Почерк как инструмент эффективного управления обучаемостью персонала

Ирина Бухарева, эксперт-графолог

Вопрос обучения сотрудников рано или поздно встаёт перед любой компанией. И несмотря на численность персонала и специфику бизнеса, большинство из них готовы вкладывать в развитие своих сотрудников деньги, но при этом хотят видеть и результаты этих вложений в последующем рабочем процессе.

Как понять, насколько окупятся затраты и насколько эффективным окажется обучение? Сможет ли работник впитать новую информацию? Сумеет ли в дальнейшем её интегрировать и умело распоряжаться полученными знаниями? Имеет ли потенциал уловить суть, главную идею и концепцию или сконцентрируется на мелких и несущественных деталях?

В современном мире информационных технологий, где в общем пространстве одновременно хранится огромный объем информации, очень часто бывает сложно сосредоточиться на самой главной концепции. Поэтому зачастую обработка человеком ключевой информации носит поверхностный характер и не приносит дальнейших продуктивных результатов, которые могли бы быть. Не секрет, что продуктивность процесса обучения зависит и от особенностей личности: мышления, привычного образа действия и восприятия информации. Главное — найти нужный подход к человеку. Но как понять, какой именно способ даст наилучшие результаты и сэкономит вложения компаний в своих сотрудников?

Если копнуть глубже, то обучение — это процесс усвоения заданной информации или практических знаний с целью дальнейшего использования, анализ и синтез смежных ситуаций для выявления оптимального решения поставленной перед человеком задачи, а также способность и умение передавать эту информацию другим людям. Важными параметрами при этом являются наличие мотивации, самостоятельность и усидчивость.

Групповое обучение, безусловно, удобнее. Но сам процесс обработки данных у всех происходит по-разному. Поэтому для достижения максимальной эффективности лучше применять индивидуальный подход к каждому сотруднику либо сотрудникам, схожим по восприятию информации.

Поскольку взаимосвязь деятельности головного мозга, внутренних психических процессов с мелкой моторикой, переносящей особенности поведения, нервной системы, образа действия, мышления, взаимоотношений в социуме и т. п. на лист бумаги давно не является секретом, то самое простое, что можно сделать — это посмотреть на совокупность признаков почерка, отвечающих за нужные нам характеристики.

Наиболее оптимальным вариантом будет являться человек, почерк которого обладает зрелой формой букв, т. е. имеет «взрослый», оформленный стиль письма. В этом случае мы говорим о психологической зрелости личности, о способности адекватно воспринимать информацию и пользоваться ею. Должна быть естественная гибкость, эластичность при беглости почерка, продуктивной графомоторной скорости как показатель естественной и гибкой адаптивности и мотивации. Здоровая регуляция контроля — расслабления (CNTRLS) в пользу первого, т. е. почерк демонстрирует перевес контролируемых, сдерживающих факторов, но не в крайней степени — как умение концентрироваться при умении отдыхать и набираться сил.

На листе должно соблюдаться сбалансированное распределение текста: соблюдены абзацы, расстояния между строками, словами, буквами. Это показатель хорошего управления собственными ресурсами (временем, действиями), умения планировать, отделять главное от второстепенного и т. п. Необходима читабельность или доля читабельности — как социальный аспект, готовность идти на контакт и умение передать полученную информацию. Наличие нажима без ослаблений или перепадов — как здоровое качество жизненной энергии для получения результата. Продуктивная однородность (постоянство) элементов почерка при сбалансированной вариативности признаков.

Развитые верхние и нижние отростки в буквах (вертикальный разброс почерка) не должны быть крошечными, «прибитыми» к серединным буквам либо зажатыми, имеющими углы или, наоборот, слишком большие «пузыри» или «ковши». Хорошим показателем также будут являться расширяющиеся к концу листа левые (начальные) поля. В таком случае мы можем говорить о хорошей вовлечённости в процесс обучения, да и своей работой в целом.

  1. ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ОБУЧАЕМОСТИ

Рис. 1

Перед нами почерк человека, способного к обучению и к самообучению. Эта девушка может и готова прикладывать для этого усилия, ей интересно постоянно постигать что-либо новое. Довольно любознательна, но при этом обладает усидчивостью, имеет хорошую концентрацию внимания, терпение и мотивацию для того, чтобы впитывать в себя новые знания. Легко применяет полученную информацию в дальнейшем, может отличать главное от второстепенного, вычленять нужное и использовать по назначению. Также способна довольно быстро и гибко адаптироваться к новым условиям.

