Нужно рассказывать о себе через что-то полезное, а не просто давать рекламу, тогда это будет «win-win situation» для обеих сторон

О. Козарь

Ваша школа изначально открывалась как проект вашей же диссертации?

Да, именно так. Я училась в Манчестерском университете по предмету «Преподавание английского и современные технологии». На тот момент я уже несколько лет не жила в России и на себе почувствовала, что знать грамматику и слова — недостаточно для того, чтобы свободно общаться и работать на английском. Поняла я это из собственного опыта.

После окончания вуза я поехала на год в Нью-Йорк. Это был мой первый опыт жизни в англоязычной стране, и он полностью перевернул мои представления об изучении английского. Для меня было настоящим потрясением, что я не чувствовала себя комфортно при общении на английском и что у меня возникали сложности с довольно элементарными вещами. Было очень обидно, ведь у меня был красный диплом учителя английского, и я усердно училась и в школе, и университете...

А потом я поняла: меня подвело то, что до переезда в США у меня было мало настоящей языковой практики. Да, я отлично знала грамматику, могла сделать любые упражнения, помнила хорошие и умные латинские слова, но это не подготовило меня к общению и жизни на английском. Я не могла быстро активизировать свои знания и говорила на неестественном, устаревшем и слегка вычурном английском. В общем, звучала я как старомодный сноб и даже не знала об этом! Оглядываясь назад, я понимаю, что мои сложности были из-за того, что до этого у меня не было возможности применять английский в живых ситуациях, вне уроков.

Когда появился скайп, я была в полном восторге. Вот она — технология, которая позволяет не только общаться с друзьями и родственниками, но также может принести живую языковую практику с носителями языка в любой уголок. Помимо этого достоинства скайпа, он мне понравился ещё и тем, что через него удобно проводить более короткие, но более частые занятия. Например, вместо стандартного урока по 60-90 минут в неделю можно проводить 2-3 урока по 30 минут в неделю.

Дело в том, что для коммуникативных навыков и разговорного английского, так же, как и, например, для фитнеса, работает принцип «меньше, но чаще». Эффективней заниматься 3 раза в неделю по 30 минут, чем 1 раз в неделю 90 минут. Хотя суммарно время такое же, а результат зачастую разный. Почему же принцип «меньше, но чаще» редко используется в традиционном обучении на курсах или с репетиторами? Потому что для занятий «вживую» формат коротких занятий — непрактичен, так как либо ученику, либо учителю надо добираться до места занятий и мало кто захочет ехать на занятия, которые длятся, например, 30 минут. Я бы и сама не поехала! Но ведь 60-90 минут не всегда является оптимальными для обучения, если ученик занимается индивидуально!

Я по себе знаю, что моя продуктивность слегка (а порой и значительно) падает после 30 минут интенсивных занятий. Я протестировала это: чтобы поставить себя на место ученика, я какое-то время занималась французским по скайпу, и — да, после 30-45 минут разговорных занятий, когда я много говорила, я уставала. По натуре я практичный человек и стремлюсь найти оптимальный вариант для учеников, чтобы затраченные ими силы, время и деньги приносили максимальный результат. Поэтому я стала экспериментировать с занятиями по 30 минут. И оказалось, что если правильно строить урок, давать ученику возможность говорить и заниматься несколько раз в неделю, то, действительно, 30- или 45-минутных занятий вполне достаточно для развития навыков говорения.

Возвращаюсь к основанию школы: во время учёбы в Манчестерском университете меня очень увлекла тема преподавания английского по скайпу, и я посвятила абсолютно все свои курсовые работы и финальную диссертацию этой теме. Примерно в то же время я начала преподавать английский по скайпу. Вначале я вела занятия сама, потом начала приглашать других учителей - носителей языка (в основном тех, кого знала лично). Ученики были довольны, рассказывали другим. Скоро возникла необходимость расширять штат учителей, заказывать автоматизацию и т. д. Так и родилась наша школа.

Чем Ваша школа принципиально отличается от других, преподающих иностранный язык по скайпу?

