Александра Зенирова
Ни для кого не секрет, что руководитель ежедневно сталкивается с множеством отчётов: цифр, фактов, которые должен проанализировать и на их основании принять управленческое решение. Зачастую ему приходится буквально выуживать информацию, поскольку отчёты, предоставляемые ему, трудно читаются, их просмотр занимает много времени и сил.
Помощники руководителя, проявляя свой профессионализм и доказывая свою незаменимость, могут оказать посильную помощь руководителю в контроле ситуации и принятии решений. В Ваших силах разработать и представлять руководителю отчёт в удобной форме, с необходимым набором показателей (ежедневный мониторинг ситуации), и полный отчёт — для более внимательного ознакомления с ситуацией. Конечно, первое время руководителю придётся привыкать к новой форме отчёта, возможно, потребуются некоторые доработки шаблона, но очень скоро Вы будете легко готовить отчёт, а Ваш руководитель столь же легко его читать.
Мы все знаем, что быстрее всего информация усваивается, если она представлена в виде изображения или картинки, значит, и наш отчёт должен будет состоять из изображений, а если точнее — графиков и диаграмм.
Но в отчёте не следует пренебрегать информацией, представленной в цифрах, поскольку руководитель должен в подробностях понимать ситуацию для того, чтобы принять верное решение.
Ваш отчёт не должен быть чрезмерно громоздким, поскольку будет сложно отслеживать взаимозависимые показатели. Но он не должен быть и слишком кратким, поскольку не сможет отразить необходимые критерии, и мы рискуем представить ситуацию однобоко (как в известной притче о слепых и слоне, когда одному слон показался столбом, другому — змеёй и т. д).
Ваш проект по разработке шаблона отчёта может стать первым шагом к созданию электронного отчёта, который будет в дальнейшем формировать система. Но этим лучше заняться только после того, как утверждён и находится в работе бумажный прототип.
Итак, работу по шаблонированию отчёта следует начать с того, что записать на листе бумаге все параметры, которые отслеживает руководитель. Здесь можно прибегнуть к помощи как руководителей отделов, каждый из которых предоставляет свои отчёты, так и самого руководителя.
Рядом с каждым критерием стоит проставить букву Р (рабочий) — если этот критерий контролируется часто, и П (полный) — если он контролируется время от времени.
Далее структурируем показатели. Для этого можно использовать следующую классификацию:
-
экономические показатели — к ним мы отнесём показатели финансовые: выручка, прибыль, задолженности, фонд платы труда.
-
качественные показатели — показатели, характеризующие эффективность работы компании. Например, доля брака, возвратов продукции, отношение произведённой продукции к фонду оплаты труда и прочее.
-
прочие показатели — к этой категории могут относиться показатели, важные для компании в данный момент, но не отражающие ни экономической, ни качественной составляющей. Например, автоматизация процессов, количество бизнес-процессов, имеющих формализацию, и прочее.
Следующий шаг — размещение данных на шаблоне отчёта.
При работе на этом этапе нам следует помнить о том, что взгляд сразу падает в центр (и задерживается там дольше всего), затем идёт по часовой стрелке и меньше всего задерживается в левом верхнем углу.
То есть самую важную информацию Вам следует расположить в самом центре, а в верхнем левом углу — оставить место для оформления реквизитов отчёта.
Комплексный рабочий отчёт За 01-07 декабря 2014 года ООО «Три тополя» |
|
|
Приоритет № 8 Основные проблемы: 1. Дебиторская задолженность по ОО «Ромашка» свыше 3 месяцев
|
Приоритет № 9 Запланированные мероприятия:
|
Приоритет № 2 Выручка от продажи продукции Объемы продаж от продаж товаров категорий А, В, С Количество новых клиентов Средняя стоимость 1 договора |
Приоритет № 7 Укомплектованность штата — 98% Открыты вакансии:
Стоимость закрытия 1 вакансии |
Самая важная информация Приоритет № 1 Размер прибыли Размер выручки
|
Приоритет № 3 Количество материалов на складах Количество неликвидов на складах |
Приоритет № 6 ФОТ Доля переменной части в ФОТ Соотношение ФОТ к прибыли компании Доля абсентеизма Количество несчастных случаев |
Приоритет № 5 Платежи по кредитам
|
Приоритет № 4 Дебиторская и кредиторская задолженности |
Определившись с показателями, мы переходим к следующему этапу — графическое отображение.
Если Вы хотите сравнить 2-4 показателя, то лучше выбрать гистограмму. Например, Вы показываете размеры продаж по типам продукции за текущий и прошлый год.
Ключевые слова при выборе данного графика: больше чем, меньше чем, равно.
Если мы хотим указать долю (вклад) каждого товара в общий объём выручки, то нагляднее будет выглядеть круговая диаграмма.
Ключевые слова при выборе данного графика: доля, проценты от целого, составило Х %.
Для того чтобы наглядно представить изменение параметра во времени, лучше всего подойдёт график.
Ключевые слова при выборе данного графика: изменяться, расти, убывать, возрастать, снижаться.
Шаг третий — оформление графиков.
Выбор цвета. Как Вы знаете, красный цвет на бессознательном уровне ассоциируется с опасностью, тем, чему следует уделить особое внимание.
Так, мы можем использовать красный цвет при создании диаграммы по дебиторской (нам должны) и кредиторской (мы должны) задолженностям. В этом случае красным цветом будем отражать именно дебиторскую задолженность.
Увидев такую диаграмму, руководитель сразу поймёт, что пора требовать выплаты долгов.
Также красным цветом принято изображать понижение. Вы можете выделять цифры в таблице значений, тем самым давая понять руководителю, какие изменения произошли.
|
январь |
февраль |
март |
А |
237000 |
342000 |
257000 |
В |
135000 |
135200 |
324469 |
С |
87000 |
67982 |
5749 |
Из этой таблицы мы сразу видим, что в марте выручка от продажи товаров категории А ниже, чем в том же периоде прошлого года, а выручка от продаж товаров категории С выше. Если таблица «пестрит краснотой», то дела с продажами обстоят не лучшим образом.
Старайтесь выбирать для оформления таблиц контрастные цвета, а не оттенки одного цвета, поскольку мы преследуем цель именно выделить параметры.
Помните и о том, что у мужчин может встречаться дальтонизм (невосприимчивость цветов), в этом случае надо использовать максимально контрастные цвета.
Если работаете с графиками, то линии, соединяющие точки, старайтесь рисовать более интенсивно. Есть такой закон восприятия: чем толще (интенсивней) выделена линия, тем большее значение ей придаётся. Так, более интенсивно можно выделять среднее значение, тренд и т. п., что будет являться «эталоном» для сравнения.
Итак, мы закончили работу с отчётом, теперь осталось отработать его использование уже с руководителем в виде пилотного проекта.
Обязательно получите обратную связь, ведь Вы делаете данный отчёт именно для удобства руководителя, и потому доведите шаблон отчёта до совершенства. Далее вы сможете автоматизировать отчёт уже при помощи программ.