В обучении достаточно самостоятельна, инициативна. Может обучаться индивидуально, без контроля преподавателя. Но в очной форме обучения важную роль играет личность преподавателя (харизма), умение заинтересовать и эмоционально вовлечь в процесс.

Рис. 2

Ещё один образец почерка человека логического, мыслительного склада. Этот человек тоже обладает хорошей обучаемостью, умеет применять полученную информацию, структурировать её, делать объективные выводы на её основании. Если мы посмотрим на признаки почерка, как и в предыдущем образце, увидим продуктивное размеренное движение при хорошей доле контроля — как способность справляться с препятствиями посредством дисциплинированности, ответственности, усидчивости, способность концентрировать внимание. Продуктивная организация текста на листе — ясное расположение, расстояния между строками, словами. Зрелая форма букв. Почерк сохраняет читабельность, развиты верхние и нижние зоны букв. Не слабый нажим.

Для того чтобы результаты обучения были продуктивными, необходима структурированная, последовательная подача информации. Большое значение имеют факты и целесообразность изучаемого материала. Также имеются способности и к самообучению.

Подведём первые итоги.

Характерные признаки почерка при высокой степени обучаемости:

  1. Зрелая форма букв (не банальная «детская», но и не чересчур упрощённая);

  2. Продуктивное движение почерка: спонтанное или размеренное;

  3. Продуктивная графомоторная скорость;

  4. Сбалансированная доля CNT (контроля);

  5. Развитые верхние и нижние отростки;

  6. Продуктивная организация текста на листе;

  7. Здоровая однородность, постоянство признаков;

  8. Не слабый нажим;

  9. Хорошая читабельность;

  10. Расширяющиеся начальные (левые) поля.

Таким образом, выявляя необходимые нам признаки почерка, в приведённых выше образцах мы можем говорить о высокой доле обучаемости и самостоятельности их авторов.

Но как быть, если сотрудники обладают другими характерными особенностями восприятия информации? Предлагаю также рассмотреть более детально на примерах и выделить наиболее оптимальные варианты учебного процесса для них.

2. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, «СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА»

Главный мотив такого человека — получение положительной оценки, ради которой он будет готов по-настоящему прикладывать усилия, «вкалывать». Будучи перфекционистом, с одной стороны, имеет стимул доводить всё до идеального состояния, держать всё под контролем, стремится быть лучшим, с другой — слишком зависит от оценок окружающих, не оставляет себе права на ошибку, ругает себя за малейший промах, предъявляет высочайшие требования (как к себе, так и к окружающим). Отсюда также следует и болезненное восприятие критики.

Человек по-хорошему предсказуемый, консервативный, придерживается проверенных путей, для него важно находиться в определённых общественных рамках, следовать установленным правилам. Проносит знания через свою систему ценностей, руководствуется принципами: «справедливо — несправедливо», «хорошо — плохо».

Рис. 3

Оптимальный подход к обучению такого человека — очный, т. к. ему необходимо сопоставить получаемую информацию с имеющимися ценностями и убедиться на практике в пользе предмета. Структурирование информации для лучшего восприятия и запоминания (развита визуальная память). Хорошей мотивацией станут похвала, особое выделение заслуг этого человека перед остальными членами группы, а также получение диплома / аттестата / наград и т. п.

Акцент в почерке сместится с движения на форму букв — угловатую, однородную, параллельную (обсессивную) — как на демонстрацию важности внешней оценки взамен внутренних движущих импульсов.

В почерке мы увидим более сдержанную графомоторную скорость, размеренное движение, сильный волевой контроль, зажатость, скованность и однородность признаков, параллельность штрихов и линий. Форма букв — стандартная, усреднённая, формальная. Создаётся впечатление механистичности. Возможны также украшения и лишние элементы как наличие маски. Организация, расположение текста на листе, как и форма букв, также будет формальной и педантичной и при взгляде издалека будет напоминать напечатанный на компьютере текст. Не будет хватать живости, беглости, гибкости, лёгкости в почерке, как в предыдущих образцах.

