Умение шутить и понимать чужие шутки — редкий дар, как умение выбрать правильные духи

Что формирует образ конкретного оратора?

Образ оратора формируют различные факторы.

Визуальные: внешний вид, одежда, обувь, аксессуары, прическа, макияж, взгляд, жесты, позы.

Аудиальные: громкость, темп речи, акцент, богатый словарный запас, хорошая дикция, интонации,

Кроме того, образ формируется за счет знания темы, умения ответить на вопросы, умения сказать только то, что необходимо, умения не сказать то, чего не нужно, эмоциональности, логического построения выступления.

Над чем нужно работать, чтобы присоединить слушателей к своей позиции?

Чтобы присоединить аудиторию к своей позиции необходимо понимать, чего хочет аудитория. Какие они, эти слушатели? Какие у них могут быть проблемы? Чем они живут? Какие у них ценности и убеждения? Если оратор знает ответы на эти вопросы, он легко сможет «стать своим» и вести за собой. Ему надо дать понять слушателям три вещи:

А) Я — профессионал, и я знаю, как надо.

Б) Я — энтузиаст своего дела, и все, о чем я говорю, мне интересно и вызывает во мне энтузиазм.

В) Я умею быстро соображать и не лезу за словом в карман.

Для этого необходимы навыки, над которыми нужно постоянно работать и оттачивать свое мастерство.

Важно завоевать аудиторию с первых секунд?

Если с первых секунд не удается привлечь внимание к своему выступлению, то потом это сделать сложнее. И чем больше времени аудитория не заинтересована, тем верней провал вашего выступления. Вы ведь выступаете с какой-то определенной целью, и вам важно, чтобы люди вас услышали и приняли то, что вы им хотите донести. Поэтому так важно привлечь внимание людей с первых секунд выступления. И удерживать это внимание в течение всего выступления.

Как удерживать внимание слушателей?

Для этого надо учитывать множество различных факторов: тему выступления, состав слушателей, время, продолжительность и много чего еще. Вот 10 советов по удержанию:

  • Поддерживать зрительный контакт с аудиторией

  • Просить помощи у сидящих в зале

  • Менять темп речи

  • Делать паузы в выступлении

  • Обращаться к кому-то лично время от времени

  • Перемещаться

  • Жестикулировать

  • Задавать вопросы (даже не требующие ответа)

  • Предлагать аудитории какие-то действия

  • Менять каждые 20 минут способ подачи материала: с лекции на слайды, со слайдов на раздаточный материал.

Согласны ли вы, что в выступлении надо использовать хотя бы одну притчу?

Притча — это народная мудрость. А с народной мудростью трудно спорить. Да никто и не спорит. Наоборот, это легкий способ найти общий язык с аудиторией. Скажите любому человеку что-то вроде «семь раз отмерь, один раз отрежь», и он тут же с вами согласится.

Независимо от того, что он сам подразумевает под этой фразой и какой именно был жизненный опыт у собеседника на эту тему. Скороговорки, пословицы — это прекрасный инструмент для связки вашего мнения с мнением аудитории.

Уместно ли в ходе выступления пошутить или рассказать анекдот?

Есть люди, способные шутить так, что их шутки воспринимаются легко и свободно. На самом деле таких людей не много, и если оратор в себе не уверен (и тем паче не проверял действие своего чувства юмора на окружающих), то лучше воздержаться. Юмор — вещь специфическая. Как выбор духов. Все думают, что умеют их выбирать, так же, как все думают, что умеют шутить и умеют понимать чужой юмор. На самом деле все не так просто. Однако я видела людей, способных даже в нерасполагающей к шуткам обстановке пошутить так, что все начинали улыбаться (по-доброму или с облегчением, или с иронией). Такие люди могут и разрядить обстановку, и вызвать у каждого присутствующего какие-то положительные эмоции. На мой взгляд, это дар «от бога». И если его нет, то применять юмор надо осторожно: лучше недосолить, чем пересолить.

Если аудитория смеется — это успех?

В каких-то случаях это успех. В каких-то — провал. Смотря над чем смеются ваши гости. Если над тем, что вы издали какой-то неприличный звук во время выступления, то вряд ли это успех. Если над тем, что вы запутались в цифрах или проявили «фефекты фикции», то это также не к добру.

Принцип такой: аудитория должна смеяться не над оратором и не над тем, что он говорит и как. Аудитория должна смеяться над своими мыслями по поводу сказанного, над теми образами, которые воспроизвел своим выступлением лектор, над выводами из данной информации. В общем, если удалось людей обрадовать или показать им «другую сторону вещей», или удивить безмерно, произвести на них впечатление чудесного человека — то тогда это успех.

Чем плох перебор с жестикуляцией?

Любой перебор плох. И жестикуляция — не исключение. Когда человек много жестикулирует, он производит впечатление не совсем психически нормального человека. Неуравновешенного, истеричного. А если еще и жесты не соответствуют тексту, смыслу выступления, то создается когнитивный диссонанс. Получается, что оратор неадекватен сам себе.

Какими приемами категорически нельзя пользоваться во время выступлений?

Вряд ли тут есть четкий список на все случаи жизни. Все очень индивидуально и зависит от многих факторов. То, что категорически нельзя применять в пламенной речи патриота вполне, может подойти для применения в рекламном выступлении-презентации.

Но в любом случае надо соблюдать правила поведения в обществе и правила коммуникативного общения, независимо от того, где вы — на светском рауте или на молодежной тусовке. Это значит, не переходить на личности, не «показывать пальцем», не оскорблять никого из присутствующих. Не игнорировать те реплики, что обращены к вам. Не быть заносчивым или неприступным. Не закрываться от аудитории. Не провоцировать людей на негативные реакции своим поведением или своими словами.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Елена Александровна Вавина, бизнес-тренер.