Каким же станет бизнес в эпоху 3D принтеров?

«Мобильность вещей»: возвращение промышленного производства в страны Европы и Северной Америки и деиндустриализация Азии

В докладе Аналитического центра при Правительстве РФ было выделено «четыре мобильности», которые могут революционно изменить будущее в среднесрочной перспективе. Третья по счёту была «мобильность вещей», то есть возможность кардинально изменить производство товаров и переместить его предельно близко к потребителю. Делают возможной эту мобильность технологии трёхмерной печати и робототехники.

Массовое распространение трёхмерной печати последних лет, как это ни удивительно, связано не с тем, что мы научились делать устройства для неё. Эта технология доступна уже с начала 1990-х годов. Причина, как это часто бывает, имеет не технологический, а юридический характер: ключевой патент на технологию FDM, наиболее пригодную для массового использования, был выдан в 1992 году и в 2009 году истёк. Как результат, FDM-принтеры стремительно пошли в народ и принесли трёхмерной печати не только известность, но и массовость — пока только среди инженеров, дизайнеров и любителей-умельцев, но это только начало. В этом году кончается патентная защита технологии SLS. Хотя её владельцы и принимают все меры, чтобы ещё немного протянуть свою монополию, — скоро SLS-принтеры будут производиться не только их единственным разработчиком.

Если темп совершенствования технологий останется прежним, то через несколько лет трёхмерная печать сможет создавать качественные и сложные предметы из любых материалов в любой комбинации и по ценам, близким к ценам современного промышленного производства. И с этого момента начнётся множество очень интересных изменений, которые можно назвать второй индустриализацией.

В этой новой индустрии достаточно быстро сложится разделение труда между создателями трёхмерных моделей и операторами трёхмерной печати. Инженеры-проектировщики и дизайнеры будут не столько делать дизайн-проекты на заказ, сколько создавать библиотеки шаблонов товаров, позволяющие их почти неограниченную кастомизацию. А операторы, новые купцы от трёхмерной печати, будут продавать печатные товары. И конкурировать с традиционным производством они смогут очень эффективно: во-первых, предлагая товары на заказ уникальной формы и вида (кто-то сможет получить диван в форме морской раковины, а кто-то захочет унитаз в форме головы начальника), а во-вторых, выиграв в себестоимости за счёт логистики — доставки и склада.

Покупатель получает и индивидуальность, и скорость, и экономию. Экономия будет особенно очевидна на предметах домашнего обихода, где традиционные материалы (керамика и дерево) значительно увеличивают конечную стоимость товара. Допустим, что печатный стол или кресло в сравнении с традиционным аналогом, изготовленным по старинке и прошедшим длинный путь доставки от исходного производителя к потребителю, при том же внешнем виде и ощущениях будет стоить в пять–десять раз дешевле. Тогда традиционная мебель, сантехника и посуда превратятся в нишевые предметы роскоши почти так же быстро, как стала роскошью печатная фотография, которую за 10 лет полностью вытеснила цифровая безбумажная фотография.

В результате через 15–20 лет покупать сантехнику, посуду, игрушки или мебель нового поколения мы будем либо через интернет, либо выбирая в бывших магазинах, которые превратятся в шоу-румы, содержащие только образцы товаров. Трёхмерный печатник будет принимать заказ, обеспеченный цифровой трёхмерной моделью товара, и изготавливать его там, где это целесообразно. Например, посуду может оказаться наиболее эффективным печатать в мастерской печатника вместе с упаковкой и доставлять покупателю с курьером. Громоздкие и сложные в установке предметы домашнего обихода (шкаф, диван или ванну) печатник сможет напечатать непосредственно в помещении клиента, в месте, где они подлежат установке, используя принтеры большого размера, пригодные для быстрой сборки, разборки и транспортировки.

К концу десятилетия 2015–2025 годов количество новых рабочих мест в области товарной трёхмерной печати будет варьироваться от 120 до 300 тысяч. Это будут в основном высокотехнологичные места — дизайнеры трёхмерных объектов, инженеры трёхмерных объектов, операторы трёхмерной печати, техники, обслуживающие установки трёхмерной печати. И это ещё не считая рабочих мест у производителей установок и материалов для трехмёрной печати!

Вот что такое вторая индустриализация. Промышленное производство вернётся назад на свою родину — в страны Европы и Северной Америки, на расстояние одного шага от конечного потребителя. А вот из Азии производство уйдёт, её ждет деиндустриализация.

В странах Восточной и Юго-Восточной Азии, где сейчас сосредоточено производство сантехники, посуды, детских игрушек и мебели, уровень механизации производства этих товарных групп отстаёт от возможностей современной технологии, особенно на этапе сборки. Самые трудоёмкие операции производства обеспечивают гражданам этих стран сотни тысяч рабочих мест, в основном низкооплачиваемых. В течение 2015–2025 годов до 70 % этих рабочих мест могут прекратить существование.

Где же место России в этом новом трёхмерном мире? Пожалуй, эта ситуация нам в целом выгодна. Великая реиндустриализация приведёт не только к созданию новых рабочих мест, но и к производству на экспорт цифровых моделей товаров. Мы вполне можем ворваться на этот рынок и стать поставщиками новых фантастических дизайнов и устройств в цифровой форме для всего мира.

Источник: http://slon.ru/biz/1136933/