Характерные признаки почерка:

  1. Форма букв по стандартам прописей;

  2. Формализм, каллиграфичность, аккуратность;

  3. Наличие уголков или угловатых форм;

  4. Сильная однородность признаков, единообразие;

  5. Параллельность линий;

  6. Усиленный доминирующий контроль (CNT);

  7. Сниженная скорость;

  8. Размеренное движение;

  9. Формальное (искусственное), неестественное расположение текста на листе;

  10. Отсутствие динамики в почерке;

  11. Может быть маска: лишние украшения, непродуктивные элементы.

  1. ПОДРОБНАЯ, ДЕТАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Отличительной чертой таких людей является флегматичный склад характера. Это личности «толстокожие», и донести до них нововведения бывает очень и очень сложно. Процесс восприятия любой информации происходит крайне медленно и детализировано. Им тяжело отделять главное от второстепенного: всё второстепенное как раз таки выходит на первый план и является крайне важным, а суть остаётся незамеченной.

Люди, обладающие детализированным мышлением, воспринимают информацию, включаются в процесс обучения очень медленно, способны воспринимать стандартное, упрощённое, привычное им изложение материала, акцентированное на подробных аспектах области.

Рис. 4

Для продуктивного обучения таких сотрудников понадобится длительная программа, очень подробные руководства, пошаговые, детализированные инструкции. А также — наставник, детально контролирующий весь процесс. Хорошо также подойдут игровые форматы с отработкой возможных сценариев развития ситуаций. Не рекомендуется самостоятельное обучение.

Почерк будет отличаться банальной, подробно выписанной, неоформленной формой букв — будто писал школьник из начальной школы. Сразу бросится в глаза сильная скованность и зажатость в картине письма, которая является следствием сильной «законтролированности» природных импульсов (CNT — крайняя степень) и статичным, застывшим, «мёртвым» движением почерка. Будет создаваться впечатление, будто текст искусственным образом «приклеен» к листу бумаги.

В картине письма видна слишком сильная педантичность и единообразие неразвитых элементов. Складывается впечатление тяжеловесности, неоформленности, негибкости. Нажим, как правило, тоже будет сильным до очень сильного, оставляющего своеобразные бороздки на другой стороне листа. Штрих плотный, утяжелённый, имеет тупоконечные окончания. Обрубленные буквы без продолжения — вторичной ширины. Почерк сосредоточится в средней зоне букв. Но даже если и будет иметь вертикальный разброс, то в данном случае это будет не свидетельством развития собственной индивидуации, а несоответствием между желаемым и имеемым. Также в большинстве случаев можно увидеть непропорционально большие поля — от верхних до левых, правых и нижних.

Характерные признаки почерка:

  1. Неразвитые, подробные формы букв;

  2. Статичное, застывшее движение почерка;

  3. Крайняя степень «законтролированности» признаков;

  4. Крайняя степень однородности и единообразия, обсессия;

  5. Плотный, утяжелённый штрих;

  6. Тупоконечные окончания штриха;

  7. Сильный или очень сильный нажим;

  8. Возвратные движения;

  9. Непродуктивная организация: застывшая и / или перегруженная текстом;

  10. Крайне широкие верхние поля.

4. НЕХВАТКА КОНЦЕНТРАЦИИ, УСИДЧИВОСТИ

Другая крайность — нехватка усидчивости, недостаток концентрации внимания. Когда человеку сложно концентрироваться на чём-то одном, углубляться целиком, он быстро переключает своё внимание с одного на другое — многое пропускает, проскакивает, «пролетает». Такому человеку не хватает терпения, хочется быстрых результатов, быстрых решений.

Безусловно, он движим продуктивными намерениями, но даже при большом желании учиться его «не хватит на длительное время»: вначале пытается собраться, сконцентрироваться, но слишком быстро переключает внимание, теряет интерес к происходящему, переменчив в целях, мотивации и желаниях. По этой причине также не вполне надёжен: может просто забыть о чём-то и сильно подвести.

Рис. 5

Оптимальный вариант для обучения — кратковременные обучающие программы с игровыми элементами и ненавязчивым контролем преподавателя. Самостоятельные программы крайне сложны для освоения по причине общей разбалансированности.

