Во всех ли сферах проявляются различия культур?
Культура – часть идентичности человека, поэтому культурные различия действительно определяют поведение человека практически в любых социальных ситуациях, начиная от бытовых и заканчивая профессиональными. Культурные особенности определяют то, как мы позиционируем себя, выстраиваем общение и отношения с другими людьми, ведем дела.
В чем конкретно проявляются различия в фундаментальных представлениях разных культур и с чем они связаны?
Огромнейшее многообразие существующих в мире культур достаточно сложно объединить в общую типологию. Наиболее удобную классификацию предложил социолог Ричард Льюис — все страны можно расположить на осях треугольника, вершинами которого будут три главных типа культур: моноактивная, полиактивная и реактивная.
Каждый из типов культур опирается на свои базовые ценности:
A) Моноактивные культуры (США, Великобритания, Германия и др.)
-
Ориентация на задачу и получение информации;
-
Разделение социального и профессионального;
-
Твердо установленная повестка дня;
-
Ориентация на работу;
-
Бесстрастность;
-
Официальность (правила, рамки, стандарты);
-
Рациональность;
-
Логика;
-
Пунктуальность.
B) Полиактивные культуры (Россия, Италия, Испания, Латинская Америка и др.)
-
Ориентация на эмоции, личностное общение;
-
Ориентация на людей;
-
Эмоциональность;
-
Межличностное общение — лучшая форма инвестиции времени;
-
Личное и профессиональное смешивается;
-
Все связано со всем;
-
Необходим сильный лидер.
C) Реактивные культуры (Cтраны Востока, Китай, Япония и др.)
-
Ориентация на сохранение и почитание традиций;
-
Ценности — терпение, уважение, внимание, смирение;
-
Ориентация на прошлое;
-
Сохранение традиций и следование им;
-
Нет стремления к лидерству;
-
Значимость репутации;
-
Важность мнения окружающих.
Какие аспекты этикета могут различаться у разных народов?
Наиболее часто культурные различия проявляются в деловых коммуникациях: переговорах, деловой переписке, выстраивании партнерских отношений. В частности, представители моноактивных культур (США, Германия, Великобритания), скорее всего, будут выстраивать деловые отношения, опираясь на формальные рамки, правила и стандарты. Ведение переговоров будет достаточно прямолинейным, бизнес-интересы будут превалировать над личными отношениями, условия взаимодействия будут прописаны в контракте. Представители моноактивных культур будут проявлять педантичность и пунктуальность: приходить вовремя, следовать договоренностям, общаться формально и ожидать того же от коллег. Личные и профессиональные отношения будут четко разделяться. В таких отношениях не принято делать комплименты, задавать личные вопросы, дарить дорогие подарки. Прикосновения, соблюдение дистанции во время общения строго регламентированы: даже если дверь в офис зарубежного коллеги открыта, это не значит, что в нее можно войти.
Представители полиактивных культур (Россия, Бразилия, Италия, Испания) будут выстраивать деловые отношения с опорой на личные. Решения, как правило, тоже будут приниматься исходя из личных симпатий и антипатий, теплоты отношений, продолжительности общения. Для представителей полиактивных культур важны связи: кого знаешь ты и кто знает тебя. Партнерские отношения у представителей этих культур строятся, прежде всего, на доверии, поэтому очень важно узнать человека поближе, понять его ценности, интересы. В таких культурах принято помногу общаться, совместно с коллегами отдыхать и отмечать праздники. Личное общение считается выгодной инвестицией рабочего времени. Представители этих культур, как правило, общаются тепло и эмоционально, при приветствиях могут обмениваться не только рукопожатиями, но и объятьями и поцелуями. Принято приглашать друг друга в гости, знакомить с семьей.
Реактивные культуры (Страны Востока и Азии, Япония, Китай) достаточно закрыты и полны условностей. Восток – дело тонкое, во многих случаях приходится читать между строк, догадываться, понимать намеки. В этих странах важны, прежде всего, традиции и ритуалы. Реактивные культуры во многом ориентированы на прошлое, характерно иное отношение ко времени, более расслабленное. В бизнес-культуре практикуются опоздания, приняты знаки особого уважения, почтения к старшим, модель делового поведения мужчин и женщин может различаться. Этикет является достаточно гендерным. Важным в этих культурах считается мнение окружающих, деловая репутация на вес золота, именно поэтому представители реактивных культур с особым трепетом относятся к своей репутации и репутации других людей. Во время переговоров вам могут не сказать четкое «нет» – вы должны сами это понять из контекста. Также характерна ориентация на процесс (в сравнении с ориентацией на результат в моноактивных культурах), исполнительность, подчеркнутая вежливость, жесткая иерархия в деловом общении.
