Почему в организациях разного профиля опоздания воспринимаются неодинаково?
Все зависит от профиля деятельности компании и непосредственных задач сотрудника: секунды, например, в сфере авиации могут стоить миллионы долларов или даже нескольких человеческих жизней.
Насколько существенна проблема опозданий, можно определить по тому, как они влияют на работу и отношения в компании. Но если ценный сотрудник, несмотря на выговоры, все равно постоянно опаздывает, с ним расстанутся или будут давать шанс?
Количество шансов на исправление будет зависеть от ценности данного сотрудника. Иногда компания идет на значительные усилия. Известен случай, когда режиссер московского театра похлопотал о переносе автобусной остановки ближе к дому известного актера, чтобы тот приезжал вовремя.
Считаете ли вы, что опоздания становятся реальной проблемой только тогда, когда они приводят к технологическому сбою?
Опоздания без уважительной причины – в любом случае нарушение установленных правил. Если дисциплина хромает в одном, то непременно проявится и в другом – как правило, это черта личности.
Имеет ли смысл бороться с единичными опозданиями и как это делать?
Руководитель должен обратить внимание на нарушение дисциплины в виде опоздания и в случае неуважительной причины демонстративно наказать согласно тяжести вины. Оставленное без внимания наказание воспринимается как попустительство: создается впечатление, будто подобные нарушения допустимы. И это является сигналом к действию.
К тому же это болезненно воспринимается окружающими: почему одним можно, а другим нет?
Если у человека закрепилась привычка постоянно опаздывать, можно ли разорвать эту установку?
Можно, но для этого надо выяснить причину опозданий.
А возможно извлечь из опозданий пользу?
Опоздание можно использовать как повод демонстрации управленческих инструментов.
Один из ярких случаев: глава компании уволил подчиненную руководителя подразделения, опоздавшую на 3 минуты – так были пресечены системные опоздания самого руководителя подразделения и сотрудников его уровня.
В другой компании действовало правило: опоздавший компенсировал свою вину угощением коллег фруктами. Витамины за опоздание.
В большинстве случаев виной опозданий становится неумение планировать свое время.
Верно. Но есть скрытые причины, ведущие к опозданиям. Например, нежелание сотрудника заниматься этим делом и вообще идти на работу. Внутренний (не всегда даже осознаваемый) саботаж не позволяет прийти вовремя.
Сложно ли определить истинные причины опозданий и как от них избавиться?
Не всегда просто – нужно детально разбираться с каждым человеком и каждым случаем.
Беседовала Наталья Селивёрстова
Татьяна Сайханова, управляющий партнер AURUS-consulting, бизнес-тренер, организационный консультант www.aurus-consulting.com