"Хороший советник лучше любого богатства"
Сократ.
История профессии бизнес-тренера уходит корнями в далёкое прошлое. Учителя и наставники всегда пользовались большим уважением в обществе. Из книг, наблюдений, собственного опыта они черпали знания и передавали их другим людям.
Профессия бизнес-тренера вошла в нашу жизнь около 15 лет назад с развитием рыночной экономики.
На Западе бизнесмены активно используют услуги бизнес-консультантов, благодаря чему избегают многих «подводных камней» в своей работе и эффективнее используют свои возможности.
Услуги бизнес-консультантов нужны крупным компаниям как никогда.
Ведущий бизнес-консультант должен обладать специальными навыками и быть профессионалом в выбранной области.
Конечно, не все так просто. Разобраться в том, что происходит в бизнесе, и найти причины возникших проблем — это только половина дела. Решение должно быть конкретным, как рецепт от врача. А потому, наряду с общим пониманием бизнес-процессов, консультант должен обладать многими сопутствующими знаниями и навыками. Так, сегодня невозможно представить себе управление бизнесом без использования программного обеспечения. А потому бизнес-консультант должен ориентироваться в IT-сфере, обладать знаниями о том, какие решения существуют, какие можно реализовать под заказ, уметь поставить задачу программисту и т.д.
Помимо использования программного обеспечения, в своей работе бизнес-тренер использует различные методы и приемы: дидактические, помогающие повысить качество усвоения знаний и навыков участниками; коммуникативные, с помощью которых тренер организует взаимодействие с группой и управляет групповыми процессами; лидерские, которые позволяют организовать и обеспечить оптимальный тренинговый процесс. Эффективный тренинг позволяет существенно повысить производительность и качество работы персонала. Поэтому бизнес-тренинги в настоящее время пользуются высоким спросом на рынке.
Рассмотрев профессиональные навыки консультантов, обратимся к ведущим западным бизнес-консультантам, сумевшим сделать ослепительную карьеру в этой области.
Маршалл Голдсмит — наставник ведущих мировых топ-менеджеров. Голдсмит исповедует подход к оценке персонала, известный как «метод 360 градусов», предполагающий комплексный анализ деятельности сотрудников. Голдсмит пользовался этим инструментом, чтобы определить рейтинг свойств сотрудника, а также продвигал его среди руководителей.
Голдсмит — один из немногих советников и наставников, кому было предложено работать более чем со 150 крупными руководителями и их управленческими командами.
Фрэнк Пьюселик (Franklin Pucelik) – бизнес-тренер с мировым именем, входит в ТОП-100 бизнес-тренеров США (по версии Института Организационного Развития США).
В числе его клиентов такие компании, корпорации и правительства штатов, как: American Welding Society, Bank of America, Сhevron of Canada, Conoco USA, штат Калифорния, штат Оклахома, Университет штата Оклахома, Институт Организационного Менеджмента США, Торговая палата США, Wickes International, GHK Oil & Gas Production Company, Rockwell International.
Джек Траут (Jack Trout) — всемирно известный маркетинговый эксперт, один из основателей современного маркетинга. Разработанные Джеком понятия и концепции вошли в фундамент мирового маркетинга и изучаются в бизнес-школах всего мира.
Джек — президент компании Trout & Partners, одной из наиболее престижных маркетинговых компаний со штаб-квартирой в Old Greenwich, Connecticut, USA, и представительствами в 20 странах мира.
Его компания в разное время выполняла работы для таких мировых монстров, как AT&T, IBM, Southwest Airlines и многих других компаний, входящих в Fortune 500. Джек был приглашен Государственным департаментом США в качестве официального консультанта.
Брайан Трейси (Brian Tracy) — известный бизнес-тренер.
Среди его международных клиентов такие крупнейшие компании, как IBM и McDonnell Douglas. Не закончив школу, впоследствии он всё-таки получил образование и имеет степень бакалавра в области коммерции.
В 2010 году он основывает университет Брайана Трейси, который проводит онлайн курсы и семинары, посвящённые достижению успеха в бизнесе, лидерству и другим аспектам.
Стивен Кови (Stephen Covey) закончил бизнес-школу при Гарвардском университете, а затем защитил докторскую диссертацию. Сейчас Кови можно смело отнести к одним из самых лучших специалистов по вопросам руководства.
Цель всей его жизни — обучение людей естественным законам, которые необходимы для эффективного руководства, и целостное восприятие жизни. Как лектор, Стивен Кови широко известен в сфере личной эффективности, межличностных и семейных отношений. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы научить каждого человека управлять своей судьбой, используя всего лишь несколько базовых принципов.
Джим Рон (Jim Rohn) — американский оратор, всемирно известный философ бизнеса, бизнес-тренер, автор множества книг на тему психологии личности, посвященных личностному развитию и достижению успеха, как в бизнесе, так и в жизни. На протяжении более чем 40 лет Джим Рон досконально раскрыл основные принципы поведения человека, которые с большей эффективностью влияют на формирование его деловых и личностных качеств.
Разработал стратегию работы компаний Coca-Cola, I.B.M., Xerox, General Motors и других. Являлся личным «бизнес-тренером» Билла Гейтса. Был владельцем контрольного пакета акций Dodge (автомобильная компания).
Джим Рон основал собственную компанию «Jim Rohn International», которая специализируется на консультировании и обучении в области эффективного управления продажами, построения карьеры, личностного развития и психологии мотивации.
Он стал эталоном для многих бизнесменов и тренеров, воодушевляя их на достижение успеха. Джима запомнили как незаурядного человека благодаря его способности видеть нестандартный подход к вполне обыденным вещам.
Клейтон Кристенсен — профессор Гарвардской бизнес-школы. Кристенсен оказал глубокое влияние на современный бизнес. Профессор Гарварда первым сформулировал причины гибели сильных компаний под влиянием новых технологий. Идея «подрывной инновации» стала знакома целому поколению менеджеров, которые в терминах Кристенсена объясняли и продолжают объяснять себе устройство бизнес-экосистемы, способной стремительно и радикально поменяться под влиянием «инновационных» обстоятельств.
В последние годы главный мировой бизнес-теоретик сосредоточился на применении своих трудов к социальным сферам — здравоохранению и образованию. По мнению Кристенсена, бизнес-подход способен помочь справиться с вызовами, которые стоят перед обществом сегодня.
Виджей Говиндараджан — профессор международного бизнеса в школе бизнеса при Дартмутском колледже
Говиндараджан серьезно повлиял на мировое бизнес-сообщество, введя в оборот термин «обратная инновация». Так ученый описал продукты и сервисы, разработанные специально для развивающихся рынков и изначально не предназначенные к экспорту на Запад. Термин стал общеупотребимым и важным для фиксации инновационных процессов в глобальной экономике последних лет.