Значимость IQ для достижения социального успеха составляет не более 20%

Эмоциональный интеллект. Говорят, что определений этого понятия столько же, сколько и учёных, занимающихся его изучением. Так ли это и почему?

Да, определений эмоционального интеллекта существует достаточно много. Концепция эмоционального интеллекта окончательно оформилась сравнительно недавно, в начале 1990-х, и еще не пришла к канонической формулировке.

Если обратиться к истории, то понятие эмоционального интеллекта было сформулировано, в результате поиска ответа на вопрос: какие качества позволяют человеку добиваться успеха в обществе? Соответственно, самым простым определением эмоционального интеллекта будет просто перечисление этих качеств. Это:

  • во-первых, способность понимать собственные эмоции,
  • во-вторых, способность понимать эмоции окружающих,
  • в-третьих, умение управлять собственными эмоциями,
  • в-четвертых, умение управлять эмоциями окружающих.

Как раз за счет этого «в-четвертых» и возможно достижение успеха. Почему же так происходит?

Нейропсихологи (сейчас есть и такая специальность), исследуя активность различных частей головного мозга с помощью томографа, установили, что в процессе принятия решений участки, ответственные за эмоции активны всегда, независимо от того, выбираем ли мы автомобиль, имея перед глазами подробнейшие технические характеристики и статистику поломок, или принимаем решение, как провести свободный вечер. Они установили, что все решения принимаются с учетом связанных с ними эмоций.

Значит, если Вы хорошо умеете управлять эмоциями людей, Вы можете склонять их к принятию выгодных для Вас решений. Фактически, окружающие начинают работать на Ваш успех. Ну а без первых трех пунктов в определении этот, четвертый, просто не может работать.

Некоторые даже считают, что высокий EQ (коэффициент эмоциональности, англ. emotional quotinent) гораздо важнее для человека, чем высокий IQ. Вы согласны с этим?

Если рассматривать человека, как существо социальное, живущее в обществе себе подобных, то это в большинстве случаев так. Для большинства из нас высокий EQ действительно залог успеха. Однако нужно учитывать, что означает успех для каждого конкретного человека. Например, возьмем Георгия Перельмана, математика, который доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре, над которой до него около ста лет безуспешно ломали головы лучшие математики человечества. Он отказался от нескольких присужденных ему премий, не выступает на съездах и конференциях и продолжает фактически вести жизнь затворника. Для него не важны социальный успех и общественное положение. Его выбор — IQ. Большинство же людей, особенно те, чьи амбиции превосходят средний уровень, действительно с большей вероятностью добьются успеха, полагаясь на EQ. Это подтверждается исследованиями ученых Гарвардского университета, которые установили, что значимость IQ для достижения социального успеха составляет не более 20%.

Что скажете о популярной сегодня на Западе поговорке "IQ дает тебе работу, а EQ — карьеру"?

Думаю, что это верно. Но верно только при классическом, на сегодня уже устаревшем, подходе к отбору кандидатов, когда главное внимание уделяется профессиональному опыту. В настоящее время все больше компаний начинают оценивать и эмоциональную компетентность будущих сотрудников. Ну а с тем, что решающее значение для карьеры имеет EQ, сегодня уже никто спорить не будет. Карьера в компании — явление социальное. Если Вы замечательный технический работник, но не умеете находить общий язык с окружающими, вряд ли Вас ждет значительный карьерный рост.

В чём преимущество эмоций перед интеллектом?

На мой взгляд, сравнивать возможно не эмоции и интеллект, а эмоциональный интеллект и интеллект в классическом его понимании. И они оба хороши, каждый в своей ситуации. Природа поступила очень разумно, дав человеку инструменты для решения всех встающих перед ним задач, и неудивительно, что для разных задач эффективными оказываются специализированные инструменты. Например, если Вы сдаете письменный экзамен по математике, то Вам поможет классический интеллект, а если отпрашиваетесь у руководителя пораньше домой — эмоциональный.

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера?

Это влияние трудно переоценить. Фактически лидерство — это поведение одного человека, которое сильно и целенаправленно влияет на поведение других людей. Даже формулировка очень похожа на один из навыков эмоционального интеллекта.

Как эмоциональная компетентность оказывает влияние на результативность управления в организации?

Я бы сказал, что для управления эмоциональная компетентность критична. Ведь успех руководителя в первую очередь определяется не собственными достижениями, а достижениями коллектива, работой которого он управляет. А это значит, что руководитель каждую минуту, любым своим действием должен оказывать позитивное влияние на работу коллег и подчиненных. Научиться этому, отказавшись от развития эмоционального интеллекта, практически невозможно.

Так ли сильно важна эмпатия в бизнесе?

Эмпатия, это понимание эмоционального состояния другого человека и сопереживание ему. Я бы сказал, что это — необходимое качество для всех, чья работа, непосредственно связана с людьми. Проявляя эмпатию, мы демонстрируем человеку, что уважаем его как личность, а потребность в уважении у современных людей, по моим наблюдениям, всегда активна. В ответ «уважаемые люди» готовы прислушаться к нашим словам.

