Ваша аудитория, как женщина — любит внимание и мыслит образами

Александра Подымова

Какие ресурсы формируют образ конкретного оратора?

Полагаю, харизма, экспертность и вовлеченность. Есть разные типы ораторов: эксперты, мотиваторы, «хамелеоны». Важно понимать свою сильную сторону и использовать ее по максимуму. При этом надо осознавать, что определенный тип также подразумевает и «свою» аудиторию. В частности там, где Мотиватор прошел своей широкой поступью, эксперту будет крайне тяжело: эмоционально заряженная аудитория с трудом услышит рациональные доводы и наоборот. Важно также отслеживать отложенный итог: логические аргументы более долговечны, тогда как эмоция выгорает и уступает место сомнениям, это, если можно так выразиться, «эффект Жириновского». Всем интересно его послушать, он украшение любых дебатов, однако мало кто доверит ему правление страной.

Конечно, идеальная ситуация, когда оратор является «хамелеоном», способным быстро переключаться с одной позиции на другую, сохраняя целостность собственной идеи, тогда ему открываются широчайшие возможности. Как мне кажется, это либо врожденный навык, либо плод серьезной работы над собой. Оставаться в своей нише или расширять диапазон - сознательный выбор каждого оратора.

Над чем ему нужно работать, чтобы добиваться присоединения слушателей к своей позиции?

Чтобы добиваться присоединения слушателей к своей позиции, необходимо давать им нечто ценное именно для них, например, в аудитории молодых людей оперировать категориями достижения, риска и яркого успеха, тогда как в аудитории молодых мам следует использовать категории избегания и стабильности. Поэтому никогда не пренебрегайте подготовкой, узнайте свою аудиторию: возраст, род занятий и пр. Это позволит вам наполнить свою презентацию аргументами и иллюстрациями, актуальными для слушателей, а, значит, присоединение пройдет гладко и незаметно для них самих.

Систему сигналов «свой-чужой» никто не отменял и в первые доли секунд мы принимаем решение доверять или не доверять оратору. Найдите нужные слова, позу и даже одежду, чтобы с первой секунды аудитория восприняла вас «своим».

Конечно, бывают ситуации, когда аудитория вам совершенно незнакома. Тогда выручает принцип «люди любят говорить о себе»: задавайте вопросы и используйте ответы, как основание для дискуссии в рамках вашей темы.

В моей практике была ситуация, когда я срочно должна была подменить спикера, соответственно, ни аудитория, ни даже презентация (!) не были мне достаточно знакомы. Тема выступления «Построение эффективной системы обучения», аудитория настроена скептически, и я пошла на риск, усилив этот скепсис: «Кто из вас хоть раз разочаровывался в тренерах?». Почти все слушатели подняли руки. «Хотите узнать инструкцию по использованию тренера?». Утвердительный ответ. Следующие 15 минут мы увлеченно обсуждали главные вехи презентации. Мораль достаточно проста: дайте аудитории то, что она желает, и она присоединится к вам с большим удовольствием!

Крайне важно «завоевать» аудиторию с первых секунд?

Конечно, «завоевать» важно и, если не саму аудиторию, то, по крайней мере, ее внимание, чтобы затем «завоевать» души и умы! Скажу больше, первые секунды и без вашего участия играют важную роль, поэтому лучше взять контроль в свои руки. Не можете остановить, возглавьте! Легко ли найти аудиторию, есть ли краткое описание или хотя бы название выступления, проветрено ли помещение, здоровается ли спикер с каждым вошедшим до официального старта встречи, интересуется ли качеством звука и освещения — все эти мелочи формируют первое впечатление, вполне возможно, что вы уже «завоевали» аудиторию, хотя формально даже не начали говорить.

Как удержать внимание слушателей?

Чтобы удерживать внимание, его надо регулярно испытывать: задавать вопросы, запрашивать реакцию, вовлекать невербально (например, флеш-голосование). Одна из известных мастеров по ораторскому искусству сравнила аудиторию с женщиной, а женщина, как известно, любит внимание и мыслит образами. Внимание легко обеспечить как раз невербальным вовлечением (хорошо заранее приготовить для голосования карточки ярких цветов — это усилит эффект и добавит сплоченности). Рисовать образы немного сложнее, но также возможно, используйте флип-чарт вместо готовых слайдов, принесите реквизит (конструктор, неожиданные предметы, ярко иллюстрирующие вашу идею, будут незаменимы), будьте спонтанны. Например, в одном выступлении я наблюдала следующий прием: вначале оратор презентовал лист с неким планом и целями, он рассказал о нем, придал ему определенную ценность и личностный окрас. Лист постоянно был перед глазами слушателей. А в момент презентации ошибок при планировании, спикер резко и эмоционально смял его и выбросил буквально в мусорное ведро, аудитория затаила дыхание — планы и цели стали мусором.

