Если бы кто-то умел определять судьбы стартапов, он был бы самым богатым человеком в мире

Если бы кто-то умел определять судьбы стартапов, он был бы самым богатым человеком в мире

Андрей Бурин

  СТАРТАПЫ — что вы понимаете под этим словом в плане бизнеса? Чем они отличаются от «стабильных» бизнесов?

Именно тем, что в стартапе нет стабильности. Стартап является таковым, пока он не нашел воспроизводимую и, главное, масштабируемую бизнес-модель. После этого он уже может называться стабильным бизнесом.

  Как понять, какая судьба ожидает стартап? Какие данные о нем вам для этого нужны?

Если бы кто-то умел определять судьбы стартапов, он был бы самым богатым человеком в мире. Но в целом главным условием успеха является наличие у команды знаний, опыта и мотивации. Остальные показатели могут и будут меняться по ходу развития стартапа.

  Какой процент стартапов сегодня доживает хотя бы до стадии, когда его заметят инвесторы?

Очень маленький. Точной цифры нет, ведь те, кого постигла неудача, вряд ли захотят делиться ей со всем миром. Вероятно, это несколько процентов.

  Какие сферы бизнеса уже перенасыщены стартапами?

История показывает нам, что даже в, казалось бы, развитых сферах бизнеса, как, например, мессенджер, вызов такси или сервис знакомств, можно сделать прорыв.

Вряд ли можно сказать, что где-то есть перенасыщение.

  А какие еще и не проснулись?

Если бы я мог сказать, какие потенциально взрывные сферы бизнеса еще не проснулись, я бы давал интервью Биллу Гейтсу.

  Крупные компании сегодня почти поголовно бросились создавать стартапы в форме микрокомпаний (чаще засекреченных).

Я этого не заметил. Серьезные крупные компании вряд ли захотят распылять внимание на то, что они не очень хорошо понимают.

  В чем их слабые стороны и шансы в сравнении с теми стартапами, где есть тот, кто их придумал и «болеет» ими? (Не считая плюса финансирования и поддержки.)

Если вы говорите про инкубаторы, забирающие значительную долю бизнеса, тут ответ прост: если забрать у предпринимателя основную часть бизнеса, в какой-то момент он может перестать считать бизнес своим.

В этом случае у инвестора появятся новые риски, связанные с мотивацией команды.

  Бизнес-ангелы (как «Альтаир») — какие критерии им важны при принятии решения о поддержке стартапа?

Наверное, об этом лучше спросить их. Обычно они говорят, что в первую очередь смотрят на команду: опыт, знания, мотивацию. Если команда слабая, все остальное не имеет значения. Очень важен рынок. Все хотят вкладывать деньги в большой и к тому же растущий рынок. Ну и сама идея тоже имеет значение, хотя и не самое большое.

  Чем отличается система компенсаций за труд у команды стартапа от обычной фирмы? (Ранее УП обсуждал мотивацию лидеров — 1/2014)?

Если говорить об основателях компании, то в основе мотивации лежит желание добиться успеха — стать знаменитыми и богатыми когда-нибудь, лет через 5-10.

  Бегут ли крысы с корабля, если стартап грозит утонуть?

Это очень общий вопрос. Но в целом есть мнение, что если стартап обречен, то лучше максимально быстро это признать и не тратить на него самый дорогой свой ресурс — время. Самое непростое — понять, обречен стартап или это лишь временные трудности.

  Кто, как и как часто пытается привлечь к себе ценных сотрудников стартапа? По каким едва заметным признакам этот процесс можно почувствовать?

Успех любого бизнеса в значительной степени зависит от людей, которые создают этот бизнес. Все бизнесмены заняты постоянным поиском талантов. Некоторые наиболее известные предприниматели мирового уровня тратят на поиск сотрудников 2/3 своего времени.

  Борьба мнений... Кто и как принимает обычно важные решения в стартапе? Часто ли встречается принцип «мы посоветовались, и я решил»?

Это зависит от лидера бизнеса. Везде по-разному.

  Какие эксклюзивные бизнес-знания можно получить, только работая внутри стартапа, — от нуля до выхода на вершину успеха? (Как Марисса до выхода в Yahoo.)

Знать и уметь — это очень разные вещи. Знания можно получить из книг, статей, проучась несколько лет в хорошем вузе. А вот умение приходит только с опытом. Все необходимые предпринимателю навыки можно получить только в процессе работы.

  Какими знаниями, опытом, талантами, компетенциями должен обладать тот, кто может извлечь эти знания из своего опыта работы в стартапе?

В первую очередь, чтобы делать бизнес, надо уметь считать. Любые действия должны иметь цель, которую можно обозначить цифрами. Только в этом случае можно сказать, двигаешься ли ты вперед.

