Людям не нужна новая информация – они сыты ею по горло.Людям нужна вера и вдохновение!

Анна Никулина

Какие ресурсы формируют образ конкретного оратора?

На мой взгляд, образ оратора состоит из нескольких элементов. Первое, что оказывает влияние, это внутреннее состояние оратора. Если выступающий внутренне зажат, не уверен или боится выходить на аудиторию, то это, несомненно, скажется на том, как его будут воспринимать слушатели. Говорят, что страх публичных выступлений — один из самых сильных страхов. Отличный способ найти в себе внутренний ресурс для того, чтобы справиться с этим — работа с коучем или со специалистом НЛП. В их арсенале найдутся техники, которые позволят создать нужное состояние перед выступлением. В любом случае, на данный момент существует множество способов для работы со страхом публичных выступлений, самое главное — найти тот, который будет срабатывать для вас лично. И, конечно же, формирование уверенного образа — это вопрос тренировки. Чем больше вы выступаете, тем лучше у вас это получается.

Кроме внутреннего состояния, на образ оратора влияет его невербалика. Любая эмоция отражается мышечным зажимом в теле. Если вы боитесь или не уверены, то тело будет сжиматься и наоборот, когда вы чувствуете себя уверенно, ваше тело будет расслабленным, жесты более широкими и движения плавными. Зона тела, которая отвечает за контактность и открытость — плечи и руки. Обращайте внимание на то, чтобы данная зона была максимально расслаблена, это будет выражаться в прямой спине, раскрытых ладонях, руках, которые свободно лежат вдоль тела. Есть небольшая хитрость, как быстро расслабить мышцы своего тела — достаточно разжать челюсть.

Еще один ресурс для формирования образа оратора — речь. Четкая дикция, чистая речь всегда позитивно сказывались на том впечатлении, которое человек производит на аудиторию. Кроме этого, стоит помнить об интонациях. Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией, будет восприниматься по-разному.

Одна из компаний проводила исследования на тему факторов доверия. Люди, участвующие в опросе, говорили, что большее доверие вызывают те, которые говорят более низким тембром и со средней скоростью речи. Иногда в своих выступлениях я использую интонацию «из живота», это позволяет сделать мой голос более глубоким, низким. Добиться этой интонации очень просто, достаточно при дыхании набирать воздух в живот, это просто будет сделать тем, кто занимался или занимается пением. При этом стоит обратить внимание, что умение менять интонации, играть громкостью и скоростью своей речи важно для удержания внимания аудитории.

Перед выступлением проговорите несколько раз свой текст, обращая при этом внимание на выражение своего лица, расслабленность тела, свою интонацию, дикцию — это придаст вам уверенность и сделает ваше выступление блестящим.

Над чем нужно работать, чтобы добиваться присоединения слушателей к своей позиции?

Это очень хороший вопрос. Ведь присоединение слушателей к своей позиции — главный критерий успеха любой презентации. В основе убедительности лежит доверие аудитории оратору. Многие считают, что достаточно предъявить убедительные факты и цифры, либо рассказать о статусе сертифицированного специалиста, однако, как показывает практика, это не всегда является залогом успеха. Простое оглашение факта за фактом в рамках презентации ничего не расскажет аудитории о том, почему эти факты важны. Невыразительность и фактологичность могут быть уместны в рамках научной конференции, но, если вы хотите убедить аудиторию, расположить ее к себе, такой подход не будет работать.

Для убедительности очень важно создать общую платформу, которая строится на общности целей, интересов ваших и вашей аудитории. Фокусируясь на том, что вас объединяет, вы усиливаете доверие слушателей к себе, а потому не пожалейте времени на выявление сходств между вами. Поищите, какой у вас может быть общий опыт, общие ценности. Имея объединяющий момент, слушателям будет легче принять ваши идеи.

Ораторы очень часто упускают из виду эмоциональные аргументы. Как это ни удивительно, но люди принимают важные решения, основываясь на эмоциях. Когда оратор затрагивает эмоциональную сферу, то всякие логические доводы перестают действовать. Есть несколько способов, чтобы задействовать эмоции аудитории: сторителлинг, интересные образы в презентации, открытость и доброжелательность самого оратора.

Крайне важно «завоевать» аудиторию с первых секунд?

Да, ведь именно с первых секунд аудитория решает для себя, насколько она готова тебе доверять. Это как в технологии продаж, установление контакта влияет на все остальные этапы взаимодействия с клиентом. На этом этапе нет мелочей, это и невербалика самого оратора, и его манера поведения.

Прежде чем презентация начнется, необходимо ответить на несколько вопросов. Что именно вы хотите, чтобы аудитория испытала в самом начале? Какое первое впечатление вы хотите на нее произвести? Ответы на эти вопросы зависят не только от того, что вы скажете. Настроение аудитории определяется от типа комнаты, освещения, фоновой музыки, изображения на экране, вашей одежды.

