Позвольте себе роскошь быть собой, и аудитория увидит в вас лидера.

Валерий Кошкин

Какие ресурсы формируют образ настоящего оратора?

Прежде чем ответить на ваш вопрос, необходимо определить, кого мы считаем оратором. Есть люди, которые зарабатывают деньги своими речами, к ним относятся: политические лидеры, адвокаты, учителя, тренеры, продавцы, журналисты, телеведущие. Есть люди, у которых периодически возникает необходимость произнести речь, например, на различных собраниях и совещаниях, поздравительный тост и т. д. Цель профессионального оратора - это убедить или разубедить кого-либо в чем-либо на профессиональной основе. К ресурсам оратора относятся следующие навыки:

1. Харизма

2. Стратегическое и системное мышление

3. Творческое мышление

4. Хорошо развитый эмоциональный интеллект

5. Отличное владение риторическими приемами и техниками

6. Стиль

Сейчас очень много ведется различных дискуссий по вопросу, что же считать харизмой, у всех ли она есть. Харизма, как сказано в Библии, - это дар Бога. На тренингах я часто вижу такую картину: участник, показывающий самые скромные результаты, когда начинает говорить о том, что ему интересно, что его по-настоящему волнует, меняется молниеносно, его глаза начинают «гореть», речь становится убедительной, и он покоряет аудиторию на 101%. Этот феномен подтверждался десятки раз. Харизма – это смелость быть на публике самим собой и говорить то, что ты чувствуешь. Вот и весь секрет. Позвольте себе роскошь быть собой, скажите людям то, что вы чувствуете, и аудитория увидит в вас лидера!

Стратегическое и системное мышление - один из важнейших ресурсов оратора. Сначала человек учится думать, потом излагать свои мысли. Оратор должен иметь четкую стратегию своего выступления, понимать, кого и в чем он хочет убедить, какие методы он будет для этого использовать, какие резервные методы у него есть и т. д. Хороший оратор просчитывает все наперед, он выверяет каждое слово и его влияние на аудиторию. Каждая речь - это четко отстроенная система, умение выстроить аргументы в логическую цепочку, чтобы каждый аргумент усиливал предыдущий и готовил аудиторию к последующему.

Творческое мышление – умение генерировать идеи - это ключевой ресурс оратора. В ораторском искусстве этот навык называется «инвенция». Любая речь состоит из идей. Хорошая речь имеет одну центральную идею и минимум три-четыре факультативные, которые, в свою очередь, разворачиваются в четкий образ перед аудиторией аргументами и примерами.

Эмоциональный интеллект – это умение понимать и контролировать свои эмоции и эмоции слушателей (аудитории). Любое выступление перед аудиторией - это стресс. И умение справиться с собственным волнением очень важно для оратора. Во время своего выступления оратор должен чувствовать, что происходит в зале, какие эмоции испытывает аудитория, и управлять групповой динамикой. Не оказывая должного внимания групповой динамике, было сорвано довольно большое количество хороших выступлений, к которым ораторы готовились длительное время.

Ораторское искусство включает в себя несколько обязательных дисциплин, которые должен изучить ритор, желающий выглядеть достойно на публике и достигать своими речами поставленных целей. Эти науки являются ресурсами, с которых нужно начинать постигать азы ораторского мастерства. К числу обязательных дисциплин я отношу логику, риторику, психологию влияния, философию, историю. Логика – умение размышлять с самим собой. Риторика – искусство убеждения. Психология влияния – умение строить образы и менять мировоззрение своих слушателей. Философия и история – это кладезь логических и эмоциональных аргументов, метафор и примеров.

Стиль – очень важно, как оратор выглядит. Хороший оратор подбирает костюм под аудиторию и цель выступления, так как его первостепенная задача - вызвать симпатию и доверие у своих слушателей.


Над чем ему нужно работать, чтобы добиваться присоединения слушателей к своей позиции?