Кроме того, надо уметь отличать малое от большого, важное от незначительного. Умение правильно расставлять приоритеты может сэкономить компании необходимые ресурсы и время.

  Почему остаются невостребованными многие участники команд стартапов после их распада?

Вероятно, они не использовали шанс научиться новому во время своей работы в стартапе. В итоге их ценность для рынка только уменьшилась.

  Кто из состоявшихся лидеров стартапов вам интересен идеями и опытом и почему?

Мне интересны крупнейшие предприниматели первого эшелона, их способность быстро двигаться к успеху огромного масштаба.

  Как лучше вливать в команду стартапа «свежую кровь»?

Если новые люди действительно ценны для бизнеса, а именно такими стоит усиливать команду, они должны будут влиться вполне органично.

  Инвесторы и лидер? Как лучше договариваться исходя из состоявшегося мирового опыта, учитывая, что в России договоренности «на берегу» не работают почему-то?..

Об этом целые книжки написаны. Я пока не успел их прочитать.

  Uber удивил мир тем, что и в самой древней профессии можно удивить и успешно «стартапить», или для вас этот феномен как-то иначе видится?

Глядя на многие успешные компании, думаешь: как так получилось, что эту очевидную вещь никто раньше не увидел.

В любой сфере можно что-то улучшить. Просто мы настолько привыкаем к неудобствам, что перестаем осознавать, что это нам неудобно. Задача предпринимателя — разглядеть недостаток привычного процесса и ликвидировать его.

* Андрей Бурин, Теамо

Био Андрей Бурин, 39 лет.

Свою карьеру начал в 19 лет дизайнером в рекламном агентстве. В середине 90-х годов создал с коллегами собственное небольшое рекламное агентство. Занимался разработкой креатива, сам рисовал логотипы, придумывал рекламные слоганы и концепции рекламных кампаний. В 1998 году продал свою долю партнерам и занялся собственным бизнесом в сфере полиграфии. В 2004 году пришел работать в медиа-холдинг РБК, где возглавил отдел рекламы и полиграфии. В 2008 году разработал и запустил сайт знакомств. Привлечь инвестиции не удалось – случился финансовый кризис, и развитие проекта пришлось заморозить. В 2009 году Андрей Бурин был приглашен Андреем Андреевым в команду Badoo, где он на протяжении двух лет занимался разработкой продукта. Работая на Badoo, Андрей Бурин разработал приложение для Facebook, которое заняло третье место по посещаемости в мире. Ежемесячно его посещали 60 млн. уникальных пользователей. После того, как Badoo из стартапа превратился в полноценный сервис знакомств, Андрей решил покинуть компанию и вернуться из Лондона в Москву. Весной 2012 года он принял предложение от Fast Lane Ventures и в мае 2012 года возглавил команду сервиса знакомств для серьезных отношений Теамо.ру.

С самого начала Андрей приступил к редизайну сайта, поскольку считал дизайн не современным, а функционал - не продающим, он обновил команду сайта и снизил градус влияния на операционные процессы Fastlane (FLV не только помогает найти инвестора, но и активно участвует в операционной деятельности своих проектов, в том числе предоставляя трудовые ресурсы).

Также, Андрей отошел от бизнес-модели eHarmony, в том числе и видоизменил систему монетизации, добавив к подписке еще и систему микро-платежей, более привычную и понятную пользователям рунета. Внедрил новые опции, например, игры "Совпадения" и "Кто", которые существенно повысила активность пользователей на сайте, изменил тарифы и настроил систему мейлингов.

За время работы Андрея в Теамо.ру количество уникальных пользователей выросло с 80 000 (февраль 2012 года) до 2 млн. (январь 2014 года). Месячный заработок увеличился более чем в 15 раз. На ноябрь 2012 года аудитория сайта составляет 1, 4 млн. уникальных пользователей.

В январе 2013 года состоялось слияние базы Теамо.ру и базы Монамур (принадлежавшего ранее Мамбе). Количество пользователей в общей базе составило 5, 5 млн. В это же время (в январе 2013 года) Теамо.ру вышел на точку безубыточности.

Также результатом работы Теамо.ру можно считать и счастливые пары. За три года образовалось более 50 000 пар, более 16 000 вступили в официальный брак. Есть пары, в которых уже родились дети. Теамо.ру строго придерживается позиционирования себя как сайта знакомств для серьезных отношений, предоставляя соответствующий сервис, создавая комфортную атмосферу для знакомства и общения, строго модерируя загружаемый пользователями контент.

В январе была запущена рекламная кампания Теамо.ру на ТВ, позволившая в короткие сроки масштабировать бизнес и увеличившая активность на сайте. Параллельно с ТВ-рекламой было запущено iOS приложение. В течение месяца без какой-либо рекламы оно попала в Топ-10 Toп-grossing и в Топ-50 бесплатных приложений в разделе «Социальных сети».