Не будьте «говорящей головой», управляйте динамикой группы

Мария Дьячкова

Какие ресурсы формируют образ конкретного оратора?

Сейчас тема ораторского мастерства очень популярна. В интернете предлагается сотня тренингов и различных программ обучения для тех, кто хочет овладеть искусством риторики, или, по-другому, ораторским искусством. В основном это объясняется тем, что умение правильно и красиво говорить, чётко выражая свои мысли и донося их до аудитории, нужно не только профессиональным выступающим, но и всем тем, кто работает с людьми и, хотя бы иногда, вынужден выступать на публике. Причём аудиторией может выступать и ваш собственный отдел. Даже обычное совещание может превратиться для обеих сторон в настоящее испытание, если оратор, в данном случае руководитель отдела, не обладает способностью грамотно и чётко говорить, не понимает цели выступления и не видит и не управляет собой и тем, что происходит вокруг него.

На мой взгляд, успешный оратор должен уметь, прежде всего, управлять собой и управлять аудиторией. Что значит управлять собой? Он должен хорошо знать свои сильные и слабые стороны, быть в этом с собой предельно честным и постоянно работать над своим развитием. Существуют характеристики, или, как вы говорите, ресурсы, которые определяют то, насколько оратор будет принят аудиторией и насколько своим выступлением он сможет донести то, что собирался. Если человек не родился с природным обаянием и умением расположить к себе кого угодно, над этим предстоит работать.

Для успеха в работе с аудиторией необходимы и такие вербальные элементы, как умение правильно говорить, темп речи, дикция, интонация, громкость голоса и другие, отражающие технику речи, знание предмета выступления, но также и невербальные, которые показывают ваше умение работать со своим страхом и волнением, те же жесты, мимику, позу и т. п. Плюс, безусловно, ваш внешний вид.

Аудитория, как правило, очень явно даёт почувствовать оратору, если что-то в его выступлении или с ним не так. Обратная связь может быть очень неприятной. Здесь вторая важная вещь для оратора — управление аудиторией, умение взаимодействовать с ней, потому что любое выступление — это, практически, диалог, даже если ваша аудитория ничего не говорит вербально. И вот умение «видеть», «слышать» и «чувствовать» аудиторию определяет успешного оратора. Вы можете всё идеально подготовить, изучить тему выступления, отрепетировать свою речь, жесты, мимику перед зеркалом (что тоже важно и нужно делать), но, если вы игнорируете сигналы аудитории, всё будет бесполезно и обе стороны — вы и аудитория — уйдут с выступления неудовлетворёнными и раздражёнными от потраченного времени.

Над чем ему нужно работать, чтобы добиваться присоединения слушателей к своей позиции?

Прежде всего, как я уже упоминала ранее, ему нужно работать над собой. Оратору важно уметь влиять на аудиторию, и я здесь говорю не про какие-то техники манипуляции и т. п., хотя они тоже могут использоваться, если работают на цели выступления. Влиять — это значит управлять, видеть и понимать, что в каждый конкретный момент происходит с моей аудиторией. Как каждое мое действие, мои слова и моя интонация действуют на окружающих, и очень точно подстраиваться под это. В данном случае, не столько аудитория присоединяется ко мне, как к оратору, сколько я максимально присоединена к аудитории и чувствую все, что с ней происходит.

Грамотный оратор всегда очень серьёзно готовится к выступлению. Как это происходит? Прежде всего, нужно всегда помнить, что любое выступление и взаимодействие, будь то с большой аудиторией, малой группой или даже единичным клиентом компании, имеет цель. И под эту цель строится вся ваша работа на выступлении. Вы должны понимать, как ваши действия будут влиять на настроение аудитории, как она будет реагировать и что при этом делать вам. У бизнес-тренеров это называется «управлять динамикой группы». В идеальном варианте хорошо бы понимать, кто будет перед вами, заранее это выяснить и подготовиться. Какой контингент, социальный статус, каких взглядов и убеждений, мотивация участия и т. п. Обычно уже после нескольких минут выступления опытному оратору понятно, какая аудитория перед ним и как она настроена.