Есть старая мудрость, что встречают по одежке. Их первое впечатление, по крайней мере, на некоторое время будет основываться на том, что они видят.

Как удержать внимание слушателей?

Существует множество способов удержания внимания аудитории. С моей точки зрения, люди лучше воспринимают информацию, когда видят в ней ценность. Именно поэтому важно говорить о действительно актуальных вещах и предлагать решение задач, которые стоят перед слушателями. Очень полезно перед выступлением провести анализ текущих и потенциальных проблем, что позволит говорить с вашей аудиторией на одном языке. То, что касается самого выступления, то есть техники, которые позволят удержать внимание аудитории: юмор, переключение активностей, вовлечение аудитории в процесс, раскачивание аудитории между «что есть» и «что может быть». Техник удержания внимания масса, очень важно учитывать аудиторию и цель выступления и подбирать под них соответствующие инструменты.

Блестящий пример удержания внимания аудитории был продемонстрирован Бенджамином Зандером в его выступлении на площадке TED. Его выступление было посвящено классической музыке. Зандер великолепно использовал контраст в подаче материала, он чередовал свое выступление с игрой на фортепиано, переходил со сцены в зал, рассказывал истории, которые трогали до глубины сердца. Если вы не видели его презентацию, пожалуйста, посмотрите ее. Это выступление настоящего мастера коммуникаций.

Есть мнение, что в выступлении необходимо использовать хотя бы одну притчу, чтобы оно запомнилось. Вы согласны?

Абсолютно, сторителлинг хоть и является относительно новым направлением в России, при этом завоевывает все большую и большую популярность. Иногда кажется, что факты и цифры говорят сами за себя, однако информация, облаченная в историю, дольше остается в памяти. Истории пробуждают эмоции, вызывают сопричастность, доверие и, безусловно, оратор, умело рассказывающий истории, легко покоряет сердца своей аудитории.

Людям не нужна новая информация, они сыты ею по горло, людям нужны вера и вдохновение — искусно подобранный рассказ позволяет наполнить вашу презентацию легкостью и по-настоящему влиять на аудиторию.

А уместно в ходе выступления рассказать шутку или анекдот?

Юмор — это отличный способ поддерживать контакт с аудиторией. Любое повествование становится легким и приятным процессом, когда сопровождается хорошими и уместными шутками. Нам легче доверять людям, которые вызывают у нас улыбку.

Если удалось рассмешить аудиторию — это всегда успех?

Успех выступления — это прежде всего достижение цели выступления. Если оратор — участник юмористического конкурса, то, безусловно, смех аудитории — это главный критерий успеха. Если же нет, то стоит задуматься и о других факторах, которые в совокупности дадут блестящие результаты.

В отличной презентации не существует мелочей. Каждое слово, последовательность ваших идей, истории, картинки на слайдах, ваш образ оратора, структура презентации, юмор — все это влияет на конечный результат — захочет ли аудитория поверить оратору и принять его идеи.

«Перебор» с жестикуляцией — чем он плох?

Жесты — это отличный способ удержания внимания аудитории. Они позволяют выделить главную идею или мысль, сделать ваше выступление более эмоциональным. Однако чрезмерная жестикуляция может отвлекать от темы. В итоге главной темой выступления и обсуждения на кофе брейках становитесь вы. Для того, чтобы научиться контролировать свою жестикуляцию, достаточно репетировать свою речь перед выходом на аудиторию или поработать с коучем, у которого в запасе есть множество техник, позволяющих скорректировать свое поведение и свою невербалику.

Какими приемами категорически нельзя пользоваться при публичном выступлении?

Мне кажется, что нет правильных или неправильных приемов при публичном выступлении. Есть приемы уместные или не уместные. Для того чтобы понять подходящий набор техник, необходимо лучше понимать свою аудиторию. Люди воспринимают информацию по-разному, у каждого свое мировоззрение, поэтому техника, отлично срабатывающая на одной аудитории, будет совершенно провальной на другой. Есть отличная модель ценностей — интегральная спиральная динамика. Она базируется на способах восприятия окружающего мира и позволяет понять, как лучше и эффективнее доносить информацию до разных людей.

Например, для людей с одним способом мышления важны структура, четкая последовательность, для других — мотивация на успех, картинки, демонстрирующие символы успеха, для третьих — призывы решать глобальные задачи. Как видите, здесь не может быть единого рецепта отличной презентации для всех. Ключ к успешной презентации — понимание своей аудитории.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Анна Никулина. Тренер по управлению, бизнес коуч, консультант по организационному развитию.