С кем русскому бизнесмену общаться легче: славянские народы, скандинавские, англосаксы, арабы…?
Соответственно, россиянам будет легче всего общаться с другими представителями полиактивных эмоциональных культур – из стран Латинской Америки, Бразилии, Аргентины, Мексики, Италии, Испании и т.п.
Национальные стереотипы сильно влияют на межкультурную коммуникацию?
Негативные этнические стереотипы часто встречаются в общественной жизни, они хорошо описаны в анекдотах. В условиях дефицита информации о человеке, незнания его культуры возникает негативный этнический или культурный стереотип – обобщение и заострение определенных черт образа. Это негативно сказывается на общении.
Любые отрицательные мысли и стереотипы о представителях других культур будут неизбежно отражаться в манере вашего общения, тоне, мимике, интонациях. Крайне важным для межкультурного общения является развитие толерантности и уважительного отношения к особенностям другой культуры.
Не забывайте, что и вас ваши партнеры могут воспринимать сквозь призму этнических стереотипов. Негативные стереотипы о русских бизнесменах являются весьма распространенными. Поэтому в каждом случае необходимо следовать принципам международного этикета и стараться сделать вашу коммуникацию максимально этичной, ясной и однозначной.
Ошибки в речевом этикете и жестикуляции могут дорого обойтись при заключении важных сделок?
Безусловно. Одной из распространенных ошибок начинающих дипломатов, к примеру, является привычка смотреть на переводчика и устанавливать визуальный контакт во время речи с ним, а не с иностранным партнером, с которым ведется беседа. Нашим людям также свойственно быть излишне угрюмыми и не улыбаться – это часто пугает и настораживает зарубежных партнеров, им становится некомфортно и кажется, что им не рады. Очень важно следить за своим лицом во время общения, так как на нем часто отражаются эмоции, которые вы хотели бы скрыть: недоумение, пренебрежение, снисхождение. Другой распространенной ошибкой является ситуация, когда языковой барьер путают с интеллектом и начинают разъяснять банальные вещи. Существует много тонкостей в межкультурной коммуникации, и это тема для отдельного тренинга.
Ошибки из-за близости культур – как их избежать?
Ошибок в межкультурной коммуникации можно избежать только путем изучения этой темы, расширения своих знаний и практики.
Промахи в деловом поведении всегда бывают фатальны?
Промах не всегда фатален – некоторые ошибки можно исправить, сделав что-то неправильно, попав в неловкое положение, всегда можно извиниться и объяснить свое непонимание, оплошность, попросить о помощи. Люди, как правило, снисходительно относятся к иностранцам и всегда готовы помочь. Никто не ждет от иностранного партнера знания всех культурных традиций, но проявление интереса, почтительное отношение к культуре, попытка поприветствовать на родном языке, следовать принятым ритуалам общения всегда будут позитивно восприняты.
Наилучшей стратегией в тех случаях, когда не знаешь, как поступить правильно, пожалуй, будет спросить совета.
Некоторые из ошибок все же фатальны: ваши партнеры никогда не простят вам публичного оскорбления, подпорченной репутации, непризнания базовых ценностей, неуважительного отношения к символам культуры, религии, неверного отношения к полу, возрасту, статусу, неуместных шуток или нарушения общепринятых правил поведения.
Необходимо не только стараться как можно больше узнать о другой культуре и выработать правильное, толерантное отношение к различиям, но и стараться поделиться лучшим, что есть в нашей культуре, оставив приятное впечатление о себе, как о ее представителе.
Беседовала Наталья Селивёрстова
Татьяна Индина. Эксперт Русской Школы Управления, основанной в 2002 году. РШУ входит в состав Консалтинговой группы «Лекс» и является крупнейшим учебным центром России в сфере кратко- и среднесрочного бизнес-образования. Центральные офисы Школы расположены в Москве и Санкт-Петербурге; филиалы и представительства - в 20-ти городах России.