Если вы настроены на аудиторию, вы сможете сразу понять, когда нужно что-то изменить в выступлении, взбодрить аудиторию или, наоборот, заставить о чём-то глубоко задуматься...

Крайне важно «завоевать» аудиторию с первых секунд?

Я бы сказала, хорошо бы. Есть же прекрасное высказывание о том, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Важны здесь многие детали. И то, что вы говорите, и ещё более то, как вы говорите. Обычно, если вы подготовились к выступлению хорошо, всё должно пройти гладко и вы понравитесь аудитории. Напомню, что значит «подготовиться». Вы умеете управлять собой, своими вербальными и невербальными навыками, ваш внешний вид соответствует принятым нормам (как минимум, является нейтральным), вы знаете цель выступления и хорошо разбираетесь в теме, знаете, перед кем выступаете и какой результат ожидаете увидеть.

Про внешний вид — отдельная статья для обсуждения. Ваш вид не должен вызывать раздражение у аудитории. Вы должны быть «приятным», доброжелательно настроенным. В вас вообще ничего не должно вызывать раздражения, если это, конечно, не ваша цель и не предполагает дальнейшей проработки вопроса с аудиторией. Если же это не специально, вас просто перестанут слышать. Так же опасны любые другие несовершенства выступления, связанные с теми же вербальными и невербальными проявлениями: если вы тихо или очень громко говорите, если у вас плохая дикция, активные жесты и т. п. У меня был коллега, который на молодёжном форуме по карьере рассказывал о прохождении собеседований и о публичных выступлениях таким тихим и занудным голосом, что его невозможно было слушать. С дикцией было тоже не всё в порядке. При этом говорил он толковые вещи, если всё-таки заставить себя вслушаться. Но его выступление было просто пыткой для всех. Аудитория показывала ему это, но человек был так поглощен собой, что просто игнорировал всё. Как вы думаете, сколько человек пришло на его следующее выступление?

У каждого есть такой опыт. Достаточно вспомнить школьных и институтских преподавателей: у кого-то лекция пролетала за мгновение, а у кого-то, казалось, длилась вечно. Ещё раз думаешь про то, что только 20-30 % восприятия информации связано с тем, что вы говорите, а 70-80 % — как. Люди при этом совсем не виноваты, так уж устроена их психика и способность удерживать внимание.

Как удержать внимание слушателей?

Самый простой способ потерять внимание слушателей — быть «говорящей головой» — монотонным голосом, не меняя интонации, в течение какого-то времени рассказывать что-то, пусть даже очень осмысленное и интересное. Наше внимание устроено так, что мы можем, конечно, усилием воли удерживать его какое-то время, когда есть высокая мотивация. То есть, если нам этот материал жизненно важно прослушать, как бы он ни звучал. Но на сегодняшний день существует такой большой выбор, куда можно пойти и получить информацию, что, если это, конечно, не ваш любимый начальник и вам волей-неволей приходится приходить на совещания и слушать, независимо от качества исполнения, его и коллег, то вы просто уйдёте, не дождавшись конца выступления.

Внимание напрямую зависит от того, насколько вы подготовились и приготовили разные «упражнения», соответствующие цели выступления и насколько вы находитесь в контакте с группой. Тогда вы всем своим телом чувствуете, когда надо что-то поменять: вот, увидели, что люди стали опускать глаза, искать что-то в телефоне, или начали зевать сразу несколько человек подряд, или же, наоборот, начали переговариваться между собой. Для вас это явные сигналы что-то менять. Здесь ещё имеет значение, какой формат выступления у вас. Если формат предполагает, что вы можете привлечь аудиторию к обсуждению или предложить какое-то двигательное упражнение на тему выступления или что-то интерактивное, сделайте это. Но все эти приёмы должны быть заранее подготовлены и отрепетированы.