Так же непременно пользуйтесь паузами, давайте возможность прочувствовать момент. Хорошая пауза может заменить вам дополнительный аргумент. Кроме того, паузы позволяют собраться с мыслями, зарядить аудиторию перед решающим моментом или сконцентрировать внимание слушателей. Вспомните фильмы в жанре саспенс, тишина удерживает внимание сильнее, чем любое самое яркое действо.

Есть мнение, что в выступлении необходимо использовать хотя бы одну притчу, чтобы оно запомнилось. Вы согласны?

Если притча поддерживает ваш тезис, то, конечно, воспользуйтесь этим сильным эмоциональным инструментом. Если же притча служит лишь украшением, то велика вероятность, что она-то запомнится, а вот выступление, увы, нет. Иллюстрация — сильный инструмент, она как торт на совещании, должна быть своевременной, свежей и, главное, уместной!

А уместно в ходе выступления рассказать шутку или анекдот?

Шутка или анекдот опять же уместны, если они в тему либо самого выступления и используются в качестве иллюстрации, либо ложатся на аудиторию, а, значит, могут быть использованы для разогрева или вовлечения. Тут важно помнить 3 момента:

  1. Темы, на которые нельзя шутить (религия, политика, здоровье);

  2. Свежесть самой шутки;

  3. Смех над собственной шуткой;

Если упустить из вида хотя бы один из пунктов, то велика вероятность провала, и тут срабатывает страшная кара оратора, если не запомнят речь, но при этом образ спикера будет ярким и позитивным, то это, конечно, минус, но не фатальная ошибка. Важно в следующий раз не повторить ее. Но если оратор вызвал отрицательный отклик, то следующего раза просто может и не быть. Прежде чем вписать в свой сценарий спорную шутку, подумайте, стоит ли ваша карьера такого риска.

Если удалось рассмешить аудиторию — это всегда успех?

Сильные эмоции могут быть как другом оратора, так и его врагом. Смех — это мощная позитивная энергия, однако, всегда должна быть видна цель выступления, а чрезмерное веселье эту цель может аннулировать. Оратор или удачная шутка запомнятся, а суть выступления будет упущена. Например, в отзывах участников настораживает частое упоминание имени спикера в ущерб впечатлению от темы. Для оратора это сигнал пересмотреть свои «фишки» на предмет их необходимости.

«Перебор» с жестикуляцией — чем он плох?

Как известно, жесты могут влиять на человека серьезнее слов. Оратор сидел и вдруг встал на определенных словах — это сигнал, который слушатели считывают неосознанно, слушать нужно внимательнее, сейчас будет что-то важное. Оратор снимает пиджак — настройка на работу. Оратор иллюстрирует слова «огромный», «больше, чем..» соответствующими жестами, слушатели «видят», насколько масштабна поднятая тема. Тело как речь требует тренировки, хаотичный взмах руки может переключить внимание, когда вам это нужно меньше всего. Кроме того, даже амплитуда имеет значение, чем больше аудитория, тем шире должен быть замах, а в камерной обстановке вы рискуете кого-нибудь травмировать, поэтому жесты должны быть короче. А иногда и вовсе полезно оставаться статичным, например, если вы хотите, чтобы аудитория сосредоточилась на ваших слайдах или флип-чате. Если актерское мастерство вам знакомо, то смело пускайте в ход все инструменты: речь, мимика, жесты — все будет к месту. Если вы не уверены в том, как хорошо вы контролируете ваше тело, то лучше оставайтесь на месте, держите руку в кармане (да-да, это тоже можно) или воспользуйтесь предметом, возьмите в руку ручку или презентатор, это поможет контролировать случайные жесты.

Какими приемами категорически нельзя пользоваться при публичном выступлении?

Я не приемлю обман, унижение аудитории или невербальный прессинг (духота, неудобные стулья, мелкий шрифт и т.п.) и специфичный словарный запас (избыток иностранных слов или узких терминов, незнакомых аудитории). Однако знаю много ораторов, которые полагают, что в выступлении, как в любви и на войне, все средства хороши. Повторюсь, что не бывает одинаковой аудитории, а, значит, и у неоднозначных методов есть свои поклонники. Более того, пока есть эти поклонники, существуют и совершенствуются подобные методы. Спрос в конечном итоге формирует предложение.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Александра Подымова. Бизнес-тренер. Опыт работы более десяти лет. Основные сферы интереса: обучение и консалтинг в розничной торговле; проведение фасилитационных сессий; организация и проведение корпоративных мероприятий; участие в качестве спикера на мероприятиях в сфере обучения и развития. Среди клиентов: «Кораблик», «Активизм», «Diva», «ZOOM Int.» (Ростелеком), «Mango», «Obuv.com», «Usability», «Gemalto» и др.