Три необходимых компонента бизнес- симуляций и бизнес-игр: наука, искусство, ремесло

Без поддержания определенного игрового поведения культура вообще невозможна.

Йохан Хейзинга, Homo Ludens

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — гласит небезызвестная поговорка. Чтобы пассажиры самолета чувствовали себя комфортно во время взлета, полета и посадки, пилоты, прежде чем сесть за штурвал, тренируются управлять воздушным кораблем при помощи авиасимуляторов. Благодаря симуляциям реальные практики становятся проработанными, более качественными в процессе реализации.

Бизнес-симуляции направлены на моделирование характерных для бизнеса практических ситуации. Например, таких, как управление изменениями в организации, деловые переговоры и многие другие. Бизнес-симуляции — отличный инструмент развития навыков, так как моделирование в них не абстрактно, а конкретно: человек, участвующий в бизнес-симуляции, во-первых, работает с реальным кейсом, а во-вторых, полностью проживает ситуацию бизнес-случая.

По сути, бизнес-симуляция — это когда вы семь раз отмерили и готовы смело идти в бой. Обучение в таком формате предполагает: выработку стратегического мышления и лидерских качеств; получение навыков принятия жизненно важных решений; концентрацию внимания на конкретной проблеме (проблемно-ориентированный подход) — становится ясно, что существенная проблема, а что нет. Также сюда можно включить командообразовательную компоненту.

Немного философии

Бизнес-симуляция — это бизнес-игра. Что такое игра в жизни людей? Согласно мнению нидерландского философа Йохана Хёйзинги, игра — неотъемлемая часть человеческой природы. Только вот к социальному игра не сводится. Ведь и животные тоже играют. Значит, игра нечто более сложное, древнее, хтоническое. В трактате Homo Ludens (лат. — человек играющий) Хейзинга подчеркивает, что игра — свободное действие. Она лишена принуждения. При этом в игре обязательно присутствует состязательный элемент. На философском языке Хейзинги состязательный элемент — агональный инстинкт, за которым кроется ницшеанская воля к власти. «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти», — говорится в части «О самоопределении» фундаментального труда Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Воля к власти — это витальность, энергия жизни. Воля к власти — топливо для игры, тем более для такой игры, которая непосредственно связана с бизнесом, экономикой и даже политикой.

Наука, искусство, ремесло

Среди исследователей менеджмента и бизнес-процессов ведутся споры по вопросу о том, насколько уместно сводить бизнес-симуляции и бизнес-игры воедино. Так или иначе, благодаря Международной ассоциации игр и симуляций (International Simulation and Gaming Association), термины «игра» и «симуляция» стали синонимичными.

Действительно, с практической точки зрения различение игры и симуляции ничего не дает. Гораздо важнее в данном вопросе фокусирование на таких трех областях, как наука, искусство и ремесло (science, art, craft). Именно эти области являются тремя необходимыми компонентами бизнес-симуляций и бизнес-игр. Каждый компонент задает определенную оптику. Это микроскопы, которые используют профессиональные создатели бизнес-игр.

Глядя в микроскоп науки, становится очевидно, что бизнес-симуляции и бизнес-игры должны быть систематизированы и методологически корректны в плане оценки.

С позиции искусства видно, что бизнес-симуляции и бизнес-игры должны быть привлекательны так, как привлекательно само искусство.

С позиции ремесла бизнес-симуляции и бизнес-игры должны быть практичны и актуальны задачам бизнеса.

Итак, симуляция и игра — это не хаос. Они четко выверены и научно проверены. Они увлекают так, как увлекают лучшие произведения из таких сфер, как музыка, кино, театр и изобразительное искусство. Бизнес-симуляции и бизнес-игры актуальны и своевременны, следовательно, практикоориентированы. Таковы стандарты бизнес-симуляций и бизнес-игр.

Сегодня существует великое множество игр и бизнес-симуляций. Так, на сайте Online Business Simulations, созданном при поддержке правительства Австралии, имеется целая библиотека бизнес-симуляций от А до Я (A to Z). Смысла в этой библиотеке было бы мало, если бы она не была в ладу с заданными стандартами: бизнес-симуляция как наука, искусство, ремесло.

Несколько слов о политике

Могут ли бизнес-игры быть полезны и применимы в политической сфере? Если речь не идет о государственном управлении, то да. Бизнес-игры могли бы быть полезны для политических партий, которых становится все больше и больше. Количество не означает качество, поэтому партиям необходимы идеологические программы, стратегические проекты. Но как их достичь в эпоху кризиса идей? Ответ: играть. С какой целью? С целью повышения креативности и творческих способностей как членов партии, так и партийных работников. В современном мире партия без креатива — это партия без идей. Соответственно, это фэйковая и пустая партия. Партии, как и бизнесу, нужны идеи.

Кто такой игрок?

Маринэ Восканян описывает игрока следующим образом: игрок — это тот, кто готов пойти на риск, у него горят глаза, есть азарт, «желание решить некую задачу, нейтральное отношение или даже явное стремление попасть в ситуацию неопределенности». Задачи игрока таковы: «во-первых, рискнуть, попасть в ситуацию высокой неопределенности, в ней совершать какие-то действия, и во-вторых, себя при этом чувствовать комфортно и работоспособно». К этому Восканян добавляет два антагонизма — корыстность и бескорыстность: «В классическом западном понимании предпринимательства — у тебя есть деньги, и ты должен ими рискнуть, то есть сделать ставку на свою собственную смекалку, плюс положиться на судьбу. Думается, что подобными свойствами обладают далеко не все. Однако если игру рассматривать в более широком контексте, как свободную творческую активность, то главными характеристиками ее участников должна стать способность не рисковать, а мыслить творчески и неутилитарно». Таким образом, игра — это не только эксплуатация интеллектуальных ресурсов, но и фасилитация креативного потенциала ее участников.

Игра — это серьезно

Большой поклонник философии Хейзинги Ян Клаббер в статье об игровой таксономии отмечает, что обыденным сознанием игры воспринимаются как нечто легкое и развлекательное. А это не так.

Вспомним наше детство. Когда мы были маленькими и юными, игры были неотъемлемой частью нашей жизни. В играх мы не просто развлекались, но и познавали себя, свои возможности, узнавали других, понимали, кто и как себя поведет, если запахнет жареным. Игровой опыт помогал нам стать личностями. Опыт бизнес-симуляций и бизнес-игр должен помочь нам стать успешными бизнесменами, политиками и руководителями.

Артур Вафин — психолог-консультант, кандидат политических наук, доцент факультета политологии Государственного академического университета гуманитарных наук при Институте философии РАН. Автор книги «Идеология в организации: Психологические игры в «лидеров» и манипуляции «массами».

http://arthur-vafin.narod.ru