Управлять группой довольно сложно, если вы не представляете себе последствий от того или иного упражнения, которое вы «вдруг» придумали. Каждое действие должно вести к определённому, понятному вам результату. Если чувствуете, что сейчас динамику следует слегка поднять (то есть, например, группа «зевает»), упражнения будут связаны с активностью группы: поиграть, поговорить, рассказать какую-то весёлую историю и т. п.; если, наоборот, надо снизить динамику, когда группа разбушевалась и, как говорит мой коллега, играет в игру «убить тренера», упражнения и действия будут совсем другими.

Возможно, группе нужен 5-10 минутный перерыв. Смена деятельности, как мы знаем, всегда отдых. Вспомните, как наших детей, да и нас, в своё время учили в школе, особенно в начальной. Были всё время маленькие перерывы, даже во время урока, на то, чтобы «поиграть» — размять пальчики, сделать мини-гимнастику. Все это делалось с целью переключить «уставшее» внимание на другое занятие, чтобы иметь возможность снова продолжать урок. У взрослых такие же принципы работают. Мы, конечно, можем удерживать внимание гораздо дольше, но когда устаём, нам тоже нужен перерыв от того, что мы только что делали, чтобы потом снова воспринимать информацию.

Если у вас очень большая группа (например, открытая) и нет возможности их «подвигать», но формат выступления позволяет, предложите им в течение 3-5 минут обсудить что-то из предложенного вами с соседом. Это вам поможет и группу немного сблизить, и им снять напряжение. Вообще, таких действий может быть очень много, каждая новая группа учит тебя. Если, конечно, есть готовность учиться и постоянно работать над собой.

Есть мнение, что в выступлении необходимо использовать хотя бы одну притчу, чтобы оно запомнилось. Вы согласны?

Притчи, интересные истории — это ещё один способ удерживать внимание аудитории. Запоминается и сама притча, как правило, и тот материал, к которому она относилась. Притчи полны образов и аллегорий, и наше воображение сразу же включается, особенно, если до этого материал выступления был связан больше с какими-то логическими вещами. Это помогает разнообразить выступление и дать возможность слушателям «отдохнуть». Естественно, притчи недопустимы в определённых форматах: например, вы выступаете с докладом по финансовой части или бюджету перед топ-менеджерами крупной компании — там, вас, прямо скажем, не поймут с вашей притчей.

Я к притчам отношусь очень положительно, но здесь главное — не переборщить, всё должно быть в меру. Если у вас в выступлении одни притчи, подумают, что вы сказочник

А уместно в ходе выступления рассказать шутку или анекдот?

Уместно, и даже более чем, если вы умеете это делать. Шутки разряжают обстановку, позволяют вам стать более простым и понятным для группы, сблизиться с ней. Как бы там ни было, когда вы выступаете, вы находитесь в опредёленной роли для группы — как эксперт, или руководитель, или бизнес-тренер и т. п., и вы не один из них, а значит, психологически не безопасны. Я, конечно, не говорю здесь про выступление в кругу друзей, имеется в виду какой-то бизнес-формат и формальные задачи. Когда что-то становится смешным, это перестаёт быть страшным и опасным. Так вы становитесь для них обычным человеком, приятным и доброжелательным. Но, опять-таки, помним про управление группой. Вам группу после смеха надо будет вернуть к обычной работе. Умение посмеяться вместе с аудиторией — большое мастерство оратора.

Если удалось рассмешить аудиторию — это всегда успех?

Увы, нет. Как я уже говорила, если вашей задачей в какой-то части выступления было рассмешить и вам это удалось, это ваш успех. Но если аудитория просто стала смеяться, и вы не знаете почему, это означает, что вы потеряли контроль над аудиторией и / или вы сделали что-то не так. Здесь очень важно группу снова вернуть под контроль. Игнорировать состояние группы нельзя ни в коем случае, но и реагировать раздражённо или агрессивно тоже ни в коем случае нельзя. Начинать смеяться с ними также не нужно: вы же не знаете, из-за чего смех. Только ещё больше усугубите ситуацию, и группа перестанет вас уважать. Вернуть контроль необходимо, потому что в противном случае вы дальше не сможете эффективно управлять и ваш эмоциональный настрой будет нарушен.