Наше название English with Experts — не случайно. Мы, действительно, эксперты в преподавании английского по скайпу. Наша школа — единственная в мире, где руководитель не только сделал диссертацию, но и написал докторскую на тему преподавания английского по скайпу (после окончания магистратуры в Манчестерском университете я эмигрировала в Австралию и стала делать PhD о преподавании английского по скайпу). Мои статьи про особенности и методику преподавания английского по скайпу опубликованы в ведущих международных научных журналах и Open UniversityUK  — лидер в онлайн обучении в Великобритании, приглашал меня делать презентации о преподавании английского по скайпу. Я рассказываю об этом не для того, чтобы похвалиться, «какая я молодец», а для того, чтобы подчеркнуть, что наша школа серьёзно относится к обучению онлайн, и мы дорожим своей репутацией. Я отбираю абсолютно всех преподавателей сама и даю советы учителям о том, как лучше вести занятия. Показательно, что преподаватели, которые до нашей школы работали в других онлайн-школах, в один голос отмечают, что они узнали для себя много нового и интересного после профессиональных тренингов в нашей школе. Для меня это знак того, что далеко не все онлайн-школы осознанно относятся к обучению и продумывают методики преподавания. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос?

Вы остановились на английском языке. Планируете расширить в дальнейшем список?

Пока мы придерживаемся подхода «лучше меньше, но лучше» и специализируемся на преподавании английского языка. Но мы не исключаем, что в будущем можно будет добавить другие языки.

Кандидаты на вакансию преподавателя проходят сложный отбор?

Я провожу все собеседования сама. Считаю, что именно благодаря этому у нас в школе работают хорошие преподаватели, на которых я могу положиться. У меня очень высокие требования к учителям, и мой опыт помогает мне легко распознать, если учитель «не дотягивает» и ему / ей нужно ещё работать над собой, поэтому большинство соискателей не проходят отбор. Те же, кто отвечает нашим требованиям, становятся частью нашей дружной семьи. Другими словами, да, пройти собеседование непросто, но после успешного отбора мы тепло и уважительно относимся к нашим учителям.

Носители языка подбираются по наличию соответствующего образования? Или это не обязательно?

Образование и опыт преподавания особенно важны для носителей языка. Очень часто встречаются носители, которые не знают, как передать свои знания. Представьте себе, если бы вас попросили преподавать русский. Это очень непросто! У меня был такой опыт в США. Я быстро поняла, что мне намного легче преподавать английский язык, а не свой родной русский. Именно поэтому мы работаем только с теми, кто уже преподавал английский как иностранный. Особенно приветствуется, когда носители языка уже работали с русскими студентами, так как это даёт им представление о том, какие сложности обычно возникают у наших учеников и как справляться с этими трудностями.

Возможно ли изучить иностранный язык самостоятельно или нужен преподаватель?

Можно многое выучить самому, но, во-первых, потребуется значительно больше времени, и, во-вторых, скорее всего, ученик столкнётся с «потолком» того, что сможет достичь самостоятельно. Основная проблема самообучения без практики — это то, что навык понимания и пассивный словарный запас намного больше, чем актив. То есть человек знает изолированные слова, но испытывает большие сложности при применении этих слов.

Ещё одна опасность — это закоренелые ошибки. Есть такое понятие — fossilization (от слова «fossil» — окаменелость). Человек привыкает к ошибкам или неправильному произношению, а переучиваться — намного сложнее, и требуется море усилий. Именно поэтому лучше сразу запомнить правильно, чем потом переучиваться... Повторюсь, системный и усердный человек самостоятельно может выучить очень много, если готов посвятить изучению значительное время. Но, к сожалению, даже усердный человек вряд ли выйдет на уровень свободного общения без практики.

Вы запустили канал на YouTube с бесплатными уроками. Не потеряли ли Вы клиентов (зачем платить, когда вот оно бесплатно)? Или наоборот, это увеличило приток учеников?