В первую очередь над собой. Любая позиция – это совокупность тезисов (мыслей и идей), которые отстаивает оратор. Есть такое выражение: «Убеждает убежденность». Оратор в первую очередь должен сам верить в то, что он говорит. Чем сильнее вера самого оратора в свои идеи, тем проще ему убедить в истинности своей позиции своих слушателей. Здесь, опять же, можно провести разграничение. Первый вариант - когда оратор говорит то, во что сам свято верит, тогда ему нужно в первую очередь продемонстрировать свои чувства слушателям; и второй вариант - когда оратору необходимо убедить аудиторию в истинности тезиса, к которому он сам равнодушен. Кстати, у профессиональных ораторов второй вариант встречается гораздо чаще первого. Лучшие помощники оратора - это его знание логики, риторики, диалектики, эристики и рабулистики, а также огромный кругозор в самых различных областях. Отвечая на ваш вопрос, можно дать два совета: либо говори то, во что сам веришь, либо изучай риторику и психологию влияния.

Насколько важно завоевать аудиторию с первых секунд?

Да, вы абсолютно правы. Первейшая цель оратора - это привлечение, удержание и управление вниманием слушателей. Любая профессиональная речь состоит из трех частей: начало – содержание – завершение. Цель первого этапа – привлечь внимание аудитории. Что для этого нужно сделать:

1. Не начинайте речь, пока вся аудитория не будет смотреть на вас и не прекратит заниматься побочными делами.

2. Установите зрительный контакт со своими слушателями.

3. Если аудитория большая, то разделите ее на несколько секторов и в процессе выступления уделяйте внимание каждой части аудитории. Распространенная ошибка – говорить только с центром (теми, кто находится напротив), в итоге боковые секторы «остывают», им неинтересно, оратор не общается с ними, как итог - начинаются разговоры, и эта тенденция, если оратор не предпримет действий по управления групповой динамикой, как вирус, распространится на всю аудиторию. Либо центр начнет конфликтовать с боковыми секторами, а в этом тоже нет ничего хорошего - цели выступления в такой атмосфере не достичь.

Какие инструменты можно использовать в начале своего выступления, чтобы привлечь внимание слушателей? Рассказать, о чем собираетесь говорить, рассказать о себе, рассказать реальную историю, метафору, анекдот, начать с перечисления проблем и вызовов… список можно продолжать долго, все зависит от творческого мышления оратора. Лично я больше всего люблю начинать свои выступления с провокационных вопросов, этот инструмент полностью привлекают внимание аудитории, он заставляет слушателей задуматься, начать размышлять вместе с оратором. Результат: слушатели испытали любопытство. А что еще нужно для хорошего выступления?

Как удержать внимание слушателей?

По моему опыту, лучше всего удерживает внимание слушателей диалог. Ни одна, даже самая дисциплинированная аудитория долго не выдержит монолога оратора. Хороший оратор общается с аудиторией с помощью риторических вопросов (сам задаю, сам отвечаю). Очень хорошо удерживать внимание историями. Умение рассказывать истории - это целое искусство, к сожалению, даже многие профессиональные ораторы им не владеют. Слушатели не потеряют внимание к речи оратора, если в ней приводится информация, которая отвечает следующим критериям: она для них является новой и полезной. Обращаю внимание на союз «и», многие ораторы дают новую для слушателей информацию, но она не несет в себе никакой пользы, как итог - быстрая потеря внимания, либо второй вариант: информация полезна для аудитории, но она уже всем известна. Итог предсказуем – потеря внимания слушателей. Хорошо себя зарекомендовал инструмент «Живое рассуждение» - оратор на сцене излагает информацию, которая уже известна аудитории, но рассматривает ее с неожиданной для аудитории точки зрения, заставляя тем самым слушателей размышлять вместе с ним, подводя их к нужным для себя выводам, тем самым он изменяет их мировоззрение. Это настоящее искусство, доступное не многим!