Почерки таких людей отличаются очень сильной неоднородностью признаков: это и вариативность в размере букв, их написании, разбалансированность расстояний между буквами, словами, строками, переменчивость наклона, нажима, штриха, свидетельствующие об общей переменчивости намерений автора почерка.

Беспорядочная или очень загруженная организация текста на листе (его расположение), нет какой-то чёткой системности, а соответственно, и личной организованности в целом. Недостаток контроля — человек поступает под влиянием лишь внутренних, сиюминутных импульсов. Некий «зуд» на листе — «зудящее», беспокойное движение почерка, «бег на месте». Общая биопсихологическая неустойчивость, бессистемная борьба сильного волевого контроля с имеющимися у человека импульсами с переменным успехом.

Характерные признаки почерка:

  1. Сильная неоднородность признаков, общая неустойчивость;

  2. Переменчивость наклона;

  3. Нестабильный, переменчивый размер букв;

  4. Зудящее, неустойчивое движение почерка;

  5. Беспорядочная и / или загруженная организация текста на листе;

  6. Переменчивая форма букв;

  7. Спазматичность нажима, резкие перемены;

  8. Вибрирующий, неустойчивый штрих.

5. НЕХВАТКА ВОВЛЕЧЁННОСТИ, ИНТЕРЕСА, РАВНОДУШИЕ

Ещё один пример — это равнодушие, безучастность, нехватка инициативы и вовлечённости как в процесс обучения, так и в других сферах жизни в целом. Недостаток энергии, безволие. Такому человеку свойственно перекладывать всё на других, проще, чтобы просто оставили в покое, не трогали.

Внешне вполне может показывать, что всем доволен, что нет каких-либо претензий, но на самом деле часто просто сбегает от реальности. Здесь нет ни внутреннего стержня, ни контроля, а значит, и достаточной мотивации для воплощения чего-либо в жизнь. Основной девиз такого человека: «Пусть другие работают, а мне и так хорошо». Слабое восприятие — «в одно ухо влетело, в другое вылетело», невнимательность, рассеянная память. Нет амбиций, желания, нет участия. Рад чувствовать, что избавлен от долга и каких-либо обязательств. Любые рамки, правила и нормы тяготят — неготовность иметь дело с какими-либо требованиями. По жизни является ведомым, безынициативен, даёт другим решать за себя. Нет сдерживающей силы, внутренней дисциплинированности.

Рис. 6

Для обучения необходимо постоянное мотивирование и очень тесное наставничество, в буквальном смысле — «взять и повести этого человека за руку». Хорошо подходят коучинговые программы. Но как только они заканчиваются, такой человек вновь теряет мотивацию и возвращается в «исходное состояние».

Почерки таких людей отличаются сильным релизом — сильной степенью расслабленности. Вялое, расслабленное движение при ложной графомоторной скорости. Может оставаться много белого, незаполненного пространства на листе бумаги — между словами, между строками. Бывает в таких почерках правый, уже падающий наклон — лежачий, от 35 градусов. Невнятные буквы с пропадающими и исчезающими линиями. Отсутствующий нажим, очень тонкий, бледный штрих. Могут наблюдаться закляксованность штрихов, запачканность, микрокляксы — как стремление легко получать удовольствие, часто чувственного характера, ничего для этого не делая.

Характерные признаки почерка:

  1. Вялое движение;

  2. Слабый и / или исчезающий нажим;

  3. Сильная расслабленность (релиз) в картине почерка;

  4. Наличие пропадающих и исчезающих линий;

  5. Вязкие, невнятные буквы;

  6. Бледный, тонкий штрих — без энергии;

  7. Правый падающий либо очень переменчивый наклон;

  8. Тенденция к белому, незаполненному пространству листа;

  9. Закляксованность штрихов, запачканность, микрокляксы.

Благодаря тем личностным особенностям, которые вы теперь очень легко сможете определить по почеркам сотрудников, вам доступен уникальный ключ для того, чтобы они достигали максимальной эффективности в процессе дальнейшего обучения, что, безусловно, положительно отразится и на производительности вашей компании.

Ирина Бухарева, эксперт-графолог, бизнес-консультант, руководитель Центра изучения почерка «Современная Графология» — Представительства Института Графоанализа Инессы Гольдберг в Москве. Член НП «Эксперты рынка труда», официальный партнёр Сбербанка России.

www.grafologia-moscow.ru