Если сотрудник постоянно опаздывает, возможно, он вообще не хочет у вас работать.

Почему в организациях разного профиля опоздания воспринимаются неодинаково?

Все зависит от профиля деятельности компании и непосредственных задач сотрудника: секунды, например, в сфере авиации могут стоить миллионы долларов или даже нескольких человеческих жизней.

Насколько существенна проблема опозданий, можно определить по тому, как они влияют на работу и отношения в компании. Но если ценный сотрудник, несмотря на выговоры, все равно постоянно опаздывает, с ним расстанутся или будут давать шанс?

Количество шансов на исправление будет зависеть от ценности данного сотрудника. Иногда компания идет на значительные усилия. Известен случай, когда режиссер московского театра похлопотал о переносе автобусной остановки ближе к дому известного актера, чтобы тот приезжал вовремя.

Считаете ли вы, что опоздания становятся реальной проблемой только тогда, когда они приводят к технологическому сбою?

Опоздания без уважительной причины – в любом случае нарушение установленных правил. Если дисциплина хромает в одном, то непременно проявится и в другом – как правило, это черта личности.

Имеет ли смысл бороться с единичными опозданиями и как это делать?

Руководитель должен обратить внимание на нарушение дисциплины в виде опоздания и в случае неуважительной причины демонстративно наказать согласно тяжести вины. Оставленное без внимания наказание воспринимается как попустительство: создается впечатление, будто подобные нарушения допустимы. И это является сигналом к действию.

К тому же это болезненно воспринимается окружающими: почему одним можно, а другим нет?

Если у человека закрепилась привычка постоянно опаздывать, можно ли разорвать эту установку?

Можно, но для этого надо выяснить причину опозданий.

А возможно извлечь из опозданий пользу?

Опоздание можно использовать как повод демонстрации управленческих инструментов.

Один из ярких случаев: глава компании уволил подчиненную руководителя подразделения, опоздавшую на 3 минуты – так были пресечены системные опоздания самого руководителя подразделения и сотрудников его уровня.

В другой компании действовало правило: опоздавший компенсировал свою вину угощением коллег фруктами. Витамины за опоздание.

В большинстве случаев виной опозданий становится неумение планировать свое время.

Верно. Но есть скрытые причины, ведущие к опозданиям. Например, нежелание сотрудника заниматься этим делом и вообще идти на работу. Внутренний (не всегда даже осознаваемый) саботаж не позволяет прийти вовремя.

Сложно ли определить истинные причины опозданий и как от них избавиться?

Не всегда просто – нужно детально разбираться с каждым человеком и каждым случаем.

Беседовала Наталья Селивёрстова


Татьяна Сайханова, управляющий партнер AURUS-consulting, бизнес-тренер, организационный консультант www.aurus-consulting.com