Имеет значение не то, что с вами происходит, а как вы это воспринимаете

Алла Астахова

По данным ВЦИОМа, треть населения страны находится в состоянии сильного стресса, который не только снижает работоспособность человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям. Можно ли помочь таким людям выйти из этого положения?

Давайте сначала определим понятие стресс (stress — давление, напряжение). Данный термин впервые был введен Гансом Селье и определяется как: «…неспецифическая реакция организма на любое требование извне». Г. Селье, кроме того, различает конструктивный и деструктивный стресс, указывая, что не каждый стресс является вредным. Психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек захлебывается в огромном потоке информации, не успевает полезную для себя перерабатывать и осваивать, а вредную — отсекать. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, изменений, неопределенности, конфликтов. При этом различные его формы приводят к разным последствиям. Все зависит от степени значимости стрессовой ситуации для человека и способности каждого конкретного человека к адаптации в условиях возникшего стресса.

Думаю, что помочь современному человеку справляться со стрессом может, прежде всего, он сам, научившись управлять собой, своими эмоциями, психическим и физическим состоянием. В масштабах же всей страны может помочь комплексная программа, в основе которой будет обучение населения умению владеть и управлять своими эмоциями. Программа должна поддерживаться государством — начиная с внедрения культуры эмоциональной саморегуляции в массы — лекции, тренинги, передачи, беседы в детских дошкольных, школьных и образовательных учреждениях, в бизнес-среде. Человек, начиная с самого раннего возраста, должен знать, что делать, если он встретился с проблемой, очень расстроен и растерян, как воспринимать ситуацию, с которой он столкнулся. Сюда же я бы включила программы по развитию навыков коммуникации, управлению временем, поскольку часто именно нехватка этих знаний создает сильное напряжение.

В Европе не вводят большое количество запретов за столь короткий срок, как у нас, чтобы не создавать почву для стрессов и рисков коммерсантов. Перемены обсуждаются заблаговременно. Почему у нас нет такой практики?

Ответом на этот вопрос может быть продолжение первого — важна общая культура знаний в области эмоциональной саморегуляции, т.е.способности и умения самого человека создавать оптимальное эмоциональное состояние, которое ведет к достижению удовлетворения и радости. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс профилактических мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Что опаснее для сотрудника: физиологический или психологический стресс?

Стресс характеризуется самым разнообразным набором реакций, которые приводят к психофизиологическому возбуждению. Длительное воздействие отрицательных эмоций может привести к тревоге, нарушениям сна, потере аппетита, депрессии, язвенной болезни, гипертонии, список можно продолжить. Я бы назвала физиологический и психологический стресс разными полюсами одной шкалы под названием «Стресс».

Стресс работника в коллективе может вылиться в хамство по отношению к клиентам?

Всем известно, что эмоции изменяют свойства внимания, памяти и мышления. В данном случае многое зависит от личности сотрудника и его способностей и знаний в области эмоциональной саморегуляции, адаптивности в условиях стресса.

Помогает ли сотрудникам самопрограммирование и самоубеждение вроде «У меня сегодня всё получается?»

На мой взгляд, сотруднику может помочь умение изменять отношение к стрессовой ситуации и оптимистичный жизненный настрой. Г. Селье сформулировал это так: «Имеет значение не то, что с вами происходит, а как вы это воспринимаете». И в этом могут помочь обучающие программы по выходу из стресса, психологии успеха и помощь специалистов — психолога, коуча.

Стресс-менеджмент — это отдельная, самодостаточная программа или всего лишь часть комплексного развития личности сотрудника?

Стресс-менеджмент — это часть комплексного развития личности сотрудника и его близкого окружения.

«Плюшки» от компании — приятный бонус или реальная помощь в борьбе со стрессом? (Например, в российском филиале Microsoft в помещении для отдыха персонала стоят блюда с фруктами).

Ценность «плюшек» зависит от того, что транслирует компания и первое лицо своим сотрудникам в повседневной жизни. Искреннее уважение к сотрудникам, готовность выслушать, открытость, поддержка инициативы и простое «спасибо» создают атмосферу доверия и вовлеченности персонала. В этом случае «плюшки» от компании будут и приятным бонусом, и реальной помощью и поддержкой в стрессовых ситуациях.

А антистрессовые пятничные «корпоративки», которые так популярны в Великобритании, могут прижиться у нас?

Многое зависит от корпоративной культуры компании. Я встречала компании, в которых все всего боятся, и в этом случае сотрудники будут вынуждены идти на эти пятничные «корпоративки», поглядывая на часы и боясь уйти до ухода босса. Для того, чтобы пятничные «корпоративки» имели смысл, важно, чтобы сотрудники были ключевой ценностью этой компании.

Чиновники, новые запреты, конкуренты, ситуация на рынке — в бизнесе каждый день «как на вулкане». Но не все решаются пойти на «курсы для слабонервных девиц». Что делать в таком случае?

«Курсы для слабонервных девиц» — ограничивающее убеждение, оно может быть навязано родителями или близким окружением, и за которым может скрываться человек, на самом деле нуждающийся в помощи. Повторюсь, что важно создавать культуру развития эмоциональной саморегуляции на всех уровнях, вести разъяснительную работу на телевидении, радио. Это часть здорового образа жизни нашего населения, нас с вами.

Сейчас заниматься спортом модно и это здорово, так как спорт очень хорошо расслабляет. И пусть будет модным быть здоровым, а ключевой составляющей здоровья, на мой взгляд, является умение управлять собой и своими эмоциями.

Нередко руководство компании жалуется, что после того или иного тренинга работники применяют освоенные в ходе обучения методики лишь два-три месяца, а потом опять начинают действовать по-старому и испытывать стресс. В чём причина?

Думаю, многое зависит от готовности и способности сотрудников воспринять информацию и мотивации использования полученных знаний на практике.

Важно, чтобы не возникало противоречия — с одной стороны руководство тратит деньги и организует программы обучения выходу из стресса, а с другой, своими действиями и отношением к сотрудникам создает еще большие предпосылки для стресса. В психологии есть такое понятие, как конгруэнтность, что значит состояние полного согласия, соответствия глубинных ценностей человека с тем, что он делает здесь и сейчас. Противоположность этому состоянию, соответственно, неконгруэнтность.

Люди очень чувствительны к неконгруэнтным сигналам и их игнорирование может привести к потере доверия и, следовательно, снижению мотивации и стрессу.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Алла Астахова. Бизнес-тренер, коуч.