Не лгать себе — важнейшее качество успешного человека!

Антон Антипин

Управляющий директор консалтинговой фирмы Hay Group С. Дж. Болстер пришёл к выводу, что сегодня в бизнесе не нужны эгоцентричные лидеры (от лат. ego — я). На смену им пришли альтроцентрики (от лат. аlter — другой). Другими словами, сейчас в цене люди, которые держат свое эго под контролем и считают себя составной частью большого целого. Вы с этим согласны?

Да, абсолютно согласен. Этим, в частности, объясняется, популярность в бизнесе различных духовных практик, ориентированных на укрощение Эго (Дзен, Айкидо и т.п.). В условиях сильной турбулентности рынка побеждает тот, кто способен спокойно оценивать обстановку, эффективно распределять ресурсы (часто в ущерб, кстати, собственному Эго) и, опираясь на сильные качества каждого участника команды, достигать лучших результатов. Это как раз одна из сильнейших сторон альтроцентриков: он легко жертвует собственной «значимостью», если это положительно повлияет на результат работы команды. С эгоцентриками все наоборот.

В чём могут быть преимущества такого альтроцентрика перед конкурентами?

Команды, созданные альтроцентриками, практически всегда обладают дополнительными уникальными свойствами, не присущими ни одному из её членов. То, что называется эмерджентностью, системным эффектом. Лучшие качества каждого члена команды, подавляемые эгоцентриком (разве кто-нибудь может быть умнее/сильнее/профессиональнее/… меня?), альтроцентриком всячески поддерживаются и собираются им в уникальный код, конкурентное преимущество компании, её ключевой фактор успеха.

Получается, что путь к высшим постам больше не начинается с одной только «корочки». Какими ещё качествами, умениями и навыками должен обладать хороший «топ»?

Очень важно, чтобы лидер четко осознавал все аспекты своей личности. Эти аспекты хорошо описаны в книге Марка Макгинесса «Несмотря ни на что». К аспектам личности по Макгинессу относятся: Душа, Эго и Репутация. Душа — это система ценностей человека, его миссия, внутренняя правда. Расхожее «быть верным себе», как раз про Душу: человек осознает свою Душу и формирует свою поведенческую модель в полном согласии с ней. Не лгать себе — это, пожалуй, важнейшее качество успешного человека! Для команды Душа лидера является неким магнитом, притягивающим и удерживающим в команде сотрудников, разделяющих миссию и ценности её лидера. Заметьте, я говорю не про самого лидера, а про систему ценностей и миссию, формируемые его душой. Это очень важно. Альтроцентрик формирует команду именно вокруг этого.

Эго — это представление человека о самом себе, своей важности. Эго — хрупкая субстанция, его легко разбить. Эго требует постоянного ухода и подпитки. «Как я крут! Мне 26, а я уже имею Майбах». Примерно так несет себя в массы Эго. Я знавал одного Топа, похоронившего великолепную систему регламентации бизнес-процессов крупной компании, но зато у него были «самая лучшая в мире мышка», «самая лучшая в мире игровая приставка», «самый лучший в мире смартфон». Лидеры эгоцентрики формируют свои команды на культе собственного Эго. Все участники команды должны благоговеть перед заслугами (объективными или вымышленными) эгоцентрика, и только степень вашего благоговения перед лидером эгоцентриком определяет ваши карьерные перспективы. Таким образом, еще одно качество, которым должен обладать хороший «топ»: различать свои Душу и Эго. Вокруг Души формируем успешную команду, Эго же держим под тотальным контролем.

Репутация — это то, что думают о вас люди, которым Вы не безразличны: клиенты, партнеры, сотрудники. У хорошего «топа» между душой и репутацией никогда не возникает конфликта. И это обеспечивает доверие к лидеру со стороны участников его команды. Ни в коем случае репутация не должна базироваться на Эго: в этом случае Репутация становится такой же неустойчивой и хрупкой!

Что ценнее для «топа»: быть классическим лидером или продуктивным командным игроком?