Есть мнение, что в выступлении необходимо использовать хотя бы одну притчу, чтобы оно запомнилось. Вы согласны?

Цель выступления не в том, чтобы оно запомнилось, а в том, чтобы оно убедило слушателя в чем-то, изменило его образы, решения и действия. Я считаю, что если притча помогает убеждать слушателей, то она, безусловно, полезна, если нет, то можно обойтись и без нее. Цель речи – действия слушателей, чтобы они сделали то, что нам нужно. Все остальное малозначимо. Есть масса примеров, когда оратор в своей речи использовал притчи, метафоры, и слушатели их запомнили, но не сделали то, для чего речь писалась и произносилась. Можно ли считать такое выступление удачным? Думаю, нет! В речи оратора все должно быть подчинено одной цели, и притчи не исключение, никаких строгих правил и указаний на этот счет нет, все индивидуально.

А уместно в ходе выступления пошутить или рассказать анекдот?

Использовать юмор можно и нужно. Юмор – это искусство, многие ораторы этого не понимают. Есть замечательное выражение Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Умение использовать юмор в своей речи – это настоящий талант, который очень сложно развить, это особый образ мышления, конечно, если мы говорим про настоящий юмор, а не пошлость, которую нам сейчас демонстрируют на ТВ. Тем, кто хочет развить у себя этот навык, могу посоветовать читать Михаила Михайловича Жванецкого - чтобы понять его юмор, нужно думать, так как каждая шутка имеет скрытый философский подтекст. Сказать о том, что должно вызывать грусть и слезы так, чтобы было смешно, разве это не достойно восхищения?! Подведем итог: шутки и анекдоты использовать в своем выступлении можно и даже нужно, но для начала этому нужно научиться. Умный юмор способен украсить любую речь и показать эрудированность оратора, глупый испортит все выступление и выставит оратора не в лучшем свете.

Если удалось рассмешить аудиторию – это всегда успех?

Если целью выступления является поднять слушателям настроение, то смех в зале – это однозначно успех. Если мы говорим о дебатах (публичном споре) и вы решили высмеять позицию, интересы, аргументы, личность оппонента, и в зале слышен смех – это однозначно успех, если только зрители смеются не над вашими словами.

Оратор должен управлять реакциями аудитории. Смех - одна из реакций, следовательно, если оратор планировал такую реакцию на свои слова, это успех, если нет, то нужно смотреть по конкретной ситуации.

«Перебор» с жестикуляцией, чем он плох?

Жестикуляция оратора - один из самых обсуждаемых вопросов. Моя позиция по данному вопросу заключается в следующем: жестикуляция должна выражать личность оратора, суть его речи и эмоционального состояния. Обязательно нужно изучить правила жестикуляции на сцене, но делать на этом большой акцент я не советую. Как показывает практика, о жестах оратор во время выступления может вспомнить один – пять раз, все остальное время жестикуляцией управляет подсознание. Если аудитория почувствует расхождение в словах, чувствах и жестах оратора, она потеряет к нему доверие. Мой совет: пусть ваши жесты, мимика будут естественными, отражать ваши чувства и суть речи и всегда служат хорошими помощниками в достижении ваших целей.

Какими приемами категорически нельзя пользоваться при публичном выступлении?

Никаких запретов нет! Для оратора главное - цель выступления. Цель оправдывает средства. Любой прием, помогающий достичь цели, - благо, все остальное от лукавого! Ораторское искусство - это инструмент достижения целей, и об этом всегда нужно помнить. Прежде чем произнести речь, определите ее цель, если цели нет, лучше и вовсе не выступать!

Беседовала Наталья Селивёрстова

Валерий Владимирович Кошкин. Бизнес-тренер и партнер тренингового центра «АМИКОН», основатель и руководитель школы ораторского искусства и переговоров Э.Р.Р.А., эксперт в области публичных выступлений и психологии влияния.