А как же известное высказывание «ничего личного — только бизнес»?

Это высказывание, в основном, употребляется в тех случаях, когда мы в интересах бизнеса делаем что-то, что сильно расстраивает другого человека. И вот тут-то, не проявив эмпатии, мы рискуем получить скандал и конфликт, с которым будет очень сложно справиться. Например, процесс увольнения сотрудника, который не справляется со своими обязанностями, без эмпатии может перерасти в долгую судебную тяжбу.

В одной из компаний, куда я пришел на должность директора по персоналу, работал руководитель отдела, о котором все, включая генерального директора, говорили мне, что его давно следует уволить, а не увольняют, потому что точно будет грандиозный скандал. Я побеседовал с этим руководителем, показав, что я его очень хорошо понимаю и уважаю, как человека, но при этом логически продемонстрировал, что его способности не совпадают с требованиями компании, и предложил свою помощь в поиске новой работы. К удивлению многих, расстались мы без скандала и, более того, уволенный порекомендовал нам кандидата с очень редкой специальностью, которого компания давно искала.

Но есть и оборотная сторона медали. Некоторые люди настолько глубоко настроены на других, что им трудно работать в среде, где существуют постоянные сложности с построением взаимоотношений. Так всегда ли нужно быть открытым?

Я глубоко убежден, что любое полезное качество, будучи гипертрофированным, не приносит пользы. Для людей, глубоко втягивающихся в ситуацию и принимающих все слишком близко к сердцу, могу посоветовать развитие в себе так называемого «взгляда со стороны», когда мы как бы раздваиваем свое сознание: один я действую по ситуации, другой я, в тоже время, как бы наблюдаю за этим со стороны. Эта методика описана в книге Михаила Чехова «О технике актера». Мы собираем полезные приемы и технологии из многих отраслей знания. В этой ситуации нам помогает театральное искусство.

Эмоциональный интеллект подразумевает управление своими эмоциями. Как можно этому научиться?

В управлении собственными эмоциями есть два основных аспекта. Во-первых, нужно уметь избавиться от ненужных эмоций, особенно если они слишком сильны. Во-вторых, вызвать у себя те эмоции, которые помогут справиться с текущей задачей.

В первом случае, прежде всего, нужно назвать свою эмоцию, если есть возможность, то вслух, и приступить к анализу, честно признавшись себе, чем вызвана эмоция, важна ли для Вас ее причина и, если важна, то понять, что можно сделать с причиной. Где-то по дороге эмоция, как правило, теряется.

Во втором случае поможет метод «якоря». Вспомните и представьте в воображении, как можно более ярко, ситуацию, в которой Вы испытывали нужную Вам эмоцию, сконцентрируйтесь на этом воспоминании, через короткий промежуток времени к Вам эта эмоция придет. Если тренироваться регулярно, то эмоция будет приходить практически сразу после воспоминания.

Так ли необходимо уметь читать язык тела? Для чего?

На мой взгляд, изучение языка тела желательный, но не обязательный элемент для понимания эмоций окружающих. У каждого человека в мозгу есть особая зона, в которой расположены так называемые «зеркальные нейроны». Эти нейроны позволяют нам в легкой форме ощущать (отзеркаливать) эмоции, которые испытывает находящийся рядом человек. Нужно только тщательнее к этим сигналам прислушиваться. Кстати, люди, у которых зеркальные нейроны не работают по той или иной причине — это аутисты, которым абсолютно не интересно любое общение.

Нужно ли работать над развитием эмоционального интеллекта и как это делать?

Привлекательность и популярность концепции эмоционального интеллекта во многом связана с тем, что, в отличие от IQ, который почти невозможно изменить, EQ можно повышать. Правда, дело это не быстрое и требующее долгой и упорной работы над собой. Посетив один или даже несколько тренингов по эмоциональному интеллекту, Вы не повысите его мгновенно. В лучшем случае, поймете, что для этого нужно делать. В качестве первого шага могу посоветовать начать говорить окружающим, какие эмоции Вы испытываете. Особенно, если это негативные эмоции. Вы сразу заметите, что конфликтов и недоразумений вокруг Вас стало меньше.

Можно проявить эмпатию и гибкость, а можно прогнуться и позволить «сесть на шею». Как распознать эту грань, найти «золотую середину»?

Человек с действительно высоким EQ всегда вовремя заметит эту грань за счет способности трезво и быстро оценивать эмоции и ситуацию, а затем найдет выход. Ведь одно из определений эмоционального интеллекта гласит, что это «способность за счет осознания и управления эмоциями справляться с давлением и вызовами внешней среды».

Развивайте свой эмоциональный интеллект, и никто не сможет «сесть Вам на шею», да и Вам незачем будет садиться на шею другим людям. Вы добьетесь всего, чего хотите и без этого.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Владимир Коновалов. Консультант в области управления персоналом и планирования, бизнес-тренер с многолетним опытом работы. Создатель и ведущий тренер Школы HR-professional и Школы Бизнес-Тренеров.