего отпуска.

19. Сдать рабочий мобильный телефон.

 

 

 

 

Вот такой процесс ухода в отпуск получился в нашей компании. Надеюсь, что вам наш опыт поможет стандартизировать этот процесс и сделать его приятным.