Бесплатные Youtube уроки — это другой формат. Наш платный сервис — это индивидуальные занятия, которые помогают ученикам разговориться, улучшить произношение, избавиться от ошибок и т. д. Это индивидуальная работа с обратной связью, и её невозможно получить через Youtube видео. Цель видео-уроков — несколько иная. Для нас видео-уроки — это возможность держать ещё более тесную связь с нашими учениками и рассказать о себе потенциальным ученикам. Мы надеемся, что те, кто серьёзно относится к своему обучению и своему будущему, могут заочно и бесплатно познакомиться с нами и убедиться в качестве нашего преподавания. Но мы рады и тем, кто просто смотрит наши видео-уроки и пока не записывается на индивидуальные занятия. Всему своё время. В любом случае, мы считаем, что правильней рассказывать о себе через что-то полезное, а не просто через обычную рекламу, так что видео-уроки — это классический пример «win-win situation», как говорят в английском.

Не тяжело контролировать учебный процесс из Австралии? Всё-таки разница во времени немаленькая...

Да, разница во времени с учениками у нас, действительно, большая, а вот с учителями — не всегда. Большинство наших преподавателей живут вне России. Кто-то живёт в Англии, кто-то в США, кто-то в Канаде... Это относится и к нашим русскоязычным учителям. Многие из них живут в США, Англии, Европе и т. д. То есть, где бы ни находилась администрация — всё равно у нас была бы разница во времени. Зато то, что учителя живут в разных уголках земли, помогает нам проводить занятия практически в любое время. Некоторые ученики занимаются в 7 утра до работы, другие — в 10 вечера, после того как кладут детей спать. Нам очень помогает автоматизированная система администрации (она была построена специально для нашей школы). Например, ученики могут оплачивать обучение, отменять занятия и прочее через Личный Кабинет. Это удобно и для учеников, и для нас. Поэтому разница во времени нас не сильно обременяет.

Чем, помимо преподавания, Вы ещё интересуетесь?

Очень многим! Я любопытна и активна по натуре и постоянно что-то делаю. Но я стараюсь находить баланс между научной работой в университете, руководством школой и тёплым и человеческим общением с близкими и друзьями. Мне очень повезло: я окружена прекрасными людьми, которые меня поддерживают и любят, и я очень благодарна судьбе за то, что они есть в моей жизни.

Я также люблю путешествовать, ходить в походы, пробовать разные виды спорта и т. д. Мой идеальный выходной — это длинная прогулка вдоль океана или поездка за город. Ещё я время от времени хожу на мастер-классы по керамике, мозаике и т. д. Очень приятно делать что-то своими руками и дать мозгу возможность отдохнуть.

Что Вы наметили в своих планах на ближайшее будущее?

Во-первых, я буду продолжать развиваться как человек, онлайн-методист, научный работник. Рост — важная часть моей жизни, и я стараюсь регулярно выводить себя из зоны комфорта. Пусть это не всегда даётся легко, но именно это и помогает развиваться. Из конкретных планов: помимо видео-уроков в YouTube, я собираюсь выпустить видео-курсы английского по определённым тематикам. Они будут состоять из серии видео-уроков: например, английский для IT или английский для IELTS Writing и т. д. Из личных планов: я надеюсь завести в этом году собаку. Мы с мужем всё ещё выбираем породу. Он хочет золотистого ретривера, а я склоняюсь к собаке поменьше. Ещё из долгожданных событий — это то, что я скоро получу австралийский паспорт и смогу свободно путешествовать без визы, например, в США или Европу. Это здорово, и я очень жду этого момента. Я также буду продолжать помогать ученикам нашей школы и другим, изучающим английский, выучить язык быстрее, эффективней и с удовольствием. Я верю в то, что человек должен приносить пользу, и рада, что моя школа и мои бесплатные видео-уроки в YouTube помогают другим.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Ольга Козарь. Преподаватель по образованию и призванию. Закончила МГОПУ, Columbia University, USA; Manchester University (MA), England; Macquarie University (PhD), Australia. Научный работник (Post-Doctoral Fellow) в университете Macquarie, Sydney. Основная тема научной работы: преподавание по скайпу. Основатель и директор онлайн-школы English with Experts englishwithexperts.com.

Ведущая канала бесплатных видео-уроков в YouTube youtube.com/user/EnglishExpertsRu