Хорошо бы выяснить, что заставило группу смеяться. Если можете, то просто прямо об этом спросите. Всё-таки чаще бывает что аудитория не такая многочисленная, и можно спросить кого-то конкретно: коллеги, а что случилось? Я сказала сейчас что-то смешное?

Возможно, это не связано с вами и выступлением, к примеру, что-то за вашей спиной произошло, и все это видят, а вы нет. Возможно, группа стала смеяться в ответ на ваши слова или какую-то привычку, которой вы не замечаете — тогда ещё более важно выяснить, что вы сделали. И, если вам честно сказали (может быть, вы выяснили это после выступления, спросив у кого-то знакомого), не нужно оправдываться или сердиться, поблагодарите, потому что вам оказали большую услугу. Критика помогает расти. Когда я в позиции «всё знаю», я не могу учиться, а значит, перестаю развиваться. Можно даже попросить группу (если формат и статус слушателей предполагает) показать вам, если вы снова сделаете что-то похожее. Это сложно, но так вы возьмёте группу в союзники, а не просто потеряете контроль.

«Перебор» с жестикуляцией — чем он плох?

Перебор с жестикуляцией плох тем, что сильно отвлекает внимание слушателей от того, что вы говорите. Слушатели перестают слушать и начинают смотреть, а это не то, что вам нужно. В аудитории начнёт раздаваться смех, когда вы выдадите очередной кульбит руками.

Жесты должны быть, вы не можете стоять как тумба — руки по швам или в карманах и не шевелиться — это другая крайность. Но жесты должны быть отрепетированы, хорошо бы перед зеркалом, или заснять себя на камеру и посмотреть. Если вы знаете за собой такое свойство, что, когда, например, волнуетесь, начинаете более активно жестикулировать, обязательно следите за собой и старайтесь контролировать. У некоторых национальностей активная жестикуляция — это норма жизни, например, у итальянцев, но у нас с вами, особенно на формальных мероприятиях, принята более спокойная жестикуляция. Жесты и мимика, если правильно используются при выступлении, — наши помощники. Надо хорошо знать себя и, если уж получили обратную связь, что слишком эмоционально жестикулируете, начать с этим работать.

Какими приёмами категорически нельзя пользоваться при публичном выступлении?

Сложный вопрос. На данный момент каждый оратор сам решает, какой у него стиль и формат выступления. Люди приходят совсем за разным. И с разными целями.

Если мы говорим о бизнес-форматах, то, конечно, здесь действуют общепринятые принципы поведения. Неприемлемо начать оскорблять участников или унижать их, переходить на личности, даже если вам это было бы для целей управления аудиторией удобно. Манипуляция имеет место, если она взывает к ответственности каждого участника присутствовать на мероприятии и быть максимально включённым в процесс. Но если манипуляция используется для унижения или победы в обсуждении, то это уже некрасивый приём, им пользоваться не стоит.

С самого начала выступления важно установить правила работы в аудитории — обсудить время перерывов, возможности обсуждения чего-либо, мобильные телефоны и т. п. И самому тоже соблюдать их. Если вы установили, что с перерыва все приходят вовремя, а сами пришли на 5-10 минут позже, ждите, что полгруппы со следующего перерыва вовремя не вернётся.

Быть искусным оратором — целая наука, но в ней можно достичь успеха, главное —постоянно развиваться и работать над собой. Это может быть и не дано от природы, всему можно научиться, были бы намерение и мотивация.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Мария Дьячкова. Коуч-консультант и бизнес-тренер. Опыт в продажах более 10 лет. Темы — увеличение продаж, эмоциональный фон в коллективе, создание внутренних коммуникаций и т. п.