Вы знаете, я уверен, что в ближайшее время понятие «классический лидер» будет ассоциироваться именно с «продуктивным командным игроком». В силу своей деятельности мне часто приходится общаться с собственниками бизнеса, и абсолютное большинство из них разделяют мою точку зрения. Успешный предприниматель заинтересован в растущих результатах своего дела, а в не раздувании своей значимости.

Чем может обернуться для компании стремление эгоцентрика быть «самым умным в комнате»?

Приведу пример из своей практики. К нам в компанию поступил заказ на разработку стратегии развития небольшой производственной компании. После некоторых подготовительных действий мы вышли на первую стратегическую сессию. Это очень эффективный инструмент, позволяющий как раз, опираясь на сильные качества и экспертные знания каждого участника, выявить максимум КФУ (ключевых факторов успеха) бизнеса, которые впоследствии должны лечь в основу успешной стратегии предприятия. Чем больше будет КФУ, тем лучше стратегия. На стратегической сессии присутствовали все топ-менеджеры компании. На приветственном кофе-брейке все были веселы, разговорчивы. Атмосфера была то, что надо. Я уже предвкушал отличную работу. Кофе брейк несколько затянулся, ожидали собственника. С небольшим опозданием он появился. И, черт побери, как изменились эти милые окружавшие меня люди! От былого веселья не осталось и следа: каменные напряженные лица, леденящая душу тишина и т.д. и т.п. Начало сессии было провалено: робкие попытки участников сессии предложить какую-либо идею, направленную на развитие бизнеса, уничижалась собственником. Более того, в какой-то момент времени собственник перешел на личные оскорбления своих сотрудников. Нам пришлось вмешаться и даже на какое-то время удалить собственника с сессии, объяснив ему, что в таком режиме никаких значимых для бизнеса результатов мы не достигнем.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что при работе команды «под» эгоцентриком вырабатываемые ей решения всегда получаются однобокими, выражающими только одну точку зрения, точку зрения эгоцентрика. При этом лучшие качества участников команды не используются (что само по себе невыгодно для любого бизнеса), а зачастую даже принижаются (что чревато появлением в компании корпоративного паразитизма, это отдельная большая тема). Таким образом, стремление эгоцентрика «быть самым умным в комнате» приносит пользу только его собственному Эго.

Ценной чертой альтроцентричных лидеров считается получение удовлетворения от достижений членов их команды. Но разве эгоцентричные руководители испытывают меньшую радость и гордость за успехи своего коллектива?

Очень интересный вопрос. Все дело в аспектах личности. Альтроцентрики радуются успеху команды сквозь призму системы ценностей и миссии, которые разделяют все члены команды. При этом, что крайне важно, удовлетворение разделяют все участники команды. Основной посыл такого лидера: «Ребята, МЫ сделали это!». Эгоцентрик же рассматривает успех сквозь призму собственного Эго. Такой лидер при любом успехе обращается к команде примерно так: «Ну что, снова я вас вытянул!», «Если бы не я…», «Чтобы вы без меня делали!». Обратите внимание, что об удовлетворенности членов команды при таком подходе говорить не приходится.

Чем может «грозить» компании топ-эгоцентрик?

Тезисно:

  • Нездоровая атмосфера в коллективе,

  • Посредственные результаты работы,

  • Потеря эффективности.

Можно ли «переквалифицировать» его в альтроцентрика?

Зачастую это вполне реально. Для начала нужно разобрать с эгоцентриком аспекты его личности: Душа, Эго, Репутация. Это будет отправная точка. Затем необходимо сместить фокус внимания эгоцентрика с Эго на Душу и Репутацию. Ну а дальше, как говорится, уже дело техники: практика, практика и еще раз практика! Нужно на системной основе поддерживать лидера в его новом стиле общения с командой. При активной работе путь от эгоцентрика к альтроцентрику можно пройти за 2-3 месяца, в щадящем режиме — за полгода.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Антон Антипин. Генеральный директор компании «BusinessSet» — лидера рынка поставок и внедрения программного комплекса «Business Studio» на территории РФ и в странах СНГ, лучшего партера (официальный дилер и учебный центр) «Business Studio» 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годов.

Business Set является дипломантом рейтинга быстрорастущих компаний «Газель бизнеса 2013» и «Газель бизнеса 2014» по версии газеты «Деловой Петербург».