Лиз Клайборн

Лиз Клайборн, американский модельер и дизайнер, основательница обширной империи по производству одежды «Liz Claiborne, Inc.». Лиз Клайборн перебралась в Нью-Йорк с целью найти работу. Первая ее работа, в которой Лиз принимала участие в качестве ассистента по художественному оформлению, была работа с дизайнером Тиной Лессер, не умеющей рисовать. Здесь она поняла, что, помимо всего прочего, она должна быть еще и моделью. Лессер была для Лиз в роли наставника, сотрудничество с ней послужило хорошей подготовкой для ее дальнейшей карьеры. Свою карьеру дизайнера Клайборн начала в 1950 году в двадцать один год, работая у дизайнера Бена Рига. После этого она сменила еще не один дом моды, пока в Милуоки не поступила в производственную компанию «Rhea Manufacturing». В 1957 году она и Артур Ортснберг, ее второй муж, поступили на работу в Нью-Йорке. Вскоре Клайборн была назначена главным дизайнером отделения молодежной одежды фирмы Джонатана Логана. Работая в этой должности в течение шестнадцати лет, она мечтала открыть собственный бизнес. Работая у Джонатана Логана, она увидела на рынке пробел в недостатке удобной одежды для деловых женщин по умеренным ценам, однако убедить сотрудников фирмы Джонатана Логана в том, что спортивная одежда для новых деловых женщин — это Ноу-Хау, ей не удалось.

В начале 1976 года Лиз основала компанию «Liz Claiborne, Inc», где свои мечты воплотила в действительность. В создание компании она и Артур вложили 50 000 долларов, и еще 200 000 долларов от друзей. Тридцать пять дизайнерских эскизов первой группы изделий были представлены друзьям уже осенью 1976 года, они сразу же приобрели завидную популярность, и коллекция была распродана за считанные дни. Тем не менее, Лиз приступила к конструированию других новых линий одежды, сочетая работу в офисе и досуг, ее стратегия и проекты оказались безошибочны — фирма имела большой успех и за первый же год заработала на продажах 2,5 миллионов долларов, и за два года этот уровень достиг 23 миллиона. Из-за быстрого роста фирме не хватало ни основного капитала, ни текущих доходов, это продолжалось до 1980 года, даже несмотря на то, что были выпущены акции по 19 долларов за штуку, при этом оборотный капитал вырос до 6,1 миллиона долларов. Заметим, что к 1986 году фирме повезло, и доходы от продажи достигли миллиарда долларов. Модели, создаваемые Клайборн, принимались в производство на различных фабриках таких стран, как Индия, Китай, Тайвань, Гонконг, Корея и Филиппины. Своим бизнесом Лиз управляла скорее по-японски, чем по-американски: не кричала на сотрудников, постоянно уходила от дискуссий, не задевала “ничьих чувств”, она была хорошо воспитана и становилась жесткой только при принятии решения в отношении нового проекта, при этом проект не реализовывался, если он не находил у нее поддержки. В течение 1980 годов компания «Liz Claiborne, Inc.» стала самой быстрорастущей и самой доходной компанией по производству одежды. Для определения желаний и нужд потребителя компания нанимала специальных людей, почти 150 специалистов ежедневно выясняли в универмагах, чего хотят потребители, и еще 21 консультант в этих же универмагах проверял, расположена ли одежда в соответствии с диаграммой «карты Лиз». Ее маркетинговые исследования, включая стиль одежды «от Клайборн» и диаграмма «карты Лиз», привели ее к самому высокому объему продаж женской одежды. Затем она приступила к производству мужской одежды. Сумма выручки с продаж фирмы Клайборн в 1988 году впервые составили 1,2 миллиарда долларов. Девиз Лиз: «если Вы хотите преуспеть, то все, что Вы делаете, Вы должны делать превосходно». В июне 1988 года Лиз Клайборн и ее муж объявили о том, что они отстраняются от руководства. Компания, созданная человеком, не имеющим образования даже средней школы, но понимающим нужды потребителей, продолжала расширяться, открыв 55 магазинов. В 1990 году она освоила выпуск парфюмерии и косметики для мужчин и женщин. Увеличились суммы продаж, и в 1992 году они составили 2,2 миллиарда долларов. Как считает журнал «Working Woman», сегодня компания «Liz Claiborne, Inc.» является одной из самых успешных в Америке.

Элизабет Клайборн родилась в Брюсселе 31 марта 1929 года в семье, где отец американец, Омер Клайборн, был банкиром, эмигрантом «Morgan Guaranty Trust Company», мать, Луиза Феннер Клайборн, была домохозяйкой и швеей. Элизабет Клайборн с 1947 года посещала художественные школы в Брюсселе, Бельгии, Ницце, Франции и проводила время в Художественной Академии в Париже. Однако Лиз поняла, что никогда не станет живописцем. Как-то во время летних каникул в художественной школе, в девятнадцать лет, Лиз участвовала в национальном конкурсе по дизайну одежды и победила. Это придало ей уверенности в себе и выборе своей профессии, и она уехала в Нью-Йорк делать свою судьбу.

Римма Абол


 

Роман Васильев

На первый взгляд можно только восхищаться карьерой Лиз. Статья написана именно в таких тонах… Конечно, Лиз молодец, в 47 лет открыла фирму, вложив 250 тыс. долларов. Её фирма уже через 2 года имела оборот 23 миллиона, а через 10 лет — миллиард долларов. Фантастика!

А теперь читаем между строк… В течение16 лет она мечтала открыть собственный бизнес… Как это знакомо многим из нас! И что же ей мешало все эти 16 лет? Думаю, с идеями было всё хорошо, а вот с финансами… И вот в 1976 году, в свои 47 лет она вкладывает 50 тыс. долларов своих и 200 тыс. друзей в открытие своего бизнеса. Грандиозно! Это более 14 млн. руб. по текущему курсу. Уверяю вас, что в нашей стране очень много мечтающих открыть собственное дело, и идеи у них хорошие, вот только 14 млн. нет. При этом мы все понимаем, что это были не последние деньги Лиз. На последние деньги бизнес не открывают. Да и где взять таких друзей с 200 тыс. долларов? Вот и первый вопрос — где взять стартовый капитал?

Далее. На 1 доллар в 70-х можно было купить значительно больше, чем в наше время. Другими словами, если бы Лиз открывала свой бизнес в наше время, ей бы для старта потребовалось значительно больше, чем 250 тыс. долларов, в разы больше…

И последнее. В статье говорится, что за два года фирма Лиз заработала 23 миллиона. Вложить 250 тыс. и через 2 года получить 23 миллиона, т.е. увеличить свои вложения за 2 года почти в 100 раз — слабо верится. Другое дело, если всю полученную прибыль Лиз реинвестировала, т.е. вкладывала обратно в этот бизнес, хотя и в этом случае рост в 100 раз за 2 года весьма проблематичен.

В общем, вопросов к этой статье очень много. Конечно, есть и ответы, но мы их не знаем, а если бы узнали, то, возможно, и не так восхищались бы карьерой Лиз.


 

Юрий Львович Кожин, Консультант-эксперт по управлению предприятиями

Первое, что хочется сказать. Лиз Клайборн проявила себя целеустремлённым специалистом и руководителем, обладала интуицией и пониманием потребностей клиентов. При этом она пользовалась уважением и доверием близких и знакомых людей.

У Лиз Клайборн отец был банкиром, а мать — швеёй. Опыт родителей послужил ей хорошим подспорьем в её профессиональной деятельности.

В 18 лет получила базовое образование в художественных школах Европы. Но специального высшего образования по профилю своей деятельности у неё не было.

Случаем (толчком), определившим её судьбу, стал национальный конкурс по дизайну одежды, в котором она приняла участие и победила. В дальнейшем для накопления профессионального опыта и навыков она получила обширный 26-летний опыт работы с дизайнерами одежды, оказавшимся полезным для открытия собственного бизнеса.

Второе, что хочется отметить. Ей и созданной ею команде удалось верно выбрать цели и стратегию их достижения на каждом этапе развития её компании.

Правильно сформулированные цели и стратегия позволили ей на первом этапе развития бизнеса на известном ей, региональном рынке сбыта выявить неудовлетворенные ранее потребности клиентов. Результатами первого этапа (интенсивного роста фирмы) стали:

— определение целевой группы клиентов на этом этапе (фокусирование);

— устойчивый и стремительный рост выручки (в 10 раз к первому году работы бизнеса);

— улучшение качества одежды для целевой группы клиентов;

— развитие ассортимента одежды;

— успешное покрытие дефицита оборотных средств за счёт привлечения денежных средств на фондовом рынке.

Второй этап развития бизнеса охарактеризовался региональной и страновой экспансией её бизнеса. Результатами этого этапа стали:

— быстрый рост выручки — в 400 раз (по отношению к первому году);

— известность и потребительская привлекательность её фирмы;

— разработка технологий продаж, стандартов и систем мерчандайзинга;

— расширение целевых групп клиентов и увеличение их численности (в т.ч. за счёт привлечения мужчин).

Третий этап развития бизнеса проявился в его диверсификации. Результатами этого этапа стали:

— открытие фирменной розничной сети (55 магазинов);

— рост товарооборота — почти в 900 раз в сравнении с первым годом работы;

— развитие товарной специализации (по принципу кругов на воде) для удовлетворения потребностей одних и тех же целевых групп клиентов.

И, наконец, третье, что хотелось бы отметить. Лиз Клайборн в 60 лет решила отойти от дел, поняв, что бизнес устойчиво развивается и ей пора отдыхать и наблюдать со стороны за ним. Этот шаг говорит о мудрой и сильной личности, уверенной